Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:14, контрольная работа
Возрождение и Реформация - новые этапы в истории мировой культуры. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из-под развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир - греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки Средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть.
План контрольной работы
Введение
1.Общее видение архитектуры и скульптуры в XVII веке..
2. Джованни Лоренцо Бернини - гений Барокко
А.Биография
Б.Творческий путь
Заключение
Список литературы
Приложение №1. «Репродукции наиболее известных произведений Лоренцо Бернини»
Б.Творчество
«Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».1
В его искусстве сказались требования верховной власти церкви и в то же время выразились самые распространенные, наиболее общие вкусы, представления и идеалы современников, найдены новые образы и новые оттенки выразительности. Бурная динамика и повышенная экспрессивность в органическом сочетании с конкретными наблюдениями, подчас натуралистическими подробностями (характерные черты барокко), нашли в его творчестве законченное выражение. Бернини создавал церкви, уличные фонтаны, портреты, статуи и группы на мифологические и религиозные сюжеты, торжественные надгробия, церковные алтари. Барочная скульптура украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того, и другого был Бернини. В большей степени благодаря церквам, построенным по его проекту, католическая столица приобрела барочный характер. Бернини был не менее знаменитым скульптором. Он обращался подобно ренессансным мастерам, к сюжетам, как античным, так и христианским. Так же Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность не заслоняет в нем реального облика модели. Родился в декабре 1598г. в Неаполе, будучи сыном известного в свое время скульптора Пьетро Бернини, Лоренцо начал заниматься ваянием еще в детстве; в 17 лет он мог уже принять заказ на портретный бюст епископа Сантони, установленный на его надгробии, а в 20 лет - выполнить портрет папы Павла V. Вслед за этим он несколько лет провел за созданием четырех больших мраморных скульптур, которые заказал ему для сада при своем дворце любитель искусства и коллекционер кардинал Шипионе Боргезе.
Собор и piazza San Pietro (Ватикан Собор и площадь Святого Петра). Джованни Бернини спроектировал площадь перед собором и знаменитую колоннаду. Поднимаясь к входу в собор, обращаем внимание на его работы — конный монумент Константина Великого и барельеф над входом «Иисус вручает Петру ключи от рая». Внутри собора, в оформлении декора которого он принимал участие, прежде всего, смотрим на киворий (балдахин под куполом) высотой с четырёхэтажное палаццо Фарнезе. Голубь в золотистых лучах в апсиде собора (тоже работа Бернини) с размахом крыльев около трёх метров, а издалека кажется маленькой птичкой, еле различимой. Гробница папы Александра VII и фигуры Справедливости, Благоразумия, Милосердия и Истины. Истина, как и положено, сначала была нагой, но потом по требованию папы её прикрыли. Очень символично. Гробницы Урбана VIII (Барберини, отсюда изображения пчёл) и Матильды Тосканской (у неё в Каноссе император Генрих IV каялся перед папой Григорием VIII). В числе других статуй для собора Святого Петра Бернини создаёт знаменитого Святого Лонгина с копьём, которым был пронзён Иисус Христос перед снятием с креста. И знаменитая Королевская лестница (Скала Реджа) Ватикана.
Ponte Sant’Angelo.(Мост Ангелов) Мост построен во II веке, а в XVII веке Джованни Бернини спроектировал украшение моста — десять фигур ангелов, их установили после 1669 года. Скульптурные фигуры ангелов, держащие в руках какой-либо из знаков страстей, были созданы по эскизам Бернини и выполнены в его мастерской. А Ангел со свитком и Ангел с терновым венцом — самим мастером. Позже оригиналы этих двух ангелов поместили в церковь Sant Andrea delle Fratte, а на мосту установили копии.
На другом берегу Тибра находится Fontana dei Quattro Fiumi. Фонтан Четырёх рек спроектирован Бернини в XVII веке для папы Иннокентия Х. Скульптурная группа в центре фонтана была спроектирована как опора для грандиозного египетского обелиска. Аллегорические мужские фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата. Реки в облике античных гигантов, легко узнать по отдельным чертам. Покрывало на голове Нила, к примеру, символизирует таинственность его истока, который в то время ещё не открыли, а вовсе не нежелание Нила смотреть на церковь, построенную Борромини. Из созданного самим Бернини — лев и конь. По проекту Бернини на piazza Navona создан и фонтан Мавр — один из двух, замыкающих композицию площади.
От piazza Navona доходим до Пантеона и церкви Santa Maria sopra Minerva, то есть церковь Святой Девы Марии над Минервой (на месте бывшего античного храма Минервы, или Исиды), она слева за Пантеоном. Конечно, прежде всего, все обращают внимание на скульптуру Микеланджело «Воскресший Христос» справа от алтаря. А Бернини выполнил скульптурные украшения гробниц Марии Раджи и кардинала Виджевано. В средневековье эта церковь была известна тем, что сюда приводили еретиков, и они здесь публично отрекались от вредных убеждений. Если не отрекались — рядом piazza Campo dei Fiori, где разжигали время от времени костры инквизиции. А перед церковью держит на спине египетский обелиск мраморный слоник Бернини.
От Пантеона проходим мимо колонн древнеримского храма, включённых в здание XVII века, мимо церкви в явном стиле рококо и выгнутого palazzo di Montecitorio, в нём заседает нижняя палата итальянского парламента, и постоянно дежурят карабинеры. На via del Corso располагается художественная галерея — palazzo Doria Pamphilj. В маленьком зале портрет папы Иннокентия Х работы Веласкеса и бюст того же папы работы Бернини.
В другую сторону по via del Corso находится piazza del Popolo и церковь Santa Maria del Popolo, справа от ворот Porta Flaminia (к оформлению которых также приложил руку Бернини), строили с XI века, здесь успели потрудиться и Рафаэль, и Браманте, и Бернини. В капелле Киджи (слева от входа, проект Рафаэля) две скульптурные группы Бернини — «Аввакум с ангелом» и «Даниил во рву со львом». Видно, как лижет правую пятку Даниила лев, а его призыв не столько даже в выражении лица, сколько во всей позе святого. Удивлённый пророк Аввакум взирает на ангела, который, видимо, уже привык к такой реакции на своё появление. Над органом и балконом по сторонам главного алтаря возносятся ангелы Бернини, который декорировал церковь в XVII веке.
У подножия Испанской лестницы (Scalinata della Trinita dei Monti) фонтан la Barcaccia (Лодочка), построенный Пьетро Бернини в 1629 году. В основе композиции — лодка, подтопленная водой, она придумана в напоминание о наводнении 1598 года, когда разлив Тибра неожиданно настиг Рим.
Дальше на углу via Propaganda находится церковь Sant Andrea delle Fratte, или церковь Святого Андрея в чащобе (когда её начинали строить, здесь ещё лес был). Внутри — оригиналы двух ангелов Бернини, созданные для Ponte Sant’Angelo, папа Климент IX посчитал их слишком ценными, чтобы оставить под открытым небом. Очаровательный внутренний дворик, где шумит фонтан, плавают красные рыбки и растут апельсиновые деревья. У этой церкви гениальная колокольня Франческо Борромини.2
По via Capo le Case и via Sistina можно подняться к piazza Barberini. Площадь украшает с 1643 года фонтан Тритона. Статуя сына бога моря Посейдона стоит на раскрытой раковине, удерживаемой хвостами четырёх дельфинов. То ли человек, то ли рыба — Тритон выдувает из раковины не слишком высокую струю воды, которая символизирует вызываемую им бурю. Между дельфинами Бернини расположил изображения герба семьи Барберини (пчёлы), глава которой папа Урбан VIII (Маффео Барберини) покровительствовал скульптору. Слева в углу площади у начала via Vittorio Veneto ещё одно творение Бернини — фонтан Пчел (Fontana delle Api). Он также сохраняет память о родовом гербе Барберини и поставлен в 1644 году. Легенда рассказывает, что в семейство Барберини пришла беда. Умирал любимый сын, наследник рода. Врачи были бессильны. Об этой беде узнал бортник, который собирал мёд диких пчёл. Он вылечил юношу, и в память об этом на гербе Барберини появились пчёлы. Очаровательный фонтан представляет раскрытую морскую раковину, нижняя створка наполнена водой, а на верхней высечена надпись с именем заказчика — римского папы Урбана VIII. Между двумя створками раковины также можно увидеть трёх пчёл, которые и пускают струи воды в нижнюю раковину.
Справа начинается via delle Qiattro Fontane, по которой можно подняться к palazzo Barberini. Сам палаццо Барберини был спроектирован Мадерной, а закончен после его смерти Джованни Бернини. Здесь находится Национальная галерея античного искусства (Galleria Nazionale d'Arte Antica). Она хранит художественные сокровища римского папы Урбана VIII и семьи Барберини — античные скульптуры, огромное количество картин итальянских художников от Возрождения до барокко и, конечно, скульптуры Бернини: Антонио Барберини, папа Климент X и два бюста папы Урбана VIII (для которого и строили дворец).3
В конце via Barberini расположена церковь Santa Maria della Vittoria, подняться к которой можно от палаццо Барберини и по via XX Settembre. В капелле Корнаро (слева от алтаря) находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 году. Тереза, которой в состоянии экстаза является ангел с золотой стрелой, полулежит на мраморном облаке. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Бернини так работал с мрамором, как будто это воск или пластилин. Различимо всё, вплоть до нюансов выражения лица святой Терезы, беспорядочных складок её одежды, гримасничающего ангела с копьём.
В том же районе можно найти ещё две работы Бернини. Возвращаясь по via XX Settembre - церковь Sant’Andrea al Quirinale, проектом которой Бернини всегда гордился. Говорят, частенько тайно ездил ею любоваться. Рядом тенистый скверик. На Квиринале (Quirinale), самом высоком из семи холмов Рима, через дорогу от президентского дворца стоит palazzo della Consulta, на фронтоне которого присели два непоседливых ангела Бернини. В этой постройке они — главные, и опасаешься, что им придёт идея взмыть к небу, свернув всю эту декорацию.
Если спуститься с Квиринала по via Dataria и повернуть оттуда на via San Vincenzo к фонтану Треви (Fontana di Trevi, построен Никола Сальви по эскизам Бернини).
Галерея Боргезе. В течение двухсот лет в Италии появились четыре полностью различных статуи Давида и все — шедевры. Донателло, Верроккио, Микеланджело, и, наконец, Бернини. Из этих четырёх статуй, самое драматическое, самое реалистическое изображение библейского героя — это «Давид» Бернини (1623). Двадцатичетырёхлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Гримаса на лице представляет совершенно определённое намерение. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Кроме «Давида» в галерее можно увидеть «Аполлона и Дафну», «Похищение Прозерпины», «Нептуна и дельфина». Очаровательная группа «Коза Амалфея, воспитывающая младенца Зевса, и сатир» долгое время вообще считалась античной. Эта работа Бернини — самое первое творение скульптора (между 1609 и 1615 годами). Судя по всему, Бернини не только гениальный скульптор, но и человек с отличным чувством юмора! Здесь же «Автопортрет в юности» Бернини 1623 года и автопортрет 1635 года, на втором этаже — бюсты Павла V, кардинала Сципионе Боргезе (он и начал собирать коллекцию), маленькая копия памятника Людовику XIV.
Ещё один пример творчества
Бернини — церковь Santa Bibiana, реставрация
которой была поручена ему в 1625 году. Бернини
придал строгость фасаду с тремя арками,
центральным фонтаном и боковыми балюстрадами,
восстановил интерьер церкви. Здесь находится
и первое его религиозное произведение
— статуя святой Вивианы. Хотя расположена
церковь очень неудобно — на via Giovanni Giolitti
(вдоль вокзала Термини, где заканчивается
само здание вокзала).
Заключение
Бернини был выдающимся мастером и обладал поистине разносторонними талантами. Он был скульптором, архитектором, живописцем, театральным декоратором, автором пьес и их постановщиком, знаменитым острословом и карикатуристом. При жизни он пользовался колоссальным успехом. Ему расточали лесть и в папском Риме - центре католичества, и в Париже Людовика XIV -- центре европейского абсолютизма. Ему не было еще 25 лет, когда он, вызвав при дворе папы всеобщее восхищение своими работами, получил орден Христа и титул кавалера. А его покровитель кардинал Маффео Барберини, ставший позднее папой Урбаном VIII, сказал скульптору: « Велико ваше счастье, о кавалер, увидеть кардинала Барберини папой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во время нашего понтификата». В этих словах -- безусловное признание талантов Бернини.
Для современников он был гением, « Микеланджело нового века». Мастер был обласкан монархами и князьями церкви и вел жизнь владетельного князя искусства4 - жизнь, наполненную в то же время неутомимым трудом. Его биограф и современник Ф. Бальдинуччи писал, что Бернини отдавал работе над мрамором очень много времени, трудясь без перерыва. А когда его пытались оторвать от скульптур, он говорил: «Оставьте меня, я влюблен». В пылу увлеченности работой он мог свалиться с лесов, поэтому приходилось держать рядом с ним специального человека.
Бернини горел творчеством, создавая свои шедевры. Из Рима его слава разнеслась по всей Европе, доставив ему почести, коих ранее не воздавалось ни одному художнику. А когда в 1665 г. он поехал во Францию, ко двору «короля-солнце», эта поездка скорее была подобна визиту одного монарха к другому5.
В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.6