Миф как форма культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Содержание

Введение 3
1. Миф и культура 4
1.1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1.3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 8
2. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 10
Заключение. 13

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

       Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому нечеловеческому (по смыслу - и божественному) источнику и авторитету. В ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним право представлениям неминуемая и суровая кара.

2. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

       Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность.

         Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

       Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

       Религия стала доминировать в культуре вслед  за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.

         Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

         Слово философия - греческого происхождения, в буквальном переводе означает оно "любовь к мудрости". "Любовь к мудрости" всегда состояла в стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека, приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического. 
В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.

         Философский анализ общественной жизни отличается от того, что содержится в мифах, многим:

-        миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

-        миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,       

-        миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,

-        миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,

-        миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних  цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение  – великий дар природы, драгоценное  качество людей, их творческая энергия. Оно создало “Илиаду” и “Рамаяну”, “Эпос о Гильгамеше” и “Энеиду”. Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.

     Воображение древнего человека создало царство  мифа. Люди искали ответы на волнующие  их философские вопросы, пытались разгадать  загадки Вселенной, человека и самой  жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

     Миф – не сказка. Сказка – вымысел  и осознается как вымысел, увлекая  человека мечтой об иной действительности. Миф отождествляет мечту с  реальностью. Сказка – дитя уже более  поздней эпохи. Миф – древнее. Он не мирится с сомнением. Человек, создавая его, как бы осуществлял свое абсолютное знание истины. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.

     Древнее искусство – царство идеальных  героев. Мечта создавала образец  человека в его лучшем, совершенном  проявлении. В какой-то степени это  был пример для подражания. Александр  Македонский, возя с собой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял себя Ахиллесу.

     Людские сообщества нуждались в сильных  героических личностях, способных  бороться и побеждать врагов рода, племени, народа, и мечта, воображение  создали таких героев, очищавших  мир от скверны, подобных Гераклу, совершившему двенадцать подвигов, или Раме, убившему чудовище Равану, что похищал женщин, пожирал все живое и разорял земли.

     Идеальные герои, жертвуя собой, искали чуда, дабы избавить людей от вековечных бед, подобно  Гильгамешу, отправившемуся на край света  за цветком бессмертия. И этот их подвиг славили поэты.

     Легенды о героях легли в основу эпических  сказаний древности. Античная культура венчает богатейшие древние цивилизации. В ней уже возникли черты иного  мировоззрения. Научная мысль уже  начала разрушать то наивное, полное восторгов и страхов мировосприятие, которое отразилось в мифах, в древних языческих религиях.

     Мир переменился. Давно уже замолкли боги и герои, оживлявшие воображение  древних народов, но, воплощенные  в литературных образах, они волнуют  нас как вечная и неугасимая мечта о прекрасном.

     Мифология древнего мира – великая сокровищница созданий человеческого гения. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Миф как форма культуры