Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:28, реферат
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Введение 3
1. Миф и культура 4
1.1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1.3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 8
2. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 10
Заключение. 13
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Томский
Политехнический Университет
Факультет естественных наук и математики
Кафедра
общей физики
Реферат по культурологии
на тему:
«Миф
как форма культуры»
Томск 2009
Оглавление
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.
Так
встал вопрос о происхождении
мифа. Сегодня большинство ученых
склоняются к тому мнению, что секрет
происхождения мифа следует искать в том,
что мифологическое сознание явилось
древнейшей формой понимания и осмысления
мира, понимания природы, общества и человека.
Миф возник из потребности древних людей
в осознании окружающей его природной
и социальной стихии, сущности человека.
Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя.
Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению,
смерти, испытаниям. Особое место занимает
добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание
животных. Миф - это не первоначальная
форма знаний, а вид мировоззрения, образное
представление о природе и коллективной
жизни. В мифах объединились зачатки знаний,
религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно
совпадать с переживаемым, действительное
с тем, кто действует. Генетический
принцип - сводится к выяснению кто кого
породил. Мифы построены на установлении
гармонии между миром и человеком.
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с обрядами. Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
1.2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов: - космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, - антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, - мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, - эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен. Космогонические
мифы, как правило делятся на две группы:
мифы развития и мифы творения. Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь. Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". |
Наибольшее
значение в культурно-историческом
процессе сыграли эсхатологические
представления, сформулированные в
знаменитом библейском "Апокалипсисе":
грядет второе пришествие Христа - Он придет
не как жертва, а как Страшный Судия,
подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит
"конец времен", и праведники будут
предопределены к жизни вечной, грешники
же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить
сформулированную выше мысль: мифы возникли
из настоятельной потребности людей объяснить
происхождения, природа, людей, устройство
мира, предсказать судьбу человечества.
Сам способ объяснения имеет специфический
характер и коренным образом отличается
от научной формы объяснения и анализа
мира. Какие же особенности отличают мифологическое
сознание?
В мифе человек и общество не выделяют
себя из окружающей природной стихии.
Природа, общество, человек слиты в единое
целое: неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем
все - очень конкретно, персонифицировано,
одушевлено.
Мифологическое
сознание мыслит символами: каждый образ,
герой, действующее лицо обозначает
стоящее за ним явление или
понятие.
Миф живет в своем, особенном времени -
времени "первоначало", "первотворения",
к которому неприложимы человеческие
представления о течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему
чужды доводы рассудка, он объясняет мир,
исходя не из знания, а из веры.
Какую
же роль играли мифы и мифотворчество
в истории человеческого
Мифология
выполняет функцию объяснения и
легитимации социальных норм. Соответствующая
мифическая версия санкционирует определенный
(наличный, естественный) порядок, выступая,
одновременно, в качестве основы его происхождения,
идеологического оправдания его существования
и неизменного сохранения.
Миф выражает и кодифицирует верование,
придает престиж традиции, руководит в
практической деятельности, учит правилам
поведения. Характерные для мифологии
представления о божественном первоисточнике
правил человеческого поведения и человеческих
установлений вообще, об обусловленности
норм человеческого общения (дозволений
и запретов) более широкими и глобальны
ми отношениями, общемировыми (космическими)
процессами и порядками (с теми или иными
изменениями и модификациями) сохраняют
свое значение и в дальнейшем, в условиях
формирования государственности.
Соответствие
земных, человеческих порядков, отношений
норм и правил поведения божественным
началам является само собой разумеющимся
моментом общемифологического представления
о всемогущих, всеопределяющих богах,
создателях неба и земли, человека и уклада
его жизни. Естественное (природное) согласно
подобным воззрениям тоже божественно,
а все человеческое правильно и достойно
положительной оценки в той мере, в какой
оно соответствует божественным (естественно-божественным)
установлениям и волениям. Причем в соответствии
с иерархическими взаимоотношениями самих
мифических богов между собой, в качестве
первоисточника всего положительного,
социально и этически наиболее важного
и ценного выступает сам верховный бог.
Кроме того, один из богов (в разных мифах
и на разных этапах мифотворчества одного
и того же народа эта роль может приписываться
различным богам) специально олицетворяет
правду и справедливость. Согласно божественной
справедливости, все люди равны по природе
и наделены богами равными возможностями.
На рушение такого рода равенства в человеческих
отношениях является свидетельством отступления
людей от божественного закона. Существенным
фактором и мотивом, поддерживающим божественно
освященные устои официального порядка
(тесно взаимосвязанные между собой представления
о божественной справедливости, правила
религиозного ритуала, принятые обычаи
и нравы, установления властей и судов),
был страх перед наказанием - при жизни
или неминуемо после смерти - за те или
иные прегрешения или проступки. Этот
страх успешнее всего культивировался
там, где упирался на стойкую веру в бессмертие
души и загробный суд богов.
Мифологически и религиозно окрашенные
представления о дозволенном и недозволенном,
справедливом и несправедливом существенным
образом влияли на источники древнего
права - нормы обычного права, законодательство,
административные распоряжения и судебные
решения. Правосудие осуществлялось самими
должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей,
и в результате, героика полностью вытесняется
из жизни. Миф выступает способом существования
права. Закон фундируется мифом, а миф
настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте мифологической
интерпретации победа добра над злом несомненно
значима и для человеческих отношений,
принципом упорядочения которых, по смыслу
мифа, выступает божественная справедливость.
Победа справедливости есть вместе с тем,
согласно логике мифа, утверждение правового
начала и права вообще как торжества права
над неправом. Миф тем самым отражает представление
о божественном происхождении, источнике
и характере справедливости и права как
принципе взаимоотношении в божественных
и человеческих делах.