Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:22, доклад
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́) — коренной малочисленный финно-угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. На русский язык их самоназвание ханты переводится как человек.
Ханты. Определение и происхождение
Ареол обитания
Быт
Религия и праздники
Медвежий праздник
РГУ Нефти и газа им.И.М.Губкина |
«Медвежьи игрища…» |
Доклад по культурологии |
Содержание доклада:
1.
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устаревшее название — остяки́) — коренной малочисленный финно-угорский народ, живущий на севере Западной Сибири. На русский язык их самоназвание ханты переводится как человек.
Численность хантов составляет 28 678 человек (по переписи населения 2002 года), из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 0,3 % — в республике Коми,в бассейне р.Обь и по ее притокам.
Хантыйский язык вместе с
мансийским, венгерским и др. составляет
угорскую группу уральско-юкагирской
семьи языков.Еще есть группы,такие
как Саамы,Прибалты(ливы,финны,
Существует точка зрения,
согласно которой, предки самодийцев и
угров осваивали территорию Западной
Сибири с мезолита (6 тыс. до н.э.), а
в эпоху неолита (4 тыс. до н.э.) выделились
протосамодийцы и протоугры. Данная
хронология относительна, так как
в современной науке идут споры
относительно идентификации археологических
культур с конкретными
2.
Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются
в Среднем Приобье и по притокам:
Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган,
Васюган. Эта группа в большей
степени, чем другие, сохраняет северосибирские
черта культуры, восходящие к уральскому
населению - тягловое собаководство, долбленая
лодки, преобладание распашной одежды,
берестяная утварь, промысловая экономика.
Другой значимой составляющей культуры
восточных хантов, является саяно-алтайский
компонент, который восходит ко времени
формирования Западно — Южно —
Сибирской промысловой
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.
3.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.
Хозяйство
Для хантов свойственно
охотничье рыболовецкое
В среде хантов
самодийское оленеводство
Южные ханты.
При наличии промыслового
Традиционные поселения и жилища
Ханты вели полуоседлый
образ жизни. В этой связи
у них у них были представлены
постоянные заимние и
4.Религия
О. считаются христианами,
носят кресты и имеют образа, но
сохранили еще и прежние, языческие
верования, в смешении с христианскими.
Высшее божество называется Турим или
Турум — Бог, властитель мира; помощником
его в отношениях с людьми является
его сын Пайрахта (Мир-сусне-хум
— у вогулов); затем следует
ряд подчиненных духов, преимущественно
злых (куль и менк), но отчасти и
добрых (тонх), какая-то богиня огня и
войны Тарн, священные или почитаемые
звери и птицы (мамонт, медведь, лебедь,
мифическая птица Тохтин Керис и
т. д.). Предметами почитания служат
идолы, сохраняемые в труднодоступных,
лесных местах, вместе с приносимыми
им жертвами (серебром, шкурками и т.
д.), и небольшие идольчики (изображения
птиц и проч.), которые держатся в
домах (в сундуках) или в амбарчиках
при них. Посредниками в сношении
с божествами являются шаманы, к
которым обращаются в случае болезни
и других важных обстоятельствах; у
южных О. они, впрочем, почти уже
вывелись. В похоронных обрядах южных
О. осталось уже мало языческого, но
у более северных сохранился еще
обычай хоронить в лодке, воздвигать
над могилой деревянный сруб и
класть в него разные, нужные для
путешествия на тот свет вещи. Свадебные
обычаи представляют большую или
меньшую смесь христианского
с языческим. Русские почти никогда
не женятся на остячках, но О. берет
себе иногда в жены русских, и тогда
потомство обыкновенно
Во второй половине XIX в. К.Ф.Карьялайнен говорил о религии северных
народов: «У современных остяков мир духов очень богат, настолько богат, что
наверное никогда никому не удастся выявить число и имена всех этих
духов».Проблемами религии северных народов занимались русские, финские,
венгерские ученые. Не прекращается исследовательская работа и в настоящее
время.
Основная
сложность, с которой
необходимостью определить, сменялись ли верования, или одни дополняли
другие. Какие верования являются общими для всех коренных народов Сибири, а
какие можно считать только хантыйскими?
При исследовании подобных вопросов недостаточно одних лишь
этнографических сведений, полученных от представителей разных поколений.
Как давно возник и стал распространяться тот или иной обычай, можно
установить по археологическим данным. Варианты толкования обычая дают
мифы, предания и сказки – смотря по тому, какую древность они отражают.
Обряд выполняет социальную функцию со времен далекого прошлого
человечества, сплачивая определенные группы людей. В обряде каждый
участвующий приобщается к жизни коллектива, сопереживает вместе с ним то
событие, которое лежит в основе. Обряд осуществляет связь между его
участниками, закрепляет отношения между людьми. Обряд имеет общественное
звучание.
Первым из угроведов, кто применил комплексный метод был советский
ученый В.Н.Чернецов. Когда его работы были дополнены исследованиями других
ученых, выяснилось, что представления о невидимых духах и душах – хозяевах
предметов – в воззрениях хантов не являются первоначальными, а
следовательно, единственными. Этим представлениям предшествует еще более
древний пласт верований, который в специальной литературе называется
фетишистским. Суть его заключается в том, что сами предметы на какой-то
стадии развития общественного сознания наделялись сверхъестественными
свойствами. Живыми и способными оказывать влияние на человека (помогать
или, наоборот, вредить) считались предметы, похожие на какого-либо зверя,
рыбу, птицу, человека и т.д. В далекие времена возник обычай подбирать и
бережно хранить такие предметы-амулеты, и не только подбирать, но и делать
самим. Идолопоклонство, которое сквозь многие тысячелетия донесло до наших
дней обычай грубо вытесывать человеческие фигуры, обязано своим
происхождением именно этим представлениям. Особенность хантыйской культуры
состоит в том, что этот пласт верований относительно слабо деформирован
более поздним - анимистическим.
Анимизм основан на признании духов и душ. В культуре хантов сохранился
древний пласт верований, не связанный с представлениями о духах: когда-то
давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не
духи, а сами животные или фигурки этих животных.
К тому
же далекому периоду относят
тотемистические
предполагающие веру в родство той или иной группы кровных родственников
(рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное,
формируются различные варианты его почитания или даже культ.
Например, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему
способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между
людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли
судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках
медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из
чужой ловушки то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями».
Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому
зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь,
объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник,
родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим
сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на
землю.
Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем
раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение
исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с
убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в
адрес родственника-предка.
5.Праздник
Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и
возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла
земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в люльке на
землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда
людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца, его убивают
охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного зверя
обрядовый праздник.
Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний,
отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с
произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с
медведем был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов,
входило около 500 слов. Самого его называли «зверь», шкуру – «изготовленная
матерью мягкая одежда», снег – «белая пыль», ружье – «гремящая вещь»,
медведя не убивают, а низводят из леса в селение.
Подъем зверя из берлоги – обязательное условие его добычи. Шкуру с
убитого медведя снимали с головой и везли в селение. Здесь «медведя»
встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой или
порошили снегом. Медведя заносили в дом, укладывали носом на лапы, надевали