Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:12, реферат
В своей работе я проведу анализ понятия массовой и элитарной культуры, расскажу об их происхождении и выявлю пути их сосуществования.
1. Введение;
2. Культура;
3. Элитарная культура: происхождение и сущность;
4. Массовая культура;
5. Способы сосуществования двух культур;
6. Список литературы;
Расцвет
массовой культуры, безусловно, произошел
в 20-веке, в основном благодаря развивающимся
средствам массовой коммуникации, массовой
культуры. В этом смысле массовой
культуры в ХIХ веке и ранее не было -
газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор,
уже вымирающий, - вот все, чем располагали
город и деревня. Вспомним, как важна была
газета для творческой лаборатории Достоевского.
Интересно, как бы изменилось его творчество,
живи он в середине ХХ века в эпоху радио,
кино и телевидения с их разветвленной
системой жанров и новостей через каждые
полчаса, бесчисленных газет и журналов,
видео, компьютером и Интернетом, телефоном,
рекламой, авторской песней, блатным фольклором,
детскими страшилками, анекдотом, комиксами, джазом,
роком, поп-музыкой, матрешками, лозунгами,
троллейбусами, самолетами и спутниками?
Для чего нужна массовая
культура? Для того же, для чего нужны
два полушария в человеческом мозге. Для
того, чтобы осуществлять принцип дополнительности, когда нехватка информации
в одном канале связи заменяется избытком
ее в другом. Именно таким образом массовая
культура противопоставляется фундаментальной
культуре. Именно поэтому массовая
культура была так нужна Достоевскому
- прообразу культурного деятеля ХХ века.
Ибо массовая культура - это первичный
образ реальности, а фундаментальная
культура - это образ глубоко вторичный,
"вторичная моделирующая система",
нуждающаяся для своего осуществления
в языке первого порядка. В этом смысле
массовая культура ХХ века была полной
противоположностью элитарной культуры
в одном и ее копией в другом.
Для массовой культуры характерен
антимодернизм и антиавангардизм . Если
модернизм и авангард стремятся к усложненной
технике письма, то массовая
культура оперирует предельно простой,
отработанной предшествующей культурой
техникой. Если в модернизме и авангарде
преобладает установка на новое как основное
условие их существования, то массовая
культура традиционна и консервативна.
Она ориентирована на среднюю языковую
семиотическую норму, на простую прагматику,
поскольку она обращена к огромной читательской,
зрительской и слушательской аудитории.
Можно сказать поэтому, что
массовая культура возникла в ХХ веке
не только благодаря развитию техники,
приведшему к такому огромному количеству
источников информации, но и благодаря
развитию и укреплению политических демократий.
Известно, что наиболее развитой является
массовая культура в наиболее развитом
демократическом обществе - в Америке
с ее Голливудом, этим символом всевластия
массовой культуры. Но важно и противоположное
- что в тоталитарных обществах массовая
культура практически отсутствует,
отсутствует деление
культуры на массовую
и элитарную. Вся культура объявляется
массовой, и на самом деле вся культура
является элитарной. Это звучит парадоксально,
но это так.
Возьмем, к примеру, такой жанр советского
кино, как производственный фильм. Это
была ненастоящая, мнимая массовая
культура. Она формировалась не рынком,
а госзаказом. Недаром этот жанр исчез
моментально, как только началась перестройка.
Другое дело, что в Советском Союзе часто
культивировалась бездарная, плохая литература,
но это не массовая
культура в западном смысле. В ней присутствовала
идеология и отсутствовала коммерция.
Необходимым свойством
Это
мы хорошо видим на примере массового
кинематографа. Жанры четко разграничены,
и их не так много. Главные из них
- детектив, триллер, комедия, мелодрама,
фильм ужасов, или, как его называют последнее
время, "чиллер" (от англ. chill - дрожать
от страха), фантастика, порнография. Каждый
жанр является замкнутым в себе миром
со своими языковыми законами, которые
ни в коем случае нельзя переступать, особенно
в кино, где производство сопряжено
с наибольшим количеством финансовых
вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что
жанры массовой культуры должны обладать
жестким синтаксисом - внутренней структурой,
но при этом могут быть бедны семантически,
в них может отсутствовать глубокий смысл.
В ХХ веке массовая
культура заменила фольклор, который
тоже в синтаксическом плане построен
чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это
показал в 1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший
волшебную сказку и показавший, что в ней
всегда присутствует одна и та же синтаксическая
структурная схема, которую можно формализовать
и представить в логических символах.
Тексты массовой литературы и кинематографа
построены так же. Зачем это нужно? Это
необходимо для того, чтобы жанр мог быть
опознан сразу, и ожидание не должно нарушаться.
Зритель не должен быть разочарован. Комедия
не должна портить детектив, а сюжет триллера
должен быть захватывающим и опасным.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров
так часто повторяются. Повторяемость
- это свойство мифа - в этом глубинное родство
массовой культуры и элитарной культуры,
которая в ХХ веке волей-неволей ориентируется
на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании
зрителя отождествляются с персонажами.
Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает
в другом, как умирали и воскресали архаические
мифологические боги. Кинозвезды ведь
и есть боги современного массового сознания.
Установка на повторение породила
феномен телесериала: временно "умирающая"
телереальность возрождается на следующий
вечер. Создатели ряда сериалов не без
влияния постмодернистской иронии довели
эту идею до абсурда - видимо, этот фильм
кончится только тогда, когда он надоест
зрителю или когда у продюсеров кончатся
деньги.
Разновидностью текстов
массовой культуры являются культовые
тексты. Их главной особенностью является
то, что они настолько глубоко проникают
в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих,
а в окружающей реальности. Так, наиболее известные
культовые тексты советского кино - "Чапаев",
"Адъютант его превосходительства",
"Семнадцать мгновений весны" - провоцировали
в массовом сознании бесконечные цитаты
и формировали анекдоты про Чапаева и
Петьку, про Штирлица. То есть культовые
тексты массовой культуры формируют
вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать,
что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются
частью внутренней структуры самих этих
текстов. Они являются частью структуры
самой жизни, языковыми
играми, элементами
повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей
внутренней структуре построена сложно
и утонченно, так влиять на внетекстовую
реальность не может. Трудно представить
себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или Йозефа Кнехта из
"Игры в бисер".
Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени
осваивается фундаментальной культурой,
что становится штампом, тогда он может
использоваться текстами массовой
культуры. В качестве примера можно
привести знаменитые советские кинематографические
афиши, где на переднем плане изображалось
огромное лицо главного героя фильма,
а на заднем плане маленькие человечки
кого-то убивали или просто мельтешили
(в зависимости от жанра). Это изменение,
искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием
он восприниматеся как реалистический,
хотя все знают, что головы без тела не
бывает, и что такое пространство, в сущности,
нелепо.
Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное
дитя конца XX века - впустил наконец массовую
культуру и смешал ее с элитарной. Сначала
это был компромисс, который назывался кич.
Но потом и классические тексты постмодернистской
культуры, такие, как роман Умберто Эко
"Имя розы" или фильм Квентина Тарантино
"Криминальное чтиво", стали активно
использовать стратегию внутреннего строения
массового искусства.
Способы сосуществования двух культур
Итак, мы выяснили, что существование двух полюсов культур является естественным итогом развития человеческой цивилизации. Возможны два способа развития отношений между представителями элитарной и массовой культур. Мирное сосуществование или противостояние, конфликт как возможное продолжение – временное вытеснение элементов той или иной культуры. Существует интересная теория, согласно которой, такая разновидность культуры, как тоталитарная культура, вызывающая негативные воспоминания, коренится именно в элитарной культуре. Так, Ницше, Шпенглер, Вейнингер, Зомбарт, Юнгер, К. мит и другие философы и мыслители, предвосхитившие и приблизившие к реальной власти германский нацизм, принадлежали безусловно к элитарной культуре и были в ряде случаев превратно и искаженно поняты своими практическими интерпретаторами, примитивизированы, упрощены до жесткой схемы и незамысловатой демагогии. Аналогичным образом обстоит и с коммунистическим тоталитаризмом: и основоположники марксизма — Маркс и Энгельс, и Плеханов, и сам Ленин, и Троцкий, и Бухарин — все они были, по-своему, «высоколобыми» интеллектуалами и представляли весьма узкий круг радикально настроенной интеллигенции. Более того, идеологическая атмосфера социал-демократических, социалистических, марксистских кружков, затем строго законспирированных партийных ячеек , строилась в полном соответствии с принципами элитарной культуры, а принцип партийности предполагал не просто избирательность, но и довольно строгий отбор ценностей, норм, принципов, концепций, типов поведения и пр. Собственно, сам механизм селекции (по расовому, классовому и национальному признаку ), лежащий в основании тоталитаризма как социокультурной системы, рожден в недрах элитарной культуры ее представителями, а позднее лишь экстраполирован на массовое общество, в котором все, признаваемое целесообразным, воспроизводится и нагнетается, а опасное для его самосохранения и развития, — запрещается и изымается (в том числе средствами насилия). Т.о., тоталитарная культура первоначально возникает из атмосферы и стиля, из норм и ценностей элитарного кружка, универсализируется в качестве некоей панацеи, а затем насильственно навязывается обществу в целом как идеальная модель.
Вышеописанное, происходит в случае перевеса элементов одной культуры над другой.
Подвод
итог написанному, еще
раз повторюсь, что,
на мой взгляд, противостояние
двух культур является
результатом склонности
общественного мнения
и отдельных индивидуумов
считать культуру элитарную
лучше культуры массовой,
тогда как на самом деле
обе являются результатом
естественного развития,
гранями одного и того
же феномена – культуры
вообще. Одна не существует
без другой. Носители
и той и другой – люди,
с разным набором качеств
и характеристик, естественно
отдающих предпочтение
тому или иному элементу
культуры, что не является
заслугой данного человека,
а результатом естественной
склонности.
Список литературы