Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:35, контрольная работа
Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человека, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.
Введение 3
Элитарная культура 4
Массовая культура 4
Массовая культура и её социальные функции 5
Искусство и массовая культура 8
Кич и массовая культура 8
Массовая культура как культура массового общества 9
Заключение 12
Список использованных источников 14
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Культурология»
на тему
«Массовая и элитарная культура»
Выполнил: Юхнина В. В.
студент группы 4400
Проверил: Максимова О. Л.,
к. филос. н., доцент
Сыктывкар 2013
Содержание
Введение 3
Элитарная культура 4
Массовая культура 4
Массовая культура и её социальные функции 5
Искусство и массовая культура 8
Кич и массовая культура 8
Массовая культура как культура массового общества 9
Заключение 12
Список использованных источников 14
Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человека, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной.
Рост
интереса к проблемам культуры характерен
для всей мировой науки XX века и
связан со многими историческими
и социально-культурными
Элитарная,
или высокая культура создается
привилегированной частью общества,
либо по её заказу профессиональными
творцами. Она включает изящное искусство,
классическую музыку и литературу.
Высокая культура, например, живопись
Пикассо или музыка Шенберга, трудна
для понимания
С
появлением средств массовой информации
(радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло
стирание различий между высокой
и народной культурой. Так возникла
массовая культура, которая не связана
с религиозными или классовыми субкультурами.
СМИ и массовая культура неразрывно
связаны между собой. Культура становится
"массовой", когда её продукты
стандартизируют и
Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей. [6.84]
Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). [2.335] Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. [2.336]
В морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной и специализированной культуры. Промежуточное положение с функцией транслятора занимает массовая культура. Разрыв между обыденной и специализированной культурами в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он увеличился намного (особенно в наукоемких профессиях).
Обыденная культура реализуется в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека (у дипломата неизбежно другие образы жизни, нежели у крестьянина), аборигенными традициями места проживания, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль её досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.
Обыденная
культура не изучается человеком
специально (за исключением эмигрантов,
целенаправленно осваивающих
Современные
знания и культурные образцы вырабатываются
в недрах высокоспециализированных
областей социальной практики. Они
понимаются и усваиваются соответствующими
специалистами, для основной же массы
населения язык современной специализированной
культуры (политической, научной, художественной,
инженерной и т.п.) почти недоступен.
Поэтому обществу требуется система
средств по "переводу" информации
с языка
Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослые" смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом в одной области, и уровень его специализированности из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода "гидов", ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п.
Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура. Структура бытия в ней задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и всегда побеждают и пр.
Напрашивается
вопрос: а разве в прежние времена
не возникало проблем с
По-видимому,
до научно-технического переворота последних
веков действительно не было такого
разрыва между
Феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация проста по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной классики".
Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:
индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);
массовая
общеобразовательная школа, приобщающая
учащихся к основам научных знаний,
философских и религиозных
средства
массовой информации (печатные и электронные),
транслирующие текущую
система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;
массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;
индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. [3.221] Здесь потребитель, как правило, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно:
тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному;
индустрия
оздоровительного досуга, физической
реабилитации человека и исправления
его телесного имиджа (курортная
индустрия, массовое физкультурное
движение, культуризм и аэробика, спортивный
туризм, а также система медицинских,
фармацевтических, парфюмерных и
косметических услуг для
индустрия
интеллектуального досуга ("культурный"
туризм, художественная самодеятельность,
коллекционирование, кружки по интересам,
разнообразные общества собирателей,
любителей и поклонников чего
бы то ни было, научно-просветительские
учреждения и объединения, а также
все, что попадает под определение
"научно-популярное", интеллектуальные
игры, викторины, кроссворды и т.п.),
приобщающая людей к научно-
система
управления потребительским спросом
на вещи, услуги, идеи как индивидуального,
так и коллективного
игровые комплексы - от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности; [3.222]