Массовая и элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:35, контрольная работа

Описание работы

Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человека, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.

Содержание

Введение 3
Элитарная культура 4
Массовая культура 4
Массовая культура и её социальные функции 5
Искусство и массовая культура 8
Кич и массовая культура 8
Массовая культура как культура массового общества 9
Заключение 12
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

Тиражирование отнюдь не обязательно является "опошлением" высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). Согласно исследованиям искусствоведов в  современную эпоху знакомство с  тиражированными творениями культуры нередко ведет к глубокому  проникновению в уникальную сущность оригиналов.

Стандартизация, тесно связанная с массовостью, представляет собой универсальный  социальный процесс, и задача состоит  отнюдь не в том, чтобы "разоблачать" стандартизацию как таковую. Необходимо, безусловно, всемерно поддерживать и культивировать ценность уникального и неповторимого, особенно в художественном творчестве (без чего оно просто не существует), но при этом важно помнить, что оно может (а иногда должно) стать стандартом, хотя и не обязательно вечным и повсеместным.

Важнейшее значение в функционировании культуры имеет создание оригинальных и разнообразных  культурных стандартов, как ни парадоксально  на первый взгляд выглядит это утверждение. С течением времени стандартное может стать (и становилось в истории) уникальным. И, наконец, требуется повышение уровня содержания уже существующих стандартов массовой культуры.

Бесспорно, в процессе массовизации возможно и даже неизбежно определенное снижение качества выдающихся культурных творений. Но исторический процесс диалектичен по своей природе, любые приобретения сопровождаются потерями. [3.47]

Дилеммы типа "массовая - народная", "массовая - классическая" и др. в высшей степени искусственны и лишены логических и исторических оснований. Более уместно и ближе к реальности сопоставление массовой культуры с элитарной, традиционной и специализированной. Но и здесь важно осознавать условность и подвижность этого различения. В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Необходимо также учитывать сложность таких будто бы понятных явлений, как элита и традиция.

Понятие культурной элиты весьма неопределенно: во-первых, оно не совпадает с  понятием социальной элиты; во-вторых, не совпадает с понятием "творцов" культуры. Поэтому даже серьезные  исследователи вынуждены вводить  в истолкование дихотомии "элитарное - массовое" оценочный компонент. Отнесение чего-либо к массовой культуре нередко одновременно содержит скрытый  намек на существование элитарной (обозначаемой как "высокая", "подлинная" и т.д.). Когда же критики, искусствоведы  или литературоведы зачисляют произведение в разряд "высокой" ("немассовой") культуры, они, естественно, руководствуются  своими, весьма различными ценностными  и вкусовыми ориентациями. В результате к сфере элитарного могут отнести и пустой, бесцветный (и в придачу никем не читаемый) роман, и шедевр. [3.48]

Пока  теоретики упорно разоблачают массовую культуру, изредка и нехотя признавая  право на существование таких "низменных" жанров, как эстрада, цирк или оперетта, жизнь демонстрирует нам, что  самые разнообразные виды творческой деятельности и её результатов так или иначе вовлекаются в сферу массовой культуры. Некоторые из них частично или время от времени "включаются" в нее, другие существуют в ней изначально. К числу последних относится промышленный дизайн, проектирование предметной среды в соответствии с потребностями человека и определенными социальными идеалами. [3.49]

Таким образом, массовая культура так же, как и мода в культуре, - явления  гораздо более сложные и укорененные  в социально-исторической действительности, чем это думают её многочисленные критики.

Если  от негативно-оценочного истолкования этих явлений перейти к их объективному историко-культурному и социологическому анализу, если перестать часть выдавать за целое, то окажется, что массовая культура - не особое, жестко фиксированное  образование с определенным набором  признаков, а некоторое состояние, обусловленное современным этапом исторического развития. Специфика  массовой культуры состоит не в том, что она "плохая" по своему содержанию, а в том, что как ни тривиально выглядит это утверждение, она массовая. Стало быть, в сфере массовой культуры в разное время с большей или  меньшей степенью вероятности могут  оказаться различные и даже противостоящие друг другу её образцы, в том числе  и классические, и фольклорные, и  элитарные и пр. Именно это последнее  обстоятельство позволяет успешно  работать над тем, чтобы подлинные  ценности, как созданные в прошлом, так и формирующиеся на наших  глазах, не замыкались ни на верхних, труднодоступных  и малопосещаемых этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной  жизнью совместно и повсеместно. И тогда, возможно, в рассуждениях теоретиков культуры "верх" не будет  выглядеть столь недосягаемо  высоким, а "низ" - таким непотребно низким, какими они часто выглядят сегодня. [3.50]

 

Список использованных источников

  1. Коллектив авторов. Массовая культура и массовое искусство. "За" и "против". М.: из-во "Гуманитарий" Академии гуманитарных исследований, 2003. - 521с.
  2. Кравченко А.И. Культурология: словарь. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2001. - 725с.
  3. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 704с.
  4. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007 - 709с.
  5. Культурология: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Феникс, 1995 - 451с.
  6. Учебное пособие по введению в специальность "Культурология" / разработано Л.В. Гернего. - Чита: ЧитГУ, 2004. - 105с.
  7. Кастельс М. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» - М, 2008, стр. 122.

Информация о работе Массовая и элитарная культура