Методы изложения материала при подготовке публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:40, реферат

Описание работы

Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Работа содержит 1 файл

Русский язык реферат.docx

— 28.02 Кб (Скачать)

     Введение.

         «Публичное выступление – это  путешествие с определенной целью,  и маршрут должен быть нанесен  на карту. Ни один здравомыслящий  человек не начнет строить  дом, не имея проекта».

     Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана  или тезисов» - писал  Дейл Карнеги.  Готовиться к выступлению, - подчеркивает Д.Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать  их, располагать в  определенном порядке.

             Публичное выступление является  линейной коммуникацией, когда   сообщения направляются  коммуникатором (оратором) в одну сторону без  обратной связи с реципиентом.

     Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности  ораторской речи – это контакт  со слушателями. Не случайно в народе говорят: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает".

     Речевое мастерство, ораторское искусство –  совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции, аудитории.

     Не  только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед  публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно  реагировать на поведение аудитории  – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

     Почему  некоторые из ораторов не имеют ясного представления о перемете своего выступления, не владеют информацией, путаются или просто бояться аудитории. Данная работа позволит сделать некоторые  заключения, которые помогут избежать ошибок в публичных выступлениях.

     Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для  достижения жизненного успеха, некий  набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. Совершенно иначе смотрели на него древние греки, в чьих полисах  впервые появились великие риторы. Для них искусство речи было неотделимо от искусства мыслить, и не случайно, что риторика как самостоятельная  сфера образования развивалась  вместе с наукой и философией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В теории ораторского искусства под  структурой  речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных  частей и отношение каждой части  ко всему выступлению как единому  целому.

     Основными элементами речи в выступлении являются:

     1. Введение,  которым оратор привлекает  внимание слушателей и настраивает   его на тему своего выступления.

     2. Главная идея;

     3. Основная часть, в которой раскрываются  главные пункты сообщения; 

     4. Заключение, в котором подводятся  итоги.

     Каждая  часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время  подготовки ораторской речи.

     Цель  введения – привлечь  внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в  сообщении. Привлечь внимание можно  одним из следующих способов:

     - Рассказать что-то из личного  опыта.

     - Дать иллюстрацию в виде словесного  рассказа или наглядного изображения.

     Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую  для понимания основного содержания. Этот  материал связан с главной  идеей, в нем содержится необходимая  информация, с его помощью докладчик  устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

     Чтобы ориентировать слушателей, можно:

     - Дать историческую основу;

     - Дать определение основных терминов;

     - Взять примеры из личного жизненного  опыта и связать их с заданной  темой;

     - Указать на важность темы для  слушателей.

     Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть  свободным, естественным.   «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно  должно быть кратким.

     Начало  выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является  исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести  впечатление.

     В Основной  части  выступления  развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.  Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.  В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методов последовательного изложения идеи:

     Индуктивный метод- изложение материала  от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

     Дедуктивный метод – изложение материала  от общего к частному. Оратор вначале  речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение  в выступлениях пропагандистского  характера;

     Метод аналогии – сопоставление различных  явлений, событий, фактов. Обычно параллель  проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого  материала, помогает восприятию основных идей;

     Концентрический метод- расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и  углубленному его анализу;

     Ступенчатый метод – последовательное изложение  одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

     Исторический  метод – изложение материла в  хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые  произошли в том или  ином лице, предмете с течением времени.

     Использование различных методов изложения  материала  в одном и том  же выступлении позволяет сделать  структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

     План  развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления  должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть  подобрано  как  можно  больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

     Каким бы  методом не пользовался оратор в выступлении, его речь  должна  быть доказательной, суждения и положения  убедительными.

     Располагая  определенным образом доводы в своей  речи, оратор не должен забывать о таком  важном принципе построения речи, как  принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

     Продумывая  структуру своей речи,  выступающий  не должен забывать о поддержании  внимания, которое со временем притупляется и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:

     - обращение к слушателям с неожиданным  вопросом;

     - прерывание речи, использование  паузы;

     - вопросно-ответный ход;

     - примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические  выражения и т.п.

     Излагая основную часть  очень   важно   не   перерасходовать   время, обязательно оставив его для  заключения.

     Заключение   является важной  композиционной частью любого выступления. Народная мудрость утверждает: "Конец венчает дело".  В заключении подводятся итоги,  формулируются выводы, которые следуют  из главной цели основной идеи выступления  или аудитория побуждается к  определенным действиям. Некоторые  исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно  еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя  такие приемы,  как:  личный опыт, юмор, иллюстрации.

     Закончить  выступление  можно  решительным  заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической  строкой (если это уместно). Это придаст  выступлению благородство и индивидуальность.  Это следует делать, конечно, кратко и быстро. По мнению А.Ф.Кони- известного судебного деятеля Х1Х века,  конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.

     Публичное  выступление будет успешным, если удастся:

     - Добиться  интереса и внимания;

     - Завоевать доверие;

     - Изложить факты, разъяснить слушателям  достоинства предложения выступающего;

     - Привести убедительные доводы, побуждающие  людей действовать или принимать  во внимание  полученную информацию.

       Один из важных вопросов, возникающих  при подготовке публичного выступления ,-обязательно или нет предварительно составлять письменный текст речи. Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия считают, что речь должна быть предварительно написана. По совету  А.Ф. Кони лучше – написать речь и, тщательно отделав ее в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и не обладающим резко выраженной способность к свободной и спокойной речи. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленной  в окончательном виде материал. Существует и диаметрально противоположная точка зрения.

     Написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной.

     Существует  еще один способ оформления публичного выступления – конспект. Он отличается от текста тем, что в нем выступление  закреплено не дословно и можно разыгрывать любые словесные вариации. В конспекте, даже кратком, целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты:

     - первую фразу или  2-3 фразы;

     - концовку (2-3 фразы);

     - наиболее ответственные формулировки, которые имеют для данного  выступления особую значимость;

     - цитаты, цифровые данные, имена собственные  и т.п.

     Конспектом, как правило, пользуются опытные  ораторы. Его отличие от конспекта  в том, что в нем не фиксируется  смысловое  содержание речи, а лишь дается система ориентиров  для  развертывания этого содержания. В этом случае важно, чтобы формулировка пункта плана  вызывала  у оратора  достаточно четкое представление о  том, или ином смысловом блоке.

     И, конечно, высший класс умений публичного выступления – речь вообще без  всякой бумажки.

     Безусловно, у каждого оратора свои методы работы с текстом речи. Главное, не забывать, что овладение материалом выступления – весьма ответственный  этап в деятельности оратора. Две  тысячи лет назад Гораций писал:

     " Прежде чем станешь писать, научись  же порядочно мыслить!

     Книги философов могут тебя в том  достойно наставить,

     А выраженья за мыслью придут уже сами собой".

     Затем необходимо избрать способ выступления  – заглядывая в  конспект  или  избегая чтения текста. 

     Необходимо  избрать способ выступления –  заглядывая в конспект или избегая  чтения текста. Использование конспекта  очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.

     Запоминание написанного текста заметно сковывает  выступающего и привязывает к  заранее составленному плану, не давая возможности откликаться  на реакцию аудитории.

Информация о работе Методы изложения материала при подготовке публичного выступления