Методы изложения материала при подготовке публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:40, реферат

Описание работы

Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Работа содержит 1 файл

Русский язык реферат.docx

— 28.02 Кб (Скачать)

     Речь, произнесенная без подготовки, подкупает  естественностью, спонтанностью. Ее недостаток в том, что у выступающего нет  возможности использовать данные статистики, иллюстрации и т.п.

     Чтение   же   заранее  написанного текста  обеспечивает точность, но при этом  у докладчика слабые возможности  приспособиться к аудитории и  поддерживать с ней зрительный контакт. 

     Многие  опытные ораторы советуют выступать  с опорой на текст. Написанный текст  речи осмысливается, анализируются  проблемы, о которых будет идти речь, выделяются основные смысловые  части, текст несколько раз перечитывается, произносится вслух, восстанавливается  в памяти план и содержание. Соответствующим  образом размещается  текст речи: подчеркиваются основные положения  речи,  пронумеровываются освещаемые вопросы, выделяются фамилии, названия, статистические данные, начало и конец  цитат и т.п.

     Система обозначений и выделений может  быть  самой разнообразной : прямая, волнистая и пунктирная линии;  обведение в квадрат, кружок;  римские и арабские цифры;  использование карандашей и фломастеров и т.п. 

     Таким текстом легко пользоваться во время  выступления. Выступление с опорой на текст создает впечатление  свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

     Интонация – играет значительную роль в устной речи. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса,  интенсивность или силу звучания, его длительность и тембр. Задача оратора – определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

     Интонация передает смысловые и эмоциональные  различия высказываний, отражает состояние  и настроение выступающего, его отношение  к предмету обсуждения. Интонация  выполняет и синтаксические  функции, указывая:

     - конец фразы;

     -ее  законченность или незаконченность;

     - к какому типу относится предложение,  содержит оно вопрос, восклицание  или повествование. 

       Необходимо  избегать  сложных   предложений,   причастных   и   деепричастных оборотов. Излагая  сложный вопрос, нужно постараться  передать  информацию  по частям.

       Следует, однако, не забывать, что  никакие навыки и умения сами  по  себе  не принесут успеха  выступающему,  если  его  разговор  с  аудиторией  не  будет  проникнут глубокой идейностью  и убежденностью в то, о чем  говорится; если не будет контакта  и взаимосвязи между аудиторией  и оратором, если выступающий  не будет следовать общепринятым  нормам поведения . 

       
 
 
 
 

     Заключение.

     Таким образом,  чтобы выполнить свою задачу и  оказать желаемое воздействие  на аудиторию, оратор должен  грамотно подготовить выступление и  умело  произнести речь.

     Конечно,  ораторская  практика настолько  сложна, разнообразна, многогранна, что  невозможно все предусмотреть  заранее. Однако,  существует ряд советов по  совершенствованию публичных выступлений:

     - Использовать речь, которая написана  самим.

     - Уметь подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

     - Безупречно владеть устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;

     - Уметь отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.

     - Говорить короткими фразами.

     - Приспосабливать  слова и стиль  речи к аудитории.

     - Говорить ясно и конкретно.  Избегать абстракций, двусмысленных  выражений и специальных технических  терминов.

     Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются  в результате  упорного  труда  и  постоянных  тренировок.  Пренебрегать  этими знаниями  –  значит  не  понимать  особенностей  ораторского  искусства  как сложного вида деятельности. 
 

 

Список  литературы 

  1. Барашков  В.Ф. А как у вас говорят? –  М., «Просвещение», 1986 - 111 с.
  2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. - М., «Высшая школа», 1989 - 792 с.
  3. Блохина Н.Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. – Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2006 - 258 с.
  4. Вартанян  И.А. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. – М., «Наука», 1988 – 135 с.
  5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д, «МарТ», 2002. – 512 с.
  6. Л.А. Введенская,  Л.Г. Павлова,  Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов н./Д:  «Феникс», 2006 – 304 с.   
  7. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., «Прогресс», 1989 - 494 с.
  8. .Чеховских М.И. Психология  делового общения. Учебное пособие. – М., ООО «Новое знание», 2006 – 309 с.
  9. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. - СПб, «Авалон», «Азбука-классика», 2006 – 218 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине: «Русский язык и культура речи»

тема: «Методы изложения материала при подготовке публичного выступления» 
 
 
 

                  Выполнил:

                  студент 1 курса, группы 11

                  Зайцева Александра Евгеньевна

                  Проверил:

                  ст.преподаватель

                  Лозовая Галина Николаевна 
                   
                   
                   
                   
                   

Южно-Сахалинск, 2011

Информация о работе Методы изложения материала при подготовке публичного выступления