Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 11:51, реферат
МЕТАФОРА (греч. «перенос»), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта; напр.: волк, дуб и дубина, змея, лев, тряпка и т.п. в применении к человеку; острый, тупой – о свойствах человеческого ума и т.п. В расширительном смысле термин «метафора» относят также к другим видам переносного значения слова.
В
соответствии с описанными выше процессами
могут быть выделены следующие основные
типы языковой метафоры: 1) образная метафора,
являющаяся следствием перехода идентифицирующего
(многопризнакового, описательного) значения
в предикатное (характеризующее) и служащая
развитию синонимических средств языка;
2) номинативная метафора (перенос названия),
состоящая в замене одного описательного
значения другим и служащая источником
омонимии; 3) когнитивная метафора, возникающая
в результате сдвига в сочетаемости предикатных
(признаковых) слов (прилагательных и глаголов)
и создающая полисемию; 4) генерализирующая
метафора (как конечный результат когнитивной
метафоры), стирающая в значении слова
границы между логическими порядками
и создающая предикаты наиболее общего
значения.
Во
всех случаях рано или поздно метафора
исчезает: ее значение выравнивается
по законам стандартной семантики.
Сущность метафоры (ее семантическая
двуплановость) не отвечает первичным
коммуникативным назначениям основных
компонентов предложения – его субъекта
и предиката. Для указания на предмет речи
метафора слишком субъективна; для предиката,
содержащего сообщаемую информацию, –
слишком неопределенна и неоднозначна.
С этим связаны стилистические ограничения
на употребление живых метафор. Они не
используются в деловом и юридическом
дискурсе: законах, распоряжениях, приказах,
инструкциях, правилах, циркулярах, обязательствах
и т.п., предполагающих исполнение предписаний
и контроль за ним. Метафорой не пользуются
в вопросах, рассчитанных на получение
точной и недвусмысленной информации,
и в ответах на них. Метафора употребительна
в тех формах практической речи, в которых
присутствует экспрессивно-эмоциональный
и эстетический аспекты. Она удерживается
во фразеологизмах, кличках, крылатых
фразах, присказках, афоризмах; напр.: Человек
человеку волк, Чужая душа – потемки, чужая
совесть – могила; Сердце без тайности
– пустая грамота; Свой глаз алмаз; Закон
– дышло: куда захочешь, туда и воротишь
и др.
Метафора
распространена во всех жанрах речи, предназначенных
для воздействия на эмоции и воображение
адресата. Ораторское искусство и
публицистика широко пользуются метафорой.
Метафора характерна для полемического,
особенно политического дискурса, в котором
она основывается на аналогиях: с войной
и борьбой (нанести удар, выиграть сражение,
команда президента), игрой (сделать ход,
выиграть партию, поставить на карту, блефовать,
приберегать козыри, разыграть карту),
спортом (перетягивать канат, получить
нокаут, положить на обе лопатки), охотой
(загонять в западню, наводить на ложный
след), механизмом (рычаги власти), организмом
(болезнь роста, ростки демократии), театром
(играть главную роль, быть марионеткой,
статистом, суфлером, выйти на авансцену)
и др.
Естественное
для себя место метафора находит
в поэтической (в широком смысле)
речи, в которой она апеллирует
к воображению и через него
к пониманию жизни и сути вещей.
Метафору роднят с поэтическим дискурсом
следующие черты: актуализация далеких
и неочевидных связей, нераздельность
образа и смысла, диффузность значения,
допущение разных интерпретаций, устранение
мотивировок и разъяснений. Метафора основана
на принципах функционирования поэтического
слова, компенсирующих отказ от мотивировок
единственностью и точностью выбора. Метафора
расцветает на почве поэзии, но она не
составляет ее вершины. Порожденная воображением,
метафора всегда – прямо или косвенно
– соотнесена с действительным миром.
Это отличает ее от символа, часто получающего
трансцендентные смыслы. Метафора углубляет
понимание чувственно воспринимаемой
реальности, но не уводит за ее пределы.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. – В кн.: Виноградов В.В. Избранные труды. М., 1976
Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979
Метафора в языке и тексте. М., 1988
Теория метафоры. Сборник переводов. М., 1990
Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю). М., 1991
Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб, 1993
Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. М., 1994
Павлович Н.В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995
Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995
Левин Ю.И. Поэтика и семиотика. – В кн.: Левин Ю.И. Избранные труды. М., 1998
Арутюнова
Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998
Понятие
и функции метафоры
Метафора – это перенос
Первая, более простая и поверхностная,
Слово монета – первоначально
означало «та, которая
Это пример переноса названия
не основанного на метафоре. Слово
просто утрачивает одно
Для метафоры необходимо, чтобы
мы осознавали ее
Когда мы говорим el fondo del alma – до глубины (дна) души, под словом дно мы подразумеваем некий духовный феномен, не имеющий ничего общего с пространством и лишенный физических характеристик, таких как, например, поверхность или дно.
Обозначая словом «дно»
Такое слово, как красное
Зачем мы используем названия не по прямому назначению? Почему не предпочесть прямое обозначение и не употреблять слова в из собственном смысле? Мы разумеется так и сделали бы, если бы могли воспринимать «глубину души» своим взором так же ясно, как, например, красный цвет.
Однако интересующий нас
В этом заключена вторая –
более глубокая и существенная
– функция метафоры в познании. Метафора
нужна не только для того, чтобы, благодаря
полученному наименованию, сделать нашу
мысль доступной для других людей; она
необходима нам самим для того, чтобы объект
стал доступен нашей мысли.
Зачем мышлению метафоры
Почему метафора является не
только средством выражения,
Не все объекты легко доступны
для нашего мышления, не обо
всем мы можем составить
Метафора служит орудием мысли,
Метафора в науке
и поэзии
Поэзия это метафора. Метафора лежит в основании поэзии и ее поэтическая функция хорошо изучена. К научной и поэтической метафоре подходили с одинаковых позиций. Так, в эстетике метафору рассматривали только как чарующую вспышку, вдруг озарившую своим светом прекрасное. Поэтому к ней не применяли понятие истины и не считали ее орудием познания действительности. Это не позволяло заметить, что поэзии не чужды исследовательские цели и она способна открывать столь же позитивные факты, как те, которые открывает наука.
Например, Лопе де Вега описывает струи фонтана:
-В струях фонтанов, которые
В несметном своем единстве
Хрустальными копьями
Струи фонтана он представляет
себе в виде хрустальных копий.
Струя и копье – конкретные
объекты. Конкретен каждый
В состав конкретных объектов входят абстракции:
Хрустальное копье кроме
Сходным образом в струе
Струя и копье, если
Такое утверждение согласуется с научным подходом, оно констатирует реальный факт: частичную идентичность струи и копья.
Небесное тело и число далеко не одно и тоже. Однако, когда Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения, определив, что сила тяготения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату разделяющего их расстояния, он открыл некоторое частичное абстрактное тождество, существующее между небесными светилами и определенным рядом чисел.
Если бы какой-нибудь
Научный закон ограничивается
констатацией тождества
Все это показывает, что научное
мышление более или менее сходно с поэтическим.
Различие между ними состоит не в характере
мыслительных операций, а в их режиме и
целях.
Метафорическое мышление
В поэзии – метафора на основе
частичного сходства двух