Массовая и элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены.

Содержание

Введе-ние..........................................................................................................................3
1. Массовая культу-ра...................................….........................................................4
1.1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой куль-туры..............................................................................................................4
1.2. Экономические предпосылки и социальные функции массо-вой культуры...............................................................................................5
1.3. Философские основы массовой культу-ры................................................7
1.4. Философия З.Фрейда - фундамент современной массовой культу-ры...8
2. Элитарная культу-ра.............................................................................................10
2.1. Элитарная культура как антипод массовой культуры...........................10
2.2. Культура аристократической и демократической эли-ты......................11
Заключе-ние.....................................................................................................................14
Литерату-ра......................................................................................................................15

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Аристократические элиты обычно стремятся создать свою собственную "элитарную культуру". Они озабочены тем, чтобы определенные существенные черты их групповой культуры оставались недоступными для многих. К. Мангейм, в частности, ссылается на то, что элитарные группы интеллектуалов аристократического типа, такие как касты священнослужителей, используют в этих целях свой особый язык для посвященных, например, санскрит или латынь. Использование родного языка в литературе или литургии оказывается с этой точки зрения важным рычагом демократизации культуры, поскольку при этом происходит вторжение "низших" (технологических и индустриальных) интересов в священные пределы "науки".

     Типичная  аристократическая речь формальна, стереотипна и стилизована. Ее горизонт строго ограничен: определенные "низкие" предметы из нее исключаются. Вещи, наиболее насущные для страны, борющейся за удовлетворение элементарных потребностей, такие как пища и деньги, принято не замечать как вульгарные. Такое жеманство и изысканность становятся все более вычурными по мере того, как аристократическая группа становится старше и состоит из членов, унаследовавших свое привилегированное положение, а не создавших его. Первое поколение правящей группы, непосредственно пережившее риск и борьбу в войне или финансовой борьбе, еще не обладает такой вычурной утонченностью. Однако ее потомки склонны не замечать "жизненные факты" до тех пор, пока они живут в мире не реальных вещей, а искусственных символов. Еще одна характерная черта моделей аристократической речи - это тенденция к жесткой правильности, стремлению исключить все "хаотическое" и нарушающее правило.

     Итак, различные принципы селекции элит (аристократических  и демократических) приводят к характерным различиям в культуре рассматриваемых обществ в таких областях, как искусство, философия и религия, а также в современной интерпретации повседневной жизни. Гуманистический идеал культуры и образования вовсе не представляет крайний тип аристократической мысли. Он слишком универсален, чтобы быть приспособленным к потребностям небольших замкнутых привилегированных каст. Однако в известном смысле это все еще идеал элитарной группы, то есть "культурной" буржуазии, элиты, стремящейся отделить себя от масс пролетариев или мелкой буржуазии. Гуманистический идеал отмечен в этом смысле "аристократическими" чертами.

 

Заключение 

     Узнав о происхождении, зарождении, о развитии элитарной и массовой культур становится ясно, что, несмотря на то, что эти понятия появились лишь в начале-середине XX в., на формирование культур ушли столетия.

     Элитарная и массовая культуры представляют собой фактически антиподы. Если у первой круг потребителей чрезвычайно мал из-за сложности восприятия предмета искусства, то соответственно вторая рассчитана на всех, так как имеет в основе коммерческое начало, стандартна по содержанию, не требует особых навыков восприятия и аппелирует к человеческим инстинктам, что ведет к постепенной деградации. Если развитие элитарной культуры зависит практически только от личных творческих качеств её создающих, то возможности масс-культуры определяет прогресс.

     Подводя итог, необходимо выделить одну очень  важную проблему: проблему массовой культуры как морально разлагающей и, таким образом, деструктивной системы. Но, к сожалению, это - вопрос, на который еще только предстоит найти ответ в будущем.

 

     

Литература 

    1. Гуревич, П. С. Философия культуры. Учебник для вузов [текст]/П. С. Гуревич - М.: NOTA BENE, 2000.
    2. Радугин, А. А. Культурология: Учебное пособие [текст]/А.А. Радугин - М.: Центр, 2001.
    3. Массовая культура – Википедия [электронный ресурс] 3.02.11. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 – заглавие с экрана.
    4. Элитарная культура – Википедия [электронный ресурс] 3.02.11.Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0– заглавие с экрана.

Информация о работе Массовая и элитарная культура