Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 02:01, реферат
Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирно-исторического процесса. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее и на средневековую культуру Европы, на Средневековый Восток, в конечном итоге- на мировую культуру Нового и Новейшего времени.
Введение …………………………………………………….2
1. Строительные материалы………………………………...5
2. Храмы………………………………… …………………..6
3. Зиккураты.………………………………………………...10
4. Дворцы…………………………………………………….12
5. Городское планирование……………………………...….13
Заключение………………………………………………......16
Список использованной литературы……………………....
Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров,сбивании масла из молока и т.д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста – только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н.э.), которая посвящена его победе над городом Умой.
Любой город мог иметь множество храмов. Иногда благодаря связанным с храмами дворам они формировали религиозные комплексы. Храмы города могли посвящаться множеству различных божеств, но обычно бог- покровитель или богиня города имели больший по размеру и более впечатляющий храм, чем остальные.
Расположенный в Вавилоне храм Мардука был огромным:470 футов в длину и простирался более чем на 60 акров. Впервые его возвели в дни вавилонской Первой династии. Потом он много раз перестраивался и заново украшался, пока персыв 479 г.до н.э. не разрушили его окончательно. Выбрав Вавилон своей новой столицей, Александр Великий начал возведение нового храма, но после того как 10 000 человек на протяжении двух месяцев смогли только очистить площадку под храм, он отказался от этого проекта.
В Месопотамии по сторонам света ориентировались углы, а не стороны, причем вход в храм часто размещался в северо-восточном или юго-восточном направлении.
Одной из наиболее примечательных деталей храмового строительства было введение «вложения в фундамент» - древнего эквивалента временной капсулы, которую в наши дни кладут под краеугольный камень. В таком вложении был камень с указанием царя, предпринявшего строительство, описание обстоятельств строительства и список использовавшихся специальных материалов, включая благовония или мед, иногда добавлявшиеся в цементирующий раствор – или дорогих пород дерева, вроде кипариса или кедра, использовавшихся для дверей. Правитель VI в.до н.э. Набонид даже имел нечто вроде хобби, раскапывая фундаменты, чтобы узнать подробности; это дает ему возможность претендовать на звание первого в истории археолога.
«Вложения в фундамент» делались также при сооружении религиозных объектов другого типа, зиккуратов. Как около любой итальянской церкви стоит колокольня, так и зиккурат стоял около храма и был воздвигнут в честь бога этого храма.
Зиккураты.
Отличительной стороной зданий Древней Месопотамии были не храмы, а зиккураты. Постепенно зиккурат становится главным храмом (в то время , как нижний храм обязательно строится рядом) и до конца эпохи древности остается наиболее типичным для культовой архитектуры сооружением. В различных городах до наших дней было найдено 30 этих сооружений, самое раннее из которых, в Эреду, относится к концу третьего тысячелетия до н.э.
Слово «зиккурат» происходит от аккадского слова «zigguratu», что означает «пик»,или «высокое место». Зиккурат- высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом.3 Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты возводили на холмах из кирпичей и облицовывали глазурованными плитками, причем нижние уступы раскрашивались в более темные цета, чем верхние: низ- черный, следующий ярус- красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний – выбеленный. Возможно, иногда террасы озеленялись. В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые цвета.
Божество должно было защищать город, который считался его собственностью, поэтому божеству полагалось проживать на большей высоте, чем смертным людям. Для этого в верхней части зиккурата строился золотой купол, который выполнял функцию святилища, то есть «жилища бога». В святилище бог почивал по ночам. Внутри этого купола не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Но жрецам это святилище использовалось и для более конкретных нужд: они вели оттуда астрологические наблюдения.
Каким было предназначение зиккурата? Геродот дает только одно объяснение : зиккурат служил массивной платформой для святилища, в которое любой бог мог спуститься с небес. Диодор предлагает и другое объяснение: зиккурат должен был стать звездной обсерваторией. Некоторые и в самом деле видят в семи этажах зиккурата символическое представление известных вавилонским астрономам пяти планет, а также солнца и луны. Некоторые же дают довольно земное объяснение: в землях, заливавшихся наводнениями, зиккураты просто служили средством поднять святилище и предохранить его от повреждения водами. Те, кому это объяснение кажется слишком простым, предложили другую версию: форма зиккурата совпадает с топографией гор, от которых пришли их строители,- гор, где, как считалось, обитают боги. Хотя мы фактически ничего не знаем об их происхождении, некоторые поэтические названия для зиккуратов- «дом горы» и «гора бури»- заставляют обратить внимание на теорию, что зиккураты являются искусственно созданными горами. Приведенные выше доводы не исключают друг друга, и вполне может быть, что для появления зиккуратов было несколько причин.
Дворцы.
Так же, как самые первые храмы и зиккураты, самые ранние дворцы Месопотамии появились в Эреду. Они относятся к началу третьего тысячелетия до н.э.
В то время как поздние храмы отличала их композиция, а зиккураты - высота, для дворцов было характерно наличие множеств комнат. По-шумерски дворец обозначался даже как «множество комнат».
Точно также как храмы с течением времени постепенно приобретали все новые комнаты, а зиккураты – этажи, дворцы со временем меняли конструкцию, пока не приобрели характерную только для них форму. Дворцы позднего времени имели два двора, между которыми находилась тронная комната. Это позволяло вдвое увеличивать пространство во время приёмов. Внешний двор использовался для общественных событий, внутренний – для частных церемоний. Внешний двор окружали комнаты, которые служили кабинетами, мастерскими и складами; внутренние окружались жилыми помещениями царской семьи и разного рода удобствами. Позднее был добавлен портик с колоннами в сирийском стиле, известный у аккадцев под названием «bit hitani». Стены дворца могли быть украшены изображениями церемоний или, в ассирийские времена, скульптурными рельефами, изображающими любимые занятия монарха: охоту и войну. Все сооружение обычно окружалось оборонительной стеной. Некоторые города могли похвастать несколькими царскими дворцами – это было в случае, если монарх был тщеславен и сосредоточен на потакании собственным прихотям.
Одним из самых рьяных строителей дворцов в Месопотамии был правитель Мари XVIII в. До н.э. Зимри-Лим, современник Хаммурапи. Прозванный «жемчужиной древней восточной архитекруры», он имел 300 комнат. Когда ассирийский царь VIII в.до н.э. Саргон II построил в Дур-Шаррукине свою столицу, он снабдил свою тронную комнату двумя дополнениями: спиральной лестницей, ведущей на крышу для наблюдения звезд и для церемоний, а также полом с пробитыми в камне колеями, по которым можно было зимой вкатывать небольшую печь. Его преемники, Сеннахериб и Ашшурбанипал, украсили свои дворцы в Ниневии колоссальными стражниками: вырезанными из камня быками с человеческими головами, которые охраняли вход и имели в высоту 10 -15 фунтов,- достаточно, чтобы привести в трепет любого высокопоставленного гостя из дальних стран.
Однако самый впечатляющий дворец Месопотамии из всех, по всей видимости, принадлежал вавилонскому царю НавуходоносоруII. Сам царь называл свой дворец «чудом света, центром земли, блистающей резиденцией, обителью божества». Этот дворец имел не меньше пяти дворов и тронную комнату, имевшую размеры 55 на 140 фунтов. На покрытых глазурью стенах нервно вышагивали львы с разинутыми пастями, когда царь предпринимал очередную военную операцию.
Наиболее поразительной и неоднозначной особенностью этого дворца были Висячие сады Вавилона – неоднозначными потому, что, возможно, их никогда не существовало; по крайней мере не сохранилось ни одного бесспорного доказательства их существования.
Висячие сады были одним из Семи чудес света.
Городское планирование
Согласно историку Марку Ван де Миероопу, «Месопотамия была…самым густонаселенным районом в Древнем мире», тем не менее восстановить план этого города нелегко. Причиной этому является то, что большинство древних зданий Месопотамии к нашему времени в значительной мере «испарилось» из-за того, что в древности руины старых зданий использовались для создания новых, особенно часто обычных жилых.
До наших дней дошло несколько древних карт (на обожженной глине),включая карту, на которой изображен Ниппур в том виде, как он выглядел примерно в 1500г. до н.э. Вдобавок сохранились клинописные тексты, в которых упоминаются главные сооружения в различных городах и дается список пригородов, названий улиц и городских ворот. С помощью этих документов и частично благодаря раскопкам можно составить портрет типичного месопотамского города.
Этот наш «типичный месопотамский город» рос постепенно. Если он и развивался по плану, то , скорее всего, этот план не был задуман так, что городские улицы представляли собой аккуратную решетку и встречались друг с другом под прямыми углами.
Улицы
были узкими и вьющимися, но это имело
преимущество, поскольку прохожего
защищала от солнца стена. В месте, легко
доступном для населения
Конечно,
когда создавалась новая
Хотя исключительно трудно предположить плотность населения в этих древних городах, можно оценить их размер. Ур занимал 23,5 квадратной мили; другие шумерские города – почти 30.
Самым
большим городом Месопотамии
был Вавилон. Это вообще был самый
большой город в мире до появления имперского
Рима. Вавилон занимал площадь в 340 квадратных
миль. Описывая Вавилон, греческий философ
Аристотель однажды сказал, что город
очень большой, «поскольку когда Вавилон
был захвачен, многие жители узнали об
этом только на третий день».
Заключение.
В заключении, следует сказать, что культура Месопотамии, как видно из реферата - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.
В данной
теме реферата раскрыты три фундаментальных
признака архитектуры. Во-первых, мы выяснили
назначение таких сооружений как
зиккураты, дворцы, храмы. Во-вторых, мы
показали духовные потребности человека,
состоящие в создании красивых и
гармоничных образов. И наконец, в-третьих,
выяснили на сколько надежны данные сооружения,
как они строились и какой строительный
материал использовался для их строительства.
Список литературы.
Грушевицкая, Садохин. Культурология// М.,2004. С.242 – 247.
Гриненко Г.В. Христоматия по истории мировой культуры// М.,2003 С. 92-99.
Горелов А.А.. История мировой культуры.// М.,2001 С.134-145.
Викторов В.В. Культурология.// М.,2001 С.100-110.
Берман Стивен Месопотамия// М.,2003 С.219-240.