Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 22:17, реферат
Данная работа посвящена исследованию феномена мифа: - термину «миф» дается определение и перечисляются его основные характеристики;
- описаны основные функции мифа, в частности мистическая сопричастность;
- рассмотрено значение мифа для общины как способа единения и отказа от индивидуальной свободы;
- раскрыта тема значения мифа для цивилизации.
Введение 3
1.Определение и общие характеристики мифа 4
2.Мистическая сопричастность как основная функция мифа 5
3.Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 7
4.Мифология и цивилизация 8
Заключение 11
Список литературы 12
Оглавление
Введение 3
1.Определение и общие характеристики мифа 4
2.Мистическая сопричастность как основная функция мифа 5
3.Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы 7
4.Мифология и цивилизация 8
Заключение 11
Список
литературы 12
Введение
В
некотором смысле миф вечен, ибо
мифологическое измерение присутствует
в каждой культуре, а мифологические
образы и переживания укоренены
в бессознательных основах
Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев.1
Данная работа посвящена исследованию феномена мифа: - термину «миф» дается определение и перечисляются его основные характеристики;
- описаны основные функции мифа, в частности мистическая сопричастность;
- рассмотрено значение мифа для общины как способа единения и отказа от индивидуальной свободы;
- раскрыта тема значения мифа для цивилизации.
В для подготовки текста данной контрольной работы были использованы учебники, статьи в периодических изданиях Интернет-ресурсы, посвященные вопросу мифа.
1.Определение и общие характеристики мифа
Миф (от греч. mythos - предание, сказание) — это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны. Содержанием мифов являются рассказы:
- о сотворении мира;
- об основании древних государств и городов;
- о поступках культурных героев;
- о месте человека в мире и его назначении;
- о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.
Миф — это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек.2
Миф возникает на родовой фазе становления человеческого общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического развития. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни. Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека и возникают на основе его способности верить в определенную структуру бытия.
Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.
В целом же для мифологического сознания характерно:
- растворение человека в мире;
- полное отождествление человека с природой, ее обожествление;
- фетишизм, т.е. поклонение неодушевленным предметам;
- анимизм, т.е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.
Расцвет
мифа относится к периоду
эпоху миф являлся:
- организатором поведения членов первобытного коллектива;
- аккумулятором его волевых устремлений;
- стержнем, осью всей общественной жизни.
В
мифах объективировались
2.Мистическая сопричастность как основная функция мифа
Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо его существование. К числу таких потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства с миром.
Есть два крайних полюса, два ценностных отношения к миру как к «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого», объективного, внечеловеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущение внутреннего родства с миром сегодня воспринимается как одно лишь из возможных отношений к бытию. Но для первобытного человека это отношение было единственно возможным. Иное мироощущение повергло бы первобытного человека в состояние непреходящей тоски и отчаяния перед противостоящими ему бездушными и всемогущими силами.
Способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать.
Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма. Тотем — это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не есть боги, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. И мифологическое мышление ничуть не смущается очевидной логической несовместимостью этих характеристик.
Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.
Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняет.
Человек
видел в себе лишь продолжение
жизни природы и готов был обрекать
на смерть тех, кто уже не мог воплощать
в себе расцвет обожествляемых природных
сил. Это особенно ярко проявляется в описанной
Дж. Дж. Фрэзером типичной судьбе царей-жрецов
примитивных сообществ. Царь-жрец — это
особый человек, который воплощал в себе
мистическую связь коллектива с обожествленной
жизнью природы. Но мистическая связь
— это двустороннее отношение, и, по поверью,
нормальная жизнь природы сама зависела
от физической крепости царя-жреца. Его
одряхление и смерть грозят обществу немыслимыми
бедами. Поэтому «существует единственный
способ предотвратить эту опасность. При
появлении первых признаков упадка сил
богочеловека следует предать смерти...
(...) ...Убивая человекобога в расцвете сил
и передавая его дух могучему преемнику,
первобытный человек предупреждал все
опасности»
4
3.Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь сама делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами.
Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счет подавления любых проявлений свободы.
Надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух еще не развит и не готов совладать с собственной свободой.
В этих условиях психическая жизнь первобытного человека могла быть упорядочена лишь с помощью магических обрядов и ритуалов, программирующих его бессознательное и направляющих течение душевной жизни по социально приемлемому пути.
Каждый человек целиком отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Не было отдельного «Я» — каждый воспринимал себя как частицу общего «Мы», — только так можно было обеспечить сплоченность примитивного коллектива в условиях негарантированного выживания.
Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов.
Миф
есть страшно консервативная и устойчивая
система. И если он рано или поздно
начинает уходить в прошлое, то причиной
этого является вовсе не накопление
знаний (ибо миф сам программирует,
как интерпретировать мир и какие
знания накапливать). Миф разрушается
по мере того, как человек получает
возможность осуществлять таящуюся
внутри него свободу. Миф не может, не
предназначен регулировать жизнь свободного
человека, и потому реализация свободы,
с одной стороны, подрывает устои
мифа, а с другой стороны, становится
источником новой формы культуры.
Функции, которые выполнял миф, трансформируются
и теперь выполняются религией, искусством
и философией.5
4.Мифология и цивилизация
Природные условия имели первостепенное значение для развития ранних цивилизаций. «Основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки», — писал русский географ социолог Лев Ильич Мечников. Соглашаясь с этим утверждением, нельзя не отметить причины культурной.
Цивилизация может возникнуть только на определенном этапе развития культуры, с которой связана неразрывными узами, нахо дясь на границе мира культуры и мира материальной жизни чело века. Как указывал О. Конт, образование всякого действительного общества, способного к устойчивому и длительному существованию, неизбежно предполагает непрерывное и преимущественной влияние некоторой предварительной системы общих воззрений, которые в состоянии достаточное время держать в узде бурное естественное развитие индивидуальных различий в мнениях. Эта роль настолько важна, что жрецы были особым и руководящим классом в различных обществах. Обратной стороной процесса массовления культуры было то, что «повсюду цивилизация нарушала естественное равновесие способностей и наклонностей, подавляла одни из них и преувеличивала другие, жертвовала будущей жизни настоящей, божеству — человеком, государству — личностью; она создала индийского факира, египетского или китайского чиновника, римского законника и сыщика, средневекового мона-ха, подданного, подначального (и опекаемого повсюду) гражданина новых времен».
Обеспечившие материальными благами людей цивилизации возникли на мифологической основе. Именно мифология смогла культурно объединить людей в громадные сообщества. Цивилизация стала возможной с главенства мифологии в культуре, давшей набор общезначимых образов и ритуалов. Сплачивавшая население мифология как система взглядов на мир, позволявшая говорить о едином мировоззрении целых народов, составляет духовное ядро цивилизации.
Цивилизация потребовала письменности для общения в процессе работы той гигантской мегамашины, которая была создана в Египте в первую очередь для постройки пирамид и для запечатления в вечности напутствий умирающему человеку. Поэтому первым письменным произведением стала «Книга мертвых». С изобретения письменности культура растекается по широким массам, и, как вода в долине, теряет свою энергию и силу. Это совпадает с наступлением бронзового века. Тогда же возникают города — большие скопления людей в огораживаемом месте, где непременно есть рынок.