Материальная культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы показать особенности культуры Древнего Китая, ее истоки, большие достижения в области архитектуры и искусства, письменности и литературы, астрономии и математики. Знакомство с обычаями, традициями и верованиями народа позволит проникнуть в мир повседневной культуры предков современого китайского народа.

Работа содержит 1 файл

Религиозные верования древнего китая.docx

— 67.44 Кб (Скачать)

Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение  космоса и природы, с другой стороны  -развитый культ предков. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Постепенно место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, сыгравший огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода к осмыслению жизненных ситуаций. «Живые боги» древнекитайского пантеона были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, главное место среди которых заняло Небо, ставшее главным всекитайским божеством, а Китайскую империю стали называть Поднебесной, а китайского правителя считать сыном Неба, т.е. правитель являлся посредником между земным и божественным. Религия превращалась в этику, а небо олицетворяло собой всеобщий порядок - космический и нравственный.

Подобная религиозная  система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний  изначально совершенен, гармоничен и  его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно  делает возможным произрастание  всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская  религиозно-этическая традиция не ориентирована  на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с  природой.

Дальнейшее развитие эти  идеи получили в различных учениях. В эпоху Чжаньго (V-III вв. до н.э.) - период «соперничества ста школ», когда идейные диспуты шли во дворцах правителей и на улицах, а в знаменитой академии Цзися («У ворот Цзи») в столице Линьцзы состязались одновременно до тысячи «мужей, искусных в споре», сформировались основные идейные течения: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Они представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей, оказавших определяющее влияние на дальнейшее развитие древнекитайской религиозно-этической мысли. В борьбе различных направлений только даосизм и конфуцианство сумели выстоять и занять господствующее положение в традиционной триаде «даосизм-конфуцианство-буддизм».

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу Лао-цзы (конец VII - начало VI вв. до н.э.), который считался автором трактата «Даодэцзин» («Книга о Дао и дэ» или «Книга о Пути и Добродетели»), записанная в IV-III вв. до н.э. Основное понятие даосизма - дао, которое трактовалось как первооснова мира и источник жизни, «мать всех вещей», т.е. всеобщий путь вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Он невидим и вездесущ, он не отделим от мира - в нем рождается и им управляет. Дао порождает все вещи в мире, но делает это бездействуя. Поэтому основной моральный принцип даосизма - недеяние (у вэй). Для того чтобы постичь дао, нужно бесконечно изучать его. Однако «недеяние» не означало безделье или лень, дао - это особая форма деятельного познания, предполагающая только одно: невмешательство в дао Вселенной. Лао-цзы учил, что, если люди будут жить в гармонии с окружающим миром, они смогут исполнить своё предназначение.

Таким образом, даосизм был  своеобразным основанием этических  и эстетических норм социальной организации  общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая.

Другое учение, глубоко  проникшее в традиции, обычаи и  образ жизни Китая, - конфуцианство. Его основателем является Конфуций (Кун-цзы) - один из учёных-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. В последствии он был обожествлён (государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учреждённый в стране в 59 г. н.э., просуществовал вплоть до 1928 г.). Взгляды Конфуция были записаны и сведены его учениками в трактат «Луньюй» («Беседы и суждения»). Государственный экземпляр конфуцианского «Пятикнижия» был высечен в камне, и с тех пор нарушения конфуцианских заповедей карались, как тяжкие преступления, вплоть до смертной казни.

Главными в его учении были понятия нравственности человека, управления обществом. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о  том, что государство - это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины. Согласно разработанной им схемы государственного устройства, управление государством и обществом базировалось на ли - правилах, которым он придавал большое значение. Правила устанавливали морально-этические основы жизни не только отдельного человека, но и общества и государства в целом. Содержание «ли» весьма объемно. Сюда входят женъ - «человеколюбие» и, прежде всего, любовь к ближнему; сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; жан - вежливость, которую Конфуций считал важным элементом в государственном управлении; постоянное стремление к внутреннему совершенству: «Совершенствовать себя и таким путём сеять мир и благоденствие среди людей…». Почтение к старшим и любовь к ближнему, вежливость в равной степени относились как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель был главой «семейства». Следует заметить, что в призыве Конфуция быть человечным с людьми и не относиться к ним как к «объектам» или «орудиям» политики много не только здравого смысла, но и мудрости: «Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями, то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд, и вести себя пристойно». Конфуцианство оказалось учением весьма прагматичным, точкой приложения которого был не просто человек, а прежде всего человек общественный. Конфуцианство освящало общественное неравенство, стояло на страже монархии, представляя ее единственно угодной Небу формой правления. Поэтому конфуцианство было удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например, культ предков, почитание старших.

Третьим из «Трёх учений»  Китая был буддизм, который попал  сюда через Среднюю и Центральную  Азию. Соединение буддийских представлений  о человеке с китайскими традициями прошло безболезненно, поскольку идея поиска пути, самосовершенствования, поиска мудрости была свойственна традиционной китайской духовной культуре. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных  перерождений, при этом оставаясь  всегда злом и страданием. Выход  буддисты видели в пассивности, в  отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа. Буддизм просуществовал в Китае  почти два тысячелетия, сильно изменившись  в процессе приспособления в китайской  цивилизации.

Конфуцианство, даосизм и  буддизм сыграли огромную роль в  истории страны, сохранив свою актуальность до настоящего времени. Они представляли собой не только религиозные системы, но и этические и эстетические нормы китайского общества, что создало  своеобразную китайскую церемонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Материальная культура Древнего Китая