Маргинальная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:53, реферат

Описание работы

Реферат по "Культурологии" о маргинальной культуре вообще и в России в частности

Содержание

Введение 3
I. Значения термина "маргинальная культура" 4
II. Индивидуальная и групповая маргинальность и ее последствия 16
III. Измерения маргинальности 17
IV. Маргинальность в России 20
Вывод 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат - копия.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

Во-первых, в качестве специфической  может выступать так называемая «маргинальная культура», которую  иногда назы-. вают периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе (срединной) культуры, образа жизни большинства людей. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную среду) Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.

 

      1. Маргинальность в России

В процессах этно-культурной маргинализации в обществе неизбежны существенные региональные различия со своей внутриэтнической спецификой. Особенно остро эти процессы протекают в тех регионах, в которых проживает достаточно большое количество этносов и этнических групп.Одним из таких регионов в России всегда была Москва и Московская область. Здесь, полнее, чем в других регионах России, из самых разных этноисточников формируется новый «российский» мегаполис. В него по-разному вовлекаются этнические образования, которые внутренне дифференцируются по степени включенности в это пространство. Окружающая среда питает в формируемых группах населения специфику «надэтнического» столичного самосознания. Не случайно, при ответе на вопрос «Кем Вы себя больше чувствуете: европейцами, гражданами мира, россиянами, русскими, татарами, армянами и т.д.?» - далеко не  все москвичи принимают в этом «наборе» приоритет своей, для многих теперь формальной, национальной принадлежности . За их выбором стоит новый образ, который не только у русских обретает надэтнические черты самосознания с очевидной доминантой гражданского образа, подчас вытесняющего принятую национальную принадлежность. Можно допустить, условно говоря, что этническая приобщенность питается больше традиционными этнокультурными посылками, а новая «надэтническая» - гражданскими, хотя они могут и не исключать друг друга. Самым очевидным для русских и других,  включенных в столичную жизнь людей разных национальностей, постепенно становится интегративный образ, утверждающийся в сознании как общность «россиян».

Россияне в современном полиэтническом значении этого понятия – явление новое; они – важнейшая составляющая в надэтническом образовании постсоветской России. При этнической мозаичночти столичного населения это интегрирующее представление теперь распространяется и закрепляется в сознании россиян, что может иметь принципиальное значение в судьбах России.Тут есть некоторое сходство с общеевропейскими процессами утверждения гражданского единства полиэтнических общностей. Известно, что в этом плане ощущают трудности те европейские столицы, в которых некоренные национальности занимают в населении значительные пропорции. Например, в Лондоне и Париже, где некоренные национальности составляют соответственно пятую и четвертую часть столичного населения, болезненно проявляется их противостояние общим европейским нормам общественной и культурной жизни. Северо-кавказский Южный регион сегодня считается одним из поликультурных и этнически многонаселенных мест не только в России, но и в Европе. Не беря в качестве объекта для исследования военные конфликты и борьбу за территориальную независимость, можно привести достаточно много примеров маргинализации отдельных слоев населения в результате миграции одних народов и неприятия их со стороны местного населения. В частности, на Кубани с давних времен проживает немалое количество этносов, чья историческая родина находится далеко за ее пределами. Местное же население в лице казачества с самого момента своего основания предвзято относилось к пришлым людям. В результате нивелирование национальных традиций приводило либо к культурному взаимодействию, либо в противном случае к отторжению чуждой культуры. Такая ситуация сложилась в Крымском районе Краснодарского края в 2006 году с турками месхетинцами, получившими официальный статус иммигрантов, и не сумевшими пройти аккультурацию в кубанской станице. Местное население обратилось к администрации края с просьбой о депортации из региона приехавших переселенцев. Национальный конфликт вступил в ту фазу, когда урегулировать отношения на местах уже не представлялось возможным. Было принято решение о переселении турков в один из американских штатов, где им была предоставлена работа и место жительства. Таким нетрадиционным образом удалось избежать национального конфликта

Вывод

По итогам данной работы, можно  сделать следующие выводы.

 Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику.

В целом в изучении маргинальности можно выделить два основных подхода:

• изучение маргинальности как процесса перемещения группы или индивида из одного состояния в другое;

• изучение маргинальности как состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре как следствия этого процесса.

Основная причина развития маргинальных процессов — кризис занятости.

Источник пополнения маргинальных слоев — нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, однако, постоянно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни.

 В результате развития маргинальных процессов вырабатывается особая система ценностей, для которой, в частности, присущи глубокая враждебность к существующим общественным институтам, крайние формы социального нетерпения, склонность к упрощенным максималистским решениям, отрицание любых видов организованности, крайний индивидуализм и т. д. При этом отмечается, что свойственная маргиналам система ценностей может распространяться на широкие общественные круги, вписываясь в различные политические модели радикального (как левого, так и правого) направления, и влиять на политическое развитие общества.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Жбанков М.Р. Маргинальная культура // Энциклопедия социологии. URL: http://slovari.yandex. ru/dict/sociology/Ма (проверено 17.10.2008 г.).
  2. Красавцева И.Н. Субкультура // Энциклопедия социологии. URL: http://slovari.yandex.ru/ dict/sociology/Су (проверено 15.10.2008 г.).
  3. Клауорд Ричард А., Ллойд Е. Оулин. Дифференциация субкультуры // Социология преступности (современные буржуазные теории). – М.: Прогресс, 1966.
  4. Концепция структурного функционализма Роберта К. Мертона : диссертация... кандидата социологических наук : 22.00.01 Санкт-Петербург, 2007 210 с.
  5. Маргинальность в современной России: Коллективная монография. Московский общественный научный фонд. М., 2000. С. 30.
  6. Понятие маргинальность. Американский социологический словарь.,1969 г.
  7. Онзимба Ленюнго Ж.Б. Проблема маргинальной личности в американской социологии // Вестник РУДН. 2003. № 4–5. С. 178–183.
  8. Робертом Э. Парк Сер. 11. Социология. 1998. № 3. С. 167–176
  9. Стоунквист Э. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта. - М.,1989
  10. Турен А. Возвращение человека действующего. Сокращено по источнику: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. С. 46–92. URL: http://lib.socio. msu.ru/l/library (проверено 26.09.2008 г.).
  11. Борьба за признание и власть / Тамотсу Шибутани // Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: [В 2 т.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Маргинальная культура