Массовая, элитарная и маргинальная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Содержание

Введение. 3
1. Массовая культура 4
2. Элитарная культура 7
3. Маргинальная культура 10
Заключение. 15
Список использованных источников. 17

Работа содержит 1 файл

Культурология 190911.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

          Наиболее яркие примеры элитарных  субкультур, носящих особенно закрытый, (эзотерический) характер в рамках  одного или разных социальных  слоев можно обнаружить в художественной  культуре. Это различные, весьма  специфические, направления в  искусстве, зарубежном и отечественном  конца Х1Х и ХХ вв. Таковы, сообщество  художников " Мир искусства", объединения  символистов, авангардистские направления , где создаются свои типы культурных текстов, свой язык, специфические средства выражения, способы их (текстов) бытования.

          В культурных текстах элитарных культур, в том числе субкультурных, являющихся специализированными, профессиональными, на первый план выходит не следование традициям, традиционным образцам, канонам, как в народной культуре, а нарушение их, поиск новых идей, образов, смыслов - в науке, в технике, в искусстве, Здесь главное - установка на самовыражение, самореализацию в творчестве, следовательно, на уникальность, неповторимость творческого результата, новых научных теорий, манеры художественного высказывания, поиск новых технологий, нового видения и даже сознательное нарушение устоявшихся ранее норм, правил, эталонов. Поэтому, когда говорится, например, о традициях применительно к профессиональному, особенно элитарному искусству, то речь идет о следовании и сохранении наиболее общим принципов: общих технологических, структурно-композиционных норм, образно-семантического "словаря", подходов к материалу, его обобщению, художественному переосмыслению.

     Таким образом, элитарная культура — это  культура привилегированных групп  общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом  и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура является для массовой своеобразным образцом, выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых последней к уровню массового сознания.

3. Маргинальная культура

 

     Впервые  понятие маргинальности в научный оборот ввел Роберт Парк - американский социолог, один из основателей чикагской школы. Он употребил его в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвященному изучению процессов в среде иммигрантов. Маргинальная культура   (фр. marginal - побочный, на полях, и лат. cultura - возделывание, воспитание, образование,- развитие) -  пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур. Роберт Парк отмечает, что маргинальный человек представляет собой некий культурный гибрид, в повседневном существовании которого сплетаются традиции, культура двух различных народов. Такой человек неизбежно становится индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более независимыми и рациональными взглядами. Маргинальная группа людей - группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

     Маргинальность органично присуща современной культуре.  Не случайно, что данный термин введён в научный оборот в XX в. в трудах Р.Э. Парка, хотя маргинальная личность, маргинальный образ жизни в той или иной степени были представлены и в культуре предшествующих эпох.

       Произошедшие в XX в. крупные  социальные сдвиги существенно  расширили число исторических  народов, раздвинули культурные  горизонты, а совпадавшие с  ними по времени научно-техническая  и информационная революции способствовали  сближению культур Европы, Америки,  Азии, Африки. Человек, оказываясь  в этом новом, наполненном различными  жизненными мирами культурном  пространстве, начинает сопрягать  различные смыслы бытия, как  современные, так и исторические.

       Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, наоборот, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итоге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида.

     Появлению феномена маргинальной культуры способствуют не только социальные потрясения, но и  целый ряд факторов, таких как:

      1) урбанизм с его разнообразием  культурных паттернов, ослабленностью традиционных территориальных, соседских и семейных связей, разрушением регламентации и иерархии;

      2) эмансипация этнических меньшинств, усложняющая и обогащающая картину  мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне;

      3) изменяющийся способ производства  - переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьёзную роль в культуре второй половины XX в. и опирающихся прежде всего на маргинальные группы населения.

     Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной (а значит - спонтанной, неуправляемой) культурной коммуникации. Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры — реального конкурента актуального культурного стандарта.

     Российские  исследователи, рассматривая маргинальную культуру и процессы маргинализации, охватывают этим понятием чрезвычайно широкий круг явлений. В формировании маргинальных групп российского общества принято выделять два периода. Первый - 1918год - вторая половина 80-х годов- характеризуется маргинализацией населения в связи с коренными нарушениями социально-политической и классовой структуры общества, второй -1980 - 1999 годы- воспроизводство маргиналов путем огромных миграционных процессов, вызванных индустриализацией страны, «размыванием» рабочего класса сельскими мигрантами, приведшего к утрате классового и профессионального этноса. И, наконец,  сегодня можно говорить о новом притоке маргинальных групп населения и маргинальной культуре, связанной с наступившим кризисом.

     Современная проблемная ситуация в сфере межэтнического взаимодействия, назревшая глобальная потребность в достижении конструктивного  диалога культур и народов  сегодня, как никогда,  порождает  актуальность рассмотрения социокультурной адаптации (прежде всего мигрантских групп), оказавшихся в иной, «чуждой»  им этно-культурной  среде. В то же время в процессах этно-культурной маргинализации в обществе неизбежны существенные региональные различия со своей внутриэтнической спецификой. Особенно остро эти процессы протекают в тех регионах, в которых проживает достаточно большое количество этносов и этнических групп.

     Тем не менее, маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

     Однако  маргинальные элементы предпринимают  попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

       Проанализировав вышесказанное,  можно сделать вывод, что маргинальная культура, определяемая как совокупность субкультур, безусловно, содержит в себе все общие характеристики и культуры, и маргинальности. Она не просто собирательное понятие, включающее в себя культуры различных маргинальных социальных групп, а прежде всего особое целостное явление, неотъемлемая часть городского уклада жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

   Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, маргинальную и массовую культуру.

     Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит массовой культуре во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в.

       К середине ХХ века элитарная  культура в своем стремительном  развитии уходит (в сопровождении  немногочисленных поклонников) так  далеко вперед, что к массам  вполне приложимым становится эпитет "искусствооставленные". Вынужденные довольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами, массы не особенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры, обнаружив себя в своего рода "культурной изоляции", встревожились. Со второй половины столетия наблюдаются попытки сближения двух культур, вначале робкие, потом все более и более решительные. Ярким примером такого рода творчества может служить произведение итальянского философа и писателя, специалиста по средневековой эстетике и семиотике У.Эко "Имя розы", написанное в провокационном для высокой культуры жанре детектива. Автор попытался удовлетворить чаяния всех без исключения реципиентов – от школьников и домохозяек до профессоров философии и богословов.

В ХХ веке человечество вступило в новую культурную эпоху, имя которой -постмодернизм. Культурная парадигма постмодернизма пытается снять проблему противостояния культур: элементы массовой культуры включаются в контекст элитарной и наоборот и обе они помещаются в иронический контекст. Насколько удастся постмодернизму сгладить крайности обеих культур – покажет время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников.

 
  1. Арутюнян  Ю. В.  О симптомах межэтнической  интеграции в постсоветском обществе (по материалам социологического исследования в Москве) // Социологические исследования. - 2007.
  2. Ашин Г.А. Современные теории элиты: критический очерк. - М., 2010.
  3. Гуревич П.Г. Философия культуры. - М., 2009.
  4. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. - М., 2008.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.. - М.: Наука, 2009.
  6. Корзун Н.А. «Феномен массовой культуры», «Москва», 2009, №6
  7. Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина.. - 5-е изд., стер.. -Москва.: КНОРУС, 2010.
  8. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. - М., 2008.
  9. Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 2008.
  10.   Парк Р. Человеческая миграция и маргинальный человек. – Чикаго, 1928. – 881 – 893.

Информация о работе Массовая, элитарная и маргинальная культура