Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 14:43, реферат
Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены.
Введе-ние..........................................................................................................................3
1. Массовая культу-ра...................................….........................................................4
1.1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой куль-туры..............................................................................................................4
1.2. Экономические предпосылки и социальные функции массо-вой культуры...............................................................................................5
1.3. Философские основы массовой культу-ры................................................7
1.4. Философия З.Фрейда - фундамент современной массовой культу-ры...8
2. Элитарная культу-ра.............................................................................................10
2.1. Элитарная культура как антипод массовой культуры...........................10
2.2. Культура аристократической и демократической эли-ты......................11
Заключе-ние.....................................................................................................................14
Литерату-ра......................................................................................................................15
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Культурология
Тема: «Массовая
и элитарная культура»
Оглавление
Введение......................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Культура
- это обобщающее понятие, охватывающее
различные классы явлений. Она представляет
собой сложное, многослойное, многоуровневое
целое, включающее различные феномены.
В зависимости от того, с какой точки зрения,
по каким основаниям ее анализировать,
можно выделять те или иные ее структурные
элементы, различающиеся по характеру
носителя, по результату, по видам деятельности,
по и т. д., которые могут сосуществовать,
взаимодействовать, противостоять друг
другу, менять свой статус. В качестве
критерия деления могут выступить особенности
производства и потребления культурных
ценностей, в связи с чем культурологи
выделили две социальные формы существования
культуры: массовую и элитарную. Очень
важным кажется в современных условиях
постиндустриального социально-дифференцированного
общества понимание современной масс-культуры,
преобладающей в обществе; поэтому целью
этой работы является раскрытие понятий,
признаков и исторических предпосылок
появления и развития массовой и элитарной
культур.
1. Массовая культура
1.1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой
культуры
Массовым
в философии культуры называется
такое общество, в котором производство
и потребление приобретает
Когда же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем
в качестве примера наиболее часто
встречающиеся в научной
Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман.
И все-таки все вышеизложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Очень познавательна для анализа книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла «Конец идеологии», в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса»:
И Д. Белл делает вывод: массы — есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Еще
более глубокий анализ «массовой
культуры» сделал канадский социолог
М. Маклюэн. Он так же, как и Д. Белл, приходит
к выводу о том, что средства массовой
коммуникации порождают и новый тип культуры.
В своих работах Маклюэн подчеркивает,
что отправной точкой эпохи «индустриального
и типографского человека» явилось изобретение
И. Гутенбергом в XV веке печатного станка.
Современные же средства массовой информации,
создав, по словам Маклюэна, «глобальную
деревню», создают и «нового племенного
человека». Этот новый человек отличается
от того «племенного», жившего когда-то
на земле, тем, что его мифы формирует «электронная
информация». По словам Маклюэна, печатная
техника — создала публику, электронная
— массу. Определяя искусство ведущим
элементом духовной культуры, Маклюэнь
подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую
от реальной действительности) функцию
художественной культуры.
1.2. Экономические предпосылки и социальные функции
массовой культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. К примеру, следующим образом Карл Маркс в «Капитале» отметил коммерциализацию литературного труда: «Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги … является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала». (Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала») \ В сборнике К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. М., 1957, Искусство, т I)
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени». Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Целью
массовой культуры является не столько
заполнение досуга и снятия напряжения
и стресса у человека индустриального
и постиндустриального
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство: сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая
культура в художественном творчестве
выполняет специфические
Несмотря
на свою кажущуюся бессодержательность,
массовая культура имеет весьма четкую
мировоззренческую программу, которая
базируется на определенных философских
основаниях.
1.3.
Философские основы
массовой культуры
Одной
из старейших философских школ прошлых
веков была греческая школа — киренаиков,
основанная в V веке до н.э. другом Сократа
— Аристипом. Эта школа создала этическое
учение — гедонизм. Гедонисты утверждают,
что чувство наслаждения является целью
всего поведения человека. Идеи гедонизма
развили эпикурейцы. Наличие у массовой
культуры столь древних идейных источников
является аргументом против тех теорий,
которые утверждают, что только одни технические
средства породили якобы в XX веке новый
тип «глобальной культуры». Но, конечно,
наиболее интенсивно мировоззренческо-
В качестве идейной основы современной массовой культуры выступает философия позитивизма (учение, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования). Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для него характерно сведение социального к биологическому.