Литературные течения и кружки 20-х годов: идейно-эстетическая борьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Литература XX в. поражает своим разнообразием. В конце XIX в., разочаровываясь во временных идеалах и способах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели почти полностью отказываются от творческого метода, который получил название критического реализма. К началу XX в. критический реализм исчерпал свои возможности и обветшал. Разочарование писателей в этом творческом методе обусловило появление натурализма и неоромантизма, у которых не было типизации и обобщения жизненного материала. Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографического, заземлено деталистичного и правдоподобного изображения жизни.

Содержание

1.Введение………………………………………………...3
2.Новые литературные течения………………………...5
3.Новые литературные организации…………………...11
4.Вывод…………………………………………………....15
5.Список использованной литературы………………....16

Работа содержит 1 файл

Литература XX в.docx

— 38.22 Кб (Скачать)

    В 1925 г. после распада "Гарта" часть  его членов (среди них Николай  Кулиш, Павло Тычина, Мыкола Бажан, Петр Панч, Юрий Яновский и Иван Сенченко) образовали элитарную литературную организацию "Ваплите" ("Вольная  академия пролетарской литературы») во главе с Николаем Волновым. Противниками "Ваплите" были не только Пилипенко и другие сторонники "Плуга". С критикой "буржуазно-националистической идеологии" выступило тогдашнее коммунистическое руководство Украины. Даже Сталин указал на опасность взглядов Хвылевого. Для борьбы с распространением националистических идей в литературе в 1927 г. была создана просоветская организацию ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей) и усилен контроль коммунистической партии за литературной деятельностью. В разгар этих событий появляются литературные произведения высокого сорта - П. Тычины и М. Рыльского.

    Сразу же после выхода в 1918 г. сборника "Солнечные  кларнеты" П. Тычина снискал широкое  признание. Продемонстрированное им в таких следующих сборниках, как "Вместо сонетов и октав", "Ветер с Украины", художественное владение словом не оставляло сомнения в том, что произведения Тычины являются настоящей вехой в развитии украинской поэзии. Поэзии Максима Рыльского, публиковавшиеся в сборниках «Под осенними звездами", "Синяя даль", "Тринадцатая весна", были сдержанными, философскими и глубоко укорененными в классические традиции Запада. Среди многих других поэтов того времени особого внимания заслуживают Николай Зеров, Павел Филипович, Михаил Драй-Хмара, Евгений Плужник, Владимир Сосюра, Николай Бажан и Тодось Осьмачка.

    Главными  темами прозаических произведений были последствия революции и гражданской  войны в жизни человека и общества. В "Синих этюдах", которые проникнуты тонким чувством слова, симбиозом романтичности и грубого реализма, Николай Волновой воспевает революцию, в то время как в "Осени" и "Я" он отображает ее противоречия и свое растущее чувство разочарования ней. В таких произведениях, как "В ржи", Григорий Косынка искусно изображает решительность крестьян в борьбе с чужеземцами. В романе "Город" скептически-мистический Валерьян Подмогильный описывает, как украинскому крестьянину безбедно жить в чужом для него городе благодаря тому, что он отказывается от лучших крестьянских ценностей. В своем произведении "Из записок холуя" мастер сатиры Иван Сенченко высмеивает беспозвоночных лакеев, что их порождал советский строй. В романе Юрия Яновского «Четыре сабли» с его яркими описаниями селян-партизан проступает дух запорожских казаков. Но непревзойденным по популярности был Остап Вишня, остроумные юморески которого читали миллионы людей.

    Среди драматургов самой выдающейся фигурой  был Николай Кулиш. Три его пьесы - "Народный Малахий", "Мина Мазайло" и "Патетическая соната" - производили сенсацию своей модернистской формой и трагикомическим трактовкой новой советской действительности, российского шовинизма, "малорусской" ментальности, анахронического украинского национализма, духовной незрелости коммунистов-доктринцев.

    В этот период произошли показательные  изменения в отношениях между  украинским Западом и Востоком. Если на рубеже веков галицкие издания открывали свои страницы для писателей из Приднепровья, то в 20-30-е годы восточная пресса широко публикует галицких и буковинских авторов. А в Харькове создается писательский союз "Западная Украина" с одноименным журналом, которую по возвращении из Америки возглавляет Мирослав Ирчан. Имена Ярослава Галана, Степана Тудора, Петра Козланкжа, Ярослава Кондры, Александра Гаврилюка, Василия Бобринского, Екатерины Гриневичевой, Мирославы Сопилки разнообразно представляют литературно-художественные поиски западноукраинских авторов.

    Новаторским талантом в Западной Украине выделялся поэт-имажинист Богдан-Игорь Антоныч. Привлекают внимание философским осмыслением бытия сборника "трикольца", "КнигаЛьва", "Зеленая Евангелия", "Ротации". Творчество Б.И. Антонича созвучная с поэзией П. Тычины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод

    Поскольку украинский реализм начала ХХ века был частью народническим, "крестьянским" реализмом, постольку антинародництво стало важной основой модернистов. Прозвучали призывы к обновлению и расширению проблемно-тематического диапазона, ухода от преимущественно крестьянской тематики, характеров, наконец, языка, лексики. Наконец, в противоположность народническому реализму, модернизм отстаивал приоритет индивидуального надколлективным, права личности, а не абстрактные общественные интересы, в жертву которому приносились личные порывы. Революция 1917 г. наполнила культурную деятельность Украины ощущением новизны, сознанием освобождения от старого мира и его ограничений. Появлялись сложные неотступные вопрос о том, в каком направлении следует развиваться украинской культуре, на какие образцы ей предстоит ориентироваться и какой быть вообще. Это было время поисков и надежд. Вдохновленные ощущением собственной миссии и растущей аудиторией, писатели, художники и ученые с увлечением окунулись в создание нового культурного вселенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Список литературы 
1. Волощук Е. Зарубежная литература. Учебник. - К., 2004 
2. Современная культура. - Харьков, 2001 
3. Украинская и зарубежная культура. Учебник. - М., 2000. 
4. Цибий И. Несколько слов о модернизме. - К., 1999

5.Єфремов С. История украинского писательства: У 2 т. - Т.1. – К., 1924. 6.Мельвиль Ю.К. Прагматизм / / Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

7. Украинская и мировая культура. Киев, 1995

8. Субтельный О. Украина: история. - К.:Лебедь, 1994.

Информация о работе Литературные течения и кружки 20-х годов: идейно-эстетическая борьба