Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 09:55, курсовая работа
Главная цель работы показать особенности культуры Древнего Китая, ее истоки, большие достижения в области архитектуры и искусства, письменности и литературы, астрономии и математики. Знакомство с обычаями, традициями и верованиями народа позволит проникнуть в мир повседневной культуры предков современого китайского народа.
Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение космоса и природы, с другой стороны -развитый культ предков. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Постепенно место культа великих богов занял культ реальных клановых и семейных предков, сыгравший огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода к осмыслению жизненных ситуаций. «Живые боги» древнекитайского пантеона были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, главное место среди которых заняло Небо, ставшее главным всекитайским божеством, а Китайскую империю стали называть Поднебесной, а китайского правителя считать сыном Неба, т.е. правитель являлся посредником между земным и божественным. Религия превращалась в этику, а небо олицетворяло собой всеобщий порядок - космический и нравственный.
Подобная религиозная
система позволила создать
Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой.
Дальнейшее развитие эти
идеи получили в различных учениях.
В эпоху Чжаньго (V-III вв. до н.э.) - период
«соперничества ста школ», когда идейные
диспуты шли во дворцах правителей и на
улицах, а в знаменитой академии Цзися
(«У ворот Цзи») в столице Линьцзы состязались
одновременно до тысячи «мужей, искусных
в споре», сформировались основные идейные
течения: конфуцианство, даосизм, моизм,
легизм. Они представляли собой своеобразный
синтез философских, этических и религиозных
идей, оказавших определяющее влияние
на дальнейшее развитие древнекитайской
религиозно-этической мысли. В борьбе
различных направлений только даосизм
и конфуцианство сумели выстоять и занять
господствующее положение в традиционной
триаде «даосизм-конфуцианство-
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу Лао-цзы (конец VII - начало VI вв. до н.э.), который считался автором трактата «Даодэцзин» («Книга о Дао и дэ» или «Книга о Пути и Добродетели»), записанная в IV-III вв. до н.э. Основное понятие даосизма - дао, которое трактовалось как первооснова мира и источник жизни, «мать всех вещей», т.е. всеобщий путь вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Он невидим и вездесущ, он не отделим от мира - в нем рождается и им управляет. Дао порождает все вещи в мире, но делает это бездействуя. Поэтому основной моральный принцип даосизма - недеяние (у вэй). Для того чтобы постичь дао, нужно бесконечно изучать его. Однако «недеяние» не означало безделье или лень, дао - это особая форма деятельного познания, предполагающая только одно: невмешательство в дао Вселенной. Лао-цзы учил, что, если люди будут жить в гармонии с окружающим миром, они смогут исполнить своё предназначение.
Таким образом, даосизм был своеобразным основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая.
Другое учение, глубоко проникшее в традиции, обычаи и образ жизни Китая, - конфуцианство. Его основателем является Конфуций (Кун-цзы) - один из учёных-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. В последствии он был обожествлён (государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учреждённый в стране в 59 г. н.э., просуществовал вплоть до 1928 г.). Взгляды Конфуция были записаны и сведены его учениками в трактат «Луньюй» («Беседы и суждения»). Государственный экземпляр конфуцианского «Пятикнижия» был высечен в камне, и с тех пор нарушения конфуцианских заповедей карались, как тяжкие преступления, вплоть до смертной казни.
Главными в его учении были понятия нравственности человека, управления обществом. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство - это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины. Согласно разработанной им схемы государственного устройства, управление государством и обществом базировалось на ли - правилах, которым он придавал большое значение. Правила устанавливали морально-этические основы жизни не только отдельного человека, но и общества и государства в целом. Содержание «ли» весьма объемно. Сюда входят женъ - «человеколюбие» и, прежде всего, любовь к ближнему; сяо - сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; жан - вежливость, которую Конфуций считал важным элементом в государственном управлении; постоянное стремление к внутреннему совершенству: «Совершенствовать себя и таким путём сеять мир и благоденствие среди людей…». Почтение к старшим и любовь к ближнему, вежливость в равной степени относились как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель был главой «семейства». Следует заметить, что в призыве Конфуция быть человечным с людьми и не относиться к ним как к «объектам» или «орудиям» политики много не только здравого смысла, но и мудрости: «Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями, то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд, и вести себя пристойно». Конфуцианство оказалось учением весьма прагматичным, точкой приложения которого был не просто человек, а прежде всего человек общественный. Конфуцианство освящало общественное неравенство, стояло на страже монархии, представляя ее единственно угодной Небу формой правления. Поэтому конфуцианство было удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например, культ предков, почитание старших.
Третьим из «Трёх учений» Китая был буддизм, который попал сюда через Среднюю и Центральную Азию. Соединение буддийских представлений о человеке с китайскими традициями прошло безболезненно, поскольку идея поиска пути, самосовершенствования, поиска мудрости была свойственна традиционной китайской духовной культуре. Согласно буддизму жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом оставаясь всегда злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, он лишь проявление мистического духа. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации.
Конфуцианство, даосизм и буддизм сыграли огромную роль в истории страны, сохранив свою актуальность до настоящего времени. Они представляли собой не только религиозные системы, но и этические и эстетические нормы китайского общества, что создало своеобразную китайскую церемонию.