Месопотамия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 02:01, реферат

Описание работы

Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирно-исторического процесса. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее и на средневековую культуру Европы, на Средневековый Восток, в конечном итоге- на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

Содержание

Введение …………………………………………………….2
1. Строительные материалы………………………………...5
2. Храмы………………………………… …………………..6
3. Зиккураты.………………………………………………...10
4. Дворцы…………………………………………………….12
5. Городское планирование……………………………...….13
Заключение………………………………………………......16
Список использованной литературы……………………....

Работа содержит 1 файл

Месопотамия 2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение …………………………………………………….2

1. Строительные материалы………………………………...5

2. Храмы………………………………… …………………..6

3. Зиккураты.………………………………………………...10

4. Дворцы…………………………………………………….12

5. Городское планирование……………………………...….13

Заключение………………………………………………......16

Список использованной литературы……………………....17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   

   Введение.

   Древнейшими обитателями Двуречья была создана  высокая культура, которая оказала  исключительно сильное влияние  на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирно-исторического процесса. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее и на средневековую культуру Европы, на Средневековый Восток, в конечном итоге- на мировую культуру Нового и Новейшего времени.

   Первые  поселения на территории Месопотамии  существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII – VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин с начала Северной, а затем  в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

   На  рубеже IV-III тыс. до н.э. возникают первые города-государства- Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из них правителей не удалось.

   С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли значительную часть Месопотамии- стал Саргон Древний (по-аккадски – Шуррукен, что означает «Истинен царь»).По легенде он был не знатного происхождения. При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. В этот период создается крупная ирригационная сеть по всей Южной Месопотамии, ведется строительство дорог, портов, создается общегосударственная система мер и весов, во главе шумерских городов ставятся правительственные чиновники вместо прежней родовой знати. Но шумеро-аккадское государство просуществовало чуть более ста лет.

   Величайшим  достижением культуры Древней Месопотамии  было изобретение письменности. Многие ученые полагают, что именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества- она относится к  IVтыс. до н.э.

   В начале XXII в.до н.э. страну захватывают дикие кочевники кутии , чья власть длилась около ста лет. После их изгнания наступила эпоха господства Ура (III династия ), павшего в 2003 г. до н.э. под ударами эламитов. На этом история собственно шумеров заканчивается, хотя многие достижения шумерской цивилизации оказали значительное влияние на культуру всех народов, населявших территорию Месопотамии на протяжении II – I тыс. до н.э.

   В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников – западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов.  Амореи около XIX в. До н.э. создали несколько своих государств ,самое знаменитое из них- со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи. В XVI в. До н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

   С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирией. В конце II начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

   Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в.до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности - мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).1

   В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

   В Месопотамии возникли сложные системы  счета,положено начало развитию научной мысли, особенно астрономии и математики.

   Религии древних народов Двуречья освещала существующий общественный порядок: правитель  города- государства считался потомком богов, обожествлялась не только сама царская власть, но и культ умерших царей.

   Древнейшие  мифы Двуречья оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировых религий: это мифы о сотворении мира, всемирном потопе и прочее.

   Велики  и бесспорны культурные достижения древних народов Двуречья: ими  созданы первые в человеческой истории  поэмы, элегии; составлен первый в мире библиотечный каталог, собрана Ашшурбанипалом знаменитая библиотека клинописных текстов. Архитектурные формы, воплощенные в храмах, зиккуратах, башнях вавилонскими зодчими, впоследствии стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем Средневековой Европы.

   Человечество оставляет свой след на земле благодаря архитектуре и инженерным сооружениям. Каждое архитектурное сооружение имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер. Поэтому я и выбрала своей темой реферата именно архитектуру Месопотамии. Поскольку благодаря ей мы можем погрузиться в ту атмосферу, которая царила в тот период, можем более отчетливо представить себе культуру данного региона, понять как жили наши предшественники, в каких условиях, узнать их вкусы и предпочтения. Но к сожалению, на протяжении большого промежутка времени силы природы и разного рода разрушители стерли эти следы,оставив археологам для догадок только лишь обломки. Но это не помешало им утверждать, что именно здесь,в Месопотамии,когда то находилась целая цивилизация, из которой выросли все прочие.

   Строительные  материалы.

   Архитектура памятников Шумерской эпохи сохранилось  очень мало, так как в Междуречье не было камня. Строительный камень можно было импортировать, но стоило это больших средств.

   Больших лесов, которые могли бы дать строительный лес (дуб, сосну, кедр), также не было. На юге единственным местным деревом была финиковая пальма, но ее больше ценили не срубленной, поскольку она давала основной пищевой продукт жителям Месопотамии.

   Вместо дерева строители Месопотамии использовали связки речного тростника; вместо камня они делали кирпичи из речной глины.

   Полная  глины почва южной Месопотамии  идеально подходила для производства кирпичей. Наиболее прочные кирпичи изготовлялись в печи, но поскольку в этих краях недоставало дерева- стоимость дров для таких печей делала этот процесс очень дорогим. Из соображений экономии обожженные в печи кирпичи изготовляли для престижных зданий или для таких сооружений, как набережные или дамбы, где прочность была особенно важна. Чаще же всего кирпичи сушили на солнце. Эти кирпичи не могли служить так же долго, как обожженные в печи, особенно из-за воздействия дождей и наводнений, но они были дешевы, и их было легко менять.

   Лучшим  временем для изготовления таких кирпичей было летнее, когда солнце пекло сильнее всего. По этой причине жители древней Месопотамии называли первый месяц лета «месяцем кирпичей».

   На  протяжении веков форма месопотамских  кирпичей менялась. Самые ранние экземпляры были длинными и тонкими, начиная с четвертого тысячелетия до н. э они повсеместно имели прямоугольную форму, позднее они приобрели выпуклость, придавая поверхности стены большее разнообразие. Еще позже, в аккадский период, появились квадратные кирпичи размером 14 на 14 дюймов.

   Некоторые кирпичи Месопотамии имеют на себе впечатанные имена правителей, даты правления которых известны.

   Храмы.

   «Месопотамия  является местом рождения архитектуры»,- утверждал историк Зигфрид Гидион в своей работе «Вечный подарок».

   Если  Гидион прав, то церкви, синагоги и мечети сегодняшнего дня в конечном счете обязаны своим существованием сооружениям, которые начали строить в Шумере 6000 лет назад.

   Когда возникла монументальная архитектура, первыми произнесенными в ней словами была молитва. Так же, как жители древней Месопотамии строили дома для себя, они воздвигли дома и для своих богов в надежде, что боги будут жить среди них и их защищать. В этих священных домах они устанавливали образы своих божеств и помещали столы, на которые клались подношения, призванные гарантировать божью помощь. Вдобавок к этому они воздвигли святилища на платформах, для того чтобы богам было легче спускаться на землю, а также чтобы помочь человеческим голосам легче добраться до небес.

   Однако  в отличие от сегодняшних мест богослужений внутренняя часть храма не предназначалась для паствы. Храм был местом, где стояла священная статуя бога или богини, хранились богатства божества, а также располагались комнаты жрецов- прислужников бога. Во время священных дней паства могла собраться для молитв во дворе перед святилищем, но она не молилась в темном помещении. Вместо этого от имени паствы в помещении молились жрецы или жрицы, обращаясь к божеству от имени всей общины и осуществляя подношения.

   До  начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться.

   Самым древним из найденных храмов Месопотамии  является храм в городе Эреду на юге страны. Этот храм относится к пятому тясячелетию до н. э. и состоит из простой комнаты, имеющей размеры только 12 на 15 футов. В его центре стоял стол для подношений; в стене пред ним располагалась ниша с постаментом, который некогда служил алтарем или же поддерживал статую бога. Если эта статуя и существовала, ее не нашли; не знаем мы и имени божества, которому посвящался храм. В это святилище можно было войти через простые двери; похоже на то, что в случае нужды сюда войти мог любой, чтобы пообщаться с богом.

   К четвертому тысячелетию до н.э. храмовая архитектура изменилась, что показывает храм более позднего времени в Эреду. Размер этого сооружения больше, а внутреннее пространство на сей раз разделено по плану, который характерен и для святилищ других населенных пунктов: по сторонам центрального зала идут ряды комнат. Кроме того, святилище поднято на террасе, и к нему надо подниматься по лестнице.

   Сами  храмы росли в размерах и приобретали  более сложные формы- как, без  сомнения, и школы для жрецов, которые следили за деятельностью  храмов.

   Позднее в ассирийской и нововавилонской  империях храмы стали структурно включать в дворцы. С одной стороны, это было удобней царю, с другой- подчеркивало через архитектуру подчинение религиозной деятельности властям.

   С течением времени месопотамские  храмы сносились и строились  заново, но почти никогда не переносились на другое место. При этом святилища росли все выше и выше над окружающей землей.

   Храм  становился центром города-государства, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV- началу III тыс. до н.э.

   Оставшиеся  декоративные детали позволяют судить о былой пышности. Благодаря покрытию из белого гипса внешние стены «белого храма» Урука, должно быть, ярко сияли на солнце. Среди стволов высоких пальм виднелся храм в Убаиде – поблескивающая мозаика из окращенных камней, окруженная перламутровыми колоннами. Внутреннюю часть «раскрашенного храма» в Телль-Укаире украшали охраняющие храм леопарды и геометрические узоры.2 Когда археологи вырыли эти узоры из земли, они блестели так, словно их только что нарисовали, но через несколько часов пребывания на солнце эти краски поблекли.

Информация о работе Месопотамия