Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:12, реферат
В своей работе я проведу анализ понятия массовой и элитарной культуры, расскажу об их происхождении и выявлю пути их сосуществования.
1. Введение;
2. Культура;
3. Элитарная культура: происхождение и сущность;
4. Массовая культура;
5. Способы сосуществования двух культур;
6. Список литературы;
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ
ФИЛИАЛ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная
работа
по курсу:
«Культурология»
на тему:
Массовая
и элитарная культуры
Выполнил:
студент заочного обучения
Боровков Роман Викторович,
группа СПГ 307,
специальность: «Государственное и
муниципальное
управление»
г. Владимир,
2008 год.
Оглавление
Введение
Моя тема - массовая и элитарная культура. Мой выбор не случаен. Он обусловлен несколькими причинами. Кроме личного интереса к теме и желания глубже разобраться в этом вопросе, тема - достаточно актуальна. Дело в том, что в нашем обществе весьма остро стоит вопрос расслоения общества, случаев отсутствия взаимопонимания между людьми разных социальных слоев и разного достатка, что, в свою очередь, может привести к росту социальной напряженности и дестабилизации. В связи со сказанным, противопоставление культуры массовой и культуры элитарной, культуры для избранных и культуры для всех прочих, является одним из серьезных раздражителей.
В
своей работе я проведу анализ
понятия массовой и элитарной культуры,
расскажу об их происхождении и выявлю
пути их сосуществования.
Культура
Прежде чем начать говорить об особенностях массовой и элитарной культуры, необходимо разобраться с основополагающим понятием – что же мы подразумеваем под понятием «культура»? Одно из самых распространенных определений звучит так: культура (от лат. «сultura» - «возделывание»)– это совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека, воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям. Другими словами, культура - это есть общее состояние народа в материальном и духовном отношениях. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Понятие культура применяют также для обозначения отдельных сфер и компонентов культуры. Различают материальную культуру (жилища, одежда, формы и орудии хозяйства, произведении промышленности и искусств и пр.), духовную культуру (язык, обычаи, верования, письменные памятники, литература и пр.), общественную культуру (государственные и общественные учреждения, законы и пр.).
Следующий вопрос, который нас интересует, - а каким образом развивалась культура? В истории Земли настает момент, когда человек начинает создавать новую, уже не просто природную среду обитания, а новую экологическую нишу - культуру. Культура в этом случае выступает как механизм адаптации человека к миру. Человеческая деятельность преобразует окружающий мир, создает культуру. Вступая в жизнь, человек должен овладеть тем уровнем деятельности, который достигнут обществом. А это и есть овладение культурой. Отдельный человек в своем индивидуальном развитии в свернутом виде проходит все ступени развития культуры, которое раньше прошло все человечество. Культура стала механизмом социальной наследственности, поскольку социальный опыт не передается биологическим путем. Она есть социальная память. В то же время культура как часть природы обладает космическим значением. Она - закономерный результат космического развития.
Продолжая
наше исследование, подходим к очередному
важному вопросу – почему
произошло разделение
культуры на элитарную
и массовую, в какой
момент, что явилось
причиной этому?
Элитарная культура: происхождение и сущность
Историческое происхождение элитарной культуры таково: еще в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди являлись привилегированными обладателями особых знаний, которые в силу своей сложности или в силу использования их в своих интересах, не могли и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между элитарной культуры и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились в различных религиозных конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессилнальное мастерство, в религиозно-философских собраниях, в литературно-художественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматического лидера, ученых сообществах и научных школах, в политических объединениях и партиях, особенно тех, что работали конспиративно, заговорщицки, в условиях подполья. В конечном счете формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализированности, без которых в культуре невозможны исторический прогресс, ценностно-смысловой рост, - любая ценностно-смысловая иерархия. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.
Таким образом, носители этого особого знания являлись, безусловно, особенными людьми, что, в общем–то, никто и не оспаривает. Действительно, каждый представитель человеческого рода является уникальным, не похожим на другого. И у каждого из нас существует особый, свой собственный интеллектуальный уровень, уровень эмоционального восприятия действительности и множество других отличающихся друг от друга характеристик. И здесь, безусловно, нужно согласиться с Х.Ортега-и-Гассет, одному из апологетов элитарной культуры, который писал: "Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда - ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном..."
Однако, на мой взгляд, проблема во взаимоотношениях носителей разных культур произошла в тот момент, когда понятие «особый» трансформировалось в понятие «лучший». Другими словами, в философии культуры сложилась определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственными способностями, более ценными и возвышенными, чем у большинства. Элитарная культура стала рассматриваться как антипод массовой культуры.
Итак, элитарная культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) — это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом. и т.п.). Более того, элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом. В этом отношении элитарная культура — характерно маргинальный феномен в рамках любого исторического или национального типа культуры и всегда — вторична, производна по отношению к культуре большинства. Особенно остро стоит проблема элитарной культуры в обществах, где антиномия массовой культуры и Э.к. практически исчерпывает все многообразие проявлений национальной культуры как целого и где не сложилась медиативная («срединная») область общенациональной культуры, составляющая ее основной корпус и в равной мере противостоящая поляризованным массовой и элитарной культурам как ценностносмысловым крайностям. Это характерно, в частности, для культур, обладающих бинарной структурой и склонных к инверсионным формам исторического развития (русская и типологически ей близкие культуры).
Несколько слов о представителях философии элитаризма: еще С. Кьеркегор утверждал, что историей должно руководить меньшинство. А. Шопенгауэр в работе "Мир как воля и представление", разделил человечество на две неравные части: "людей пользы" и "людей гения", способных к чистому созерцанию, а не ориентированных только на утилитарную деятельность; равнодушных как к практике, так и к своему жизненному пути, который в большинстве случаев "проходят весьма неискусно", но способных при этом к философско-художественной деятельности. "Людям гения" нелегко приходится среди "людей пользы": они имеют множество врагов. "Людей пользы" раздражает в них несомненное умственное превосходство.
В таких условиях неизбежен конфликт: элитарная культура постоянно высмеивает или обличает массовую культуру, пародирует ее или гротескно деформирует, представляя мир массового общества и его культуры страшным и уродливым, агрессивным и жестоким; в этом контексте судьбы представителей элитарной культуры рисуются трагическими, ущемленными, сломанными (романтическая и постромантическая концепции «гения и толпы»; «творческого безумия», или «священной болезни» и обыденного «здравого смысла»; вдохновенного «опьянения», в т.ч. наркотического, и пошлой «трезвости»; «праздника жизни» и скучной повседневности).
Массовая культура тоже относится к элитарной с крайним раздражением, неосознанно подозревая, что в свете последней все ее собственные достижения несостоятельны и убоги.
Несколько слов об особенностях элитарной культуры : эта культура принципиально обращается только к элите, это культура аристократии, касты, но не демоса. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве "человеческого, слишком человеческого". И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.
Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.
В России на рубеже XIX – XX веков идеи элитарной культуры находят свое активное развитие в деятельности художественного объединения «Мир искусства». Лидеры «мирискусников» - С.П.Дягилев и А.Н.Бенуа - подчеркивают «самоцельность» и «самополезность» искусства, считая одновременно «правду в искусстве» (декларируемую Л.Н.Толстым) проявлением однобокости. Обязательным для любого художественного творения объявляется особое авторское видение действительности. Аналогичных идейных установок придерживаются и представители западноевропейского модернизма и постмодернизма.
Но
главное отличие элитарной
В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства).
Как
правило, элитарная культура носит
поначалу экспериментальный или
авангардный характер. Время стирает
границы между массовой и элитарной культурами.
То новое в искусстве, что сегодня является
уделом немногих, через столетие будет
понятно уже значительно большему числу
реципиентов, а еще позже может стать в
культуре общим местом. В ней пробуются
те художественные приемы, которые будут
восприняты и правильно поняты широкими
слоями непрофессионалов многие годы
спустя. Интересный факт: специалисты
иногда называют точные сроки – 50 лет.
При подобном «сроке выдержки» образцы
высшей художественности опережают своё
время.
Массовая культура
Здесь также нам необходимо выяснить, что мы имеем ввиду под массовой культурой. Можно сказать, что массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта отделенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто.