Массовая, элитарная и маргинальная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:49, реферат

Описание работы

Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

Содержание

Введение. 3
1. Массовая культура 4
2. Элитарная культура 7
3. Маргинальная культура 10
Заключение. 15
Список использованных источников. 17

Работа содержит 1 файл

Культурология 190911.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение. 3

1. Массовая культура 4

2. Элитарная культура 7

3. Маргинальная культура 10

Заключение. 15

Список использованных источников. 17

Введение.

  

    Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. 

         Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

     В рамках определенной исторической эпохи  в мире всегда существовали различные  культуры.

     В XX веке качественно изменились представления  о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины  мира, но прежде всего в рамках картины  человеческого бытия в целом. В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике.

     В культуре стали видеть прежде всего специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества.

     Сегодня многообразие типов культуры можно  рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социо-культурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

     В зависимости от того, кто создает  культуру и каков ее уровень, социологи  различают три ее формы элитарную, маргинальную и массовую. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.

     Целью данной работы является рассмотрение разновидностей культуры: маргинальной, массовой и элитарной.

1. Массовая культура

 

     «Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

     Массовая  культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного  производства и потребления. Это  производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной  индустрии и поставляющее такой  же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного  общества.

     Массовая  культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления  народом; это сознание не народа, а  коммерческой индустрии культуры; она  враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет  национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой  в соответствии с потребностями  моды. Массовая культура обращается к  широкой аудитории, апеллирует к  упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы  быть народным искусством.

     Существуют  довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения  “массовой культуры”. Некоторые  считают ее извечным побочным продуктом  культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо  больше оснований имеют попытки  связать возникновение “массовой  культуры” с научно-технической  революцией, породившей новые способы  производства, распространения и  потребления культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру".

     Феномен появления массовой культуры определяется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

       Конечно, в наши дни масса  существенно изменилась. Массы стали  образованными, информированными. Кроме  того, субъектами массовой культуры  сегодня являются не просто  масса, но и индивиды, объединенные  различными связями. Поскольку  люди выступают одновременно  и как индивиды, и как члены  локальных групп, и как члены  массовых социальных общностей,  постольку субъект "массовой  культуры" может рассматриваться  как двуединый, то есть одновременно  и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая  культура" характеризует особенности  производства культурных ценностей  в современном индустриальном  обществе, рассчитанное на массовое  потребление этой культуры. При  этом массовое производство культуры  понимается по аналогии с поточно-конвейерной  индустрией.

     Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

  Среди основных проявлений и направлений  массовой культуры нашего времени можно  выделить следующие:

  1. индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);
  2. массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;
  3. средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;
  4. система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;
  5. массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;
  6. индустрия развлекательного досуга, содержащая в себе массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу.

     «Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным  искусством, искусством «анти-усталости», полукультурой. Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

     Тем не менее, массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

На основании  вышеизложенного можно сделать  вывод о том что массовая культура продолжает существовать в рамках всех классов и развивается даже более активно, чем это было возможно в индустриальную эпоху. Кроме того, массовая культура в наше время как социокультурный феномен продолжает быть актуальной и активно существует в виде индустрии развлечений, а также во многих областях, связанных со стандартизированным мышлением.

2. Элитарная культура

 

     В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают  элитарную культуру, сложную по содержанию для неподготовленного восприятия. Производителем и потребителем элитарной  культуры с точки зрения представителей этого направления является высший привилегированный слой общества —  элита (от фран. elite — лучшее, отборное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михелье и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности.

     Элитарная культура формируется в рамках привилегированных  в какой-либо сфере (в политике, коммерции, искусстве) слоев, общностей и включает, как и культура народная ценности, нормы, идеи, представления, знания, образ  жизни и т. д. в знаково-символическом  и материальном их выражении, а также  способы практического их использования (см. Народная культура). Эта культура охватывает разные сферы социального пространства: политическую, экономическую, этико-правовую, художественно-эстетическую, религиозную и др. области общественной жизни. Ее можно рассматривать в разных масштабах.

         Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения — языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы — священнослужителей, политиков, деятелей искусств — используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.

       В широком смысле элитарная  культура может быть представлена  достаточно обширной частью общенародной (общенациональной) культуры. В этом  случае она имеет в ней глубинные  корни, включая и народную культуру, в другом, узком смысле - заявляет  о себе как о "суверенной", подчас противостоящей общенациональной  культуре, в определенной мере  изолированной от нее. 

          Примером элитарной культуры  в широком смысле является  рыцарская культура как феномен  светской культуры Западно-европейского средневековья. Ее носитель - господствующее дворянско-военное сословие (рыцарство), в рамках которого сложились свои ценности, идеалы, свой кодекс чести (верность присяге, следование долгу, храбрость, великодушие, милосердие и пр.). Сформировались свои ритуалы, как, скажем, ритуал посвящения в рыцари (заключение договора с сеньором, присяга на верность, принятие обетов - на послушание, личное совершенство пр.), ритуализированное и театрализованное проведение турниров для прославление рыцарских доблестей. Складываются особые манеры, умение вести светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи, чаще всего посвященные даме сердца.

     В узком смысле элитарная культура выступает как субкультура (культура группы, относительного ограниченного  слоя), т.е. она отличается от общенациональной культуры, отделяется, даже противостоит ей, приобретая смысловую самодостаточность, закрытость, иногда изолированность, вырабатывая  свои специфические особенности (идеалы, нормы, знаковые системы). Некоторые исследователи вообще склонны видеть в элитарной культуре только субкультуру "привилегированных групп общества, отличающуюся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью" *. Такая субкультура складывается в религиозно-философских собраниях, масонских ложах, аристократических салонах, при дворах государей, литературно-художественных, интеллектуальных кружках, научных обществах и т.д.

     Элитарная культура запечатлела себя в разных сферах общественного бытия, особенно значителен ее след в области интеллектуальной и художественной. Например, эпоху  итальянского Возрождения прославили не столько знатные правители (семейство  Борджиа, Медичи), удачливые предприниматели, богатые купцы, но сравнительно узкая когорта гуманистов - мыслителей, художников, поэтов, бывших людьми разносторонне одаренными. Как то: Леонардо да Винчи, Петрарка, Рафаэль, Д.Бруно, Н.Кузанский, Т.Мор и др. То же можно сказать о Х1Х, "Золотом веке" развития русской культуры.

Информация о работе Массовая, элитарная и маргинальная культура