Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:47, реферат
Литература XX в. поражает своим разнообразием. В конце XIX в., разочаровываясь во временных идеалах и способах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели почти полностью отказываются от творческого метода, который получил название критического реализма. К началу XX в. критический реализм исчерпал свои возможности и обветшал. Разочарование писателей в этом творческом методе обусловило появление натурализма и неоромантизма, у которых не было типизации и обобщения жизненного материала. Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографического, заземлено деталистичного и правдоподобного изображения жизни.
1.Введение………………………………………………...3
2.Новые литературные течения………………………...5
3.Новые литературные организации…………………...11
4.Вывод…………………………………………………....15
5.Список использованной литературы………………....16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Институт
прокуратуры и следствия
Реферат
на тему:
Литературные
течения и кружки 20-х
годов: идейно-эстетическая
борьба
Студента
1 курса 1 потока 4 группы
Одесса – 2011
1.Введение…………………………………………
2.Новые литературные течения………………………...5
3.Новые литературные организации…………………...11
4.Вывод…………………………………………………
5.Список
использованной литературы……………
Введение
Литература XX в. поражает своим разнообразием. В конце XIX в., разочаровываясь во временных идеалах и способах их художественного воплощения в литературных произведениях, писатели почти полностью отказываются от творческого метода, который получил название критического реализма. К началу XX в. критический реализм исчерпал свои возможности и обветшал. Разочарование писателей в этом творческом методе обусловило появление натурализма и неоромантизма, у которых не было типизации и обобщения жизненного материала. Натуралисты, оставив социально-психологические обобщения, обратились к точному, фактографического, заземлено деталистичного и правдоподобного изображения жизни. Неоромантики пытались оторваться от мрачной действительности, убежать в мир мечтаний и идеалов, экзотические края благородных героев, которые неустанно борются с житейским злом. Нередко они обращались к изображению уникального, героического и экзотически-романтического.
Интерес
художников новейшими философскими
теориями способствовало появлению новых
художественных направлений, которые
получили названия декадентских, авангардистских
и модернистских. Французское слово «декаданс»
означает упадок, «авангард» - передовая
охрана, а «модерн» - современный новейший. Этими
словами обозначали качественно новые
явления в литературе и искусстве, стоявшие
на авангардных позициях и были связаны
с упадком общественной мысли и культуры,
с поисками положительных идеалов, обращением
в этих поисках к Богу и вере, к мистическому
и иррациональному. Новые художественные
направления были богаты на разнообразные
художественные явления. Уже в конце XIX
в. возникли экспрессионизм, импрессионизм,
символизм и эстетизм. В начале XX в. к ним
добавляются футуризм, кубизм, сюрреализм,
дадаизм, школа «потока сознания». Писатели,
которые обращались в этих художественных
направлений, стремясь коренного обновления
литературы, отыскивали новые, непривычные
пути и средства художественного отражения
действительности.
Модернизм возник и ярче развился во французской поэзии, оказав огромное влияние на всю мировую литературу. Слово «модернизм» (от франц. Moderne - новейший, современный) - это не только термин, обозначающий определенное направление в художественной литературе. В общем культурном контексте оно приобрело силу стержневого понятия, фиксирующий коренные изменения в искусстве, философии, и шире - в миропонимании человека XX в. Английская писательница-модернистка В. Вулф полушутя датировала возникновения модернистского искусства декабрем 1910 г., поскольку именно тогда, по ее словам, изменилась человеческая природа. Конечно, не следует понимать ее утверждение буквально, ведь процесс модернистского обновления, который происходил в области гуманитарной культуры, вряд ли мог появиться какого конкретного месяца или даже года.
Тема сдвигов в эстетике начала XX в. была настолько насущной, что проникала даже на страницы художественных произведений. Так, в романе «В поисках утраченного времени», принадлежащего одному из корифеев модернистской литературы М. Пруста, мы находим характерные соображения на этот счет. Оригинальный художник или оригинальный писатель, говорится в произведении, «действуют словно окулисты. Лечение их живописью, их прозой не всегда приятное пациентам. По завершении курса врач приказывает нам: "Теперь смотрите". И вот мир (созданный не раз, а каждый раз преобразуемый новым оригинальным художником) предстает перед нами совсем другим и одновременно вполне ясным ...Такой вот он, новая, свежесозданная и неизученная Вселенная. Он просуществует до следующего геологического сдвига, который вызовет новый оригинальный художник или новый оригинальный писатель». Была права В. Вулф и когда выделяла как «время модернизма» именно 10-е годы XX в. Ведь в этот период вступили в пору творческой зрелости такие знаковые писатели и поэты, как М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка, Т.С. Элиот, P.M. Рильке и другие. Новый этап в развитии западного модернизма начался в 20-е годы, когда были завершены и опубликованы центральные произведения указанных мастеров слова. Невероятно плодотворным был, в частности, 1922 г.
Он вошел в историю западной литературы, как год рождения ряду модернистских шедевров - романов "Улисс" Дж. Джойса и "В поисках утраченного времени" М. Пруста, поэмы "Опустошенная земля" Т.С. Элиота и цикл «Дуинянськи элегии» P.M. Рильке. Эстетические истоки модернизма уходят еще суток декаданса, когда в универсальных художественных системах романтизма и реализма зародились новые направления и течения: от критического реализма отпочковались натурализм и импрессионизм, а от романтизма - неоромантизм и символизм. В начале же XX в.эти направления и течения, которые уже исчерпали свой духовно-эстетический потенциал, были синтезированы модернизмом на новой основе. Вследствие такого синтеза определилась одна из характерных черт модернистской литературы - принцип сочетания элементов жизнеподобного изображения (натуралистических и импрессионистических) с элементами условными, символическими. В украинской литературе под флагом модернизма в начале 20 в. выступали М. Вороной, В. Пачевский.
Николай
Вороной готовя в 1901 г. альманах "Из-под
туч и долин" (вышел в 1903 г.), М.Вороной опубликовал
в "Литературно-научном вестнике"
открытое письмо украинских писателей,
в котором призвал присылать произведения,
в которых были бы"устранены разные
спетые тенденции и вынуждены морали ",
где было бы"хоть немножко философии,
где хоть клочок сиял бы ... голубого неба
". М. Вороной считал неприемлемыми для
своего альманаха примитивные бытово-этнографические
и натуралистические, упрощенно тенденциозные
произведения. Основная мысль выступления
М. Вороного выделялась четко: он призвал
писать иначе, "по-современному",
обновлять литературу, исходя прежде всего
из чисто художественных требований и
задач.
Авангардизм (от франц. - Передовой отряд) - условный термин для обозначения ряда художественных течений в литературе и искусстве, зародившиеся в начале ХХ в. и решительно порывали с предыдущей литературной традицией. Исходным пунктом эстетического поиска художников-авангардистов было стремление сломать устоявшиеся принципы построения художественного произведения и нормы вкуса публики.
Авангардистское
искусство отличают жизнестроющий
пафос, утверждение позиции социальной
активности, обостренная эмоциональность,
нередко приобретает формы
Представителями авангардизма в Украине были Б. Антоныч «Приветствие жизни» и С. Гординский «Краски и линии». В их творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты авангардизма. Решительно преодолев авангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами художественной культуры.
До
мощных авангардистских течений
первой половины ХХ в. также относится
и сюрреализм.
Сюрреализм
(франц. surrealisme - надреализм) - один из распространенных
направлений в современном искусстве
и литературе. Литературное и художественное
направление, возникшее во времена
первой мировой войны, в начале 20 в. во
Франции. Зачинателем его был французский
писатель А. Бретон. Философскими основами
сюрреализма является субъективно-идеалистические
теории интуитивизма, фрейдизма, восточные
мистико-религиозные учения. Эстетические
принципы направления изложены в "Манифесте
сюрреализма" А. Бретона. Сюрреалисты
призывали освободить человеческое "Я"
от "пут" материализма, логики, которые
они считали порождением буржуазной цивилизации. По
их мнению, художнику следует опираться
на опыт бессознательного выражения духа,
сны, галлюцинации, бред, чтобы проникнуть
по ту сторону сознания, постичь бесконечное
и вечное. Приемы сюрреализма (изображение
надреального, мистические мотивы, элементы
фантастики) используются в "театре
абсурда". В искусстве и литературе сюрреализма
объединились вещи и неожиданные образы,
контрастные и часто бессмысленные (Г.
Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, А. Бретон).
Представителями этого течения в Украине
были Е. Светличный и В. Сидоренко.
Декаденс - "упадок" (происходит от Франции). В центре декадентов стоит человек, который чувствует отчужденность от мира, потерю нравственных идеалов, веры в будущее. Декаденты - поколение ", что поет и плачет", плачет от "прозы жизни". Основными мотивами были отчаяние, печаль, пессимизм, разочарование. Излюбленными темами становятся подчеркнута болезненность и упадок жизни, которые превращаются на источник изящных переживаний. Декаденс объединяет разные направления, течения. От романтизма он берет неприятие окружающего общества, разочарование, стремление убежать от несовершенства жизни в мир красоты и прекрасного иллюзии. Представителями этого течения были Брюсов, А. Добролюбов, Коневской и Мережковский.
Футуризм
это - искусство антигуманизма, которое
должно отразить наступление времени
техники. Два главных признака футуризма:
во-первых, новое искусство совершенно
не интересуется человеком, во-вторых,
для этого искусства характерен исключительный
динамизм, опоэтизирования движения, скорости,
зрительные поиски средств изображения
движения. Зачинателем и лидером украинского
футуризма был Михаил Васильевич Семенко.
Упорно и последовательно отстаивая право
на собственный путь в литературе, Семенко
был не только талантливым поэтом, но и
чрезвычайно активным теоретиком и организатором
литературного процесса. Украинский футуризм,
основанный Семенко в 1914 году, как оригинальная
литературно-художественное течение именно
благодаря его усилиям сумел просуществовать
вплоть до 1930 года. Вместе с Михаилом Семенко
долгий и сложный путь исканий и экспериментов
прошла целая группа писателей, их появление
в литературе способствовал Семенко, -
М. Бажан, Г. Шкурупий, А. Влизько, И. Маловичко,
М. Скуба и др..Одним из наиболее значительных
направлений модернизма в искусстве XX
века стал кубизм, возникший в 1907 году
в Европе. В его основу легла язычная культура,
ранее взятая на вооружение античными
художниками и творцами эпохи Возрождения,
главное достоинство которой заключалось
в полном раскрытии изображаемых явлений
и объектов, утвердило новый уровень в
познании окружающей действительности.
Дадаизм
- авангардистское литературно-художественное
течение (1916 - 1923рр.), Сторонники которой
утверждают, что алогизм является основой
творчества. Опираясь на алогизм, бессмысленный
набор слов и звуков, дадаисты создают
свой специфический мир - мир словообразовательных
трюков, игры, мистификации. Представители:
М. Арп, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, M. Дюшампа.
Поток
сознания - в литературе модернизма
ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное
воспроизведение ментальной жизни сознания
посредством сцепления ассоциаций, нелинейности.
Понятие «Поток сознания». принадлежит
американскому философу, одному из основателей
прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал,
что сознание подобно потоку или ручью,
в котором мысли, ощущения, переживания,
ассоциации постоянно перебивают друг
друга и причудливо переплетаются подобно
тому, как это происходит в сновидении.
В классических произведениях «Поток
сознания» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж.
Джойса) до предела обостренное внимание
к субъективному, потайного в психике
человека; нарушение традиционной повествовательной
структуры, смещение временных планов
принимают характер формального эксперимента.
Центральное произведение «Поток сознания»
в литературе - «Улисс» (1922) Джойса, что
продемонстрировало одновременно вершину
и исчерпанность возможностей метода:
исследование внутренней жизни человека
сочетается в нем с размыванием границ
характера, психологический анализ нередко
превращается в самоцель. При значительном
влиянии Джойса на европейскую и американскую
литературы большинство крупных писателей
прошли через увлечение «П. с. »в основном
в ранних произведениях и в дальнейшем
обращались к нему в реалистических познавательных
целях - как к приему в изображении определенных
душевных состояний.
Более умеренно использовали «Поток сознания»
другие писатели ХХ в. - В их числе Уильям
Фолкнер и Томас Манн. У истоков стиля «Поток
сознания» были Ф. М. Достоевский ("Кроткая")
и Л. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны
Каренина, находящийся в измененном состоянии
сознания под влиянием постоянного употребления
морфия. В начале ХХ в. первыми и главными
представителями стиля П. с. были, несомненно,
Джеймс Джойс и Марсель Пруст.
Попытка
создать пролетарскую культуру
в России привела к возникновению литературной
организации "Пролеткульта", опиравшейся
на две корне принципы: во-первых, пролетарскую
культуру можно создать, отбросив традиции
и образцы прошлого, во-вторых, в создании
этой культуры должны участвовать народные
массы. Отождествлен с культурой русского
города, "Пролеткульт" не имел большого
влияния среди украинцев. Однако его идеи
сделали свое дело в процессе возникновения
в Украине так называемых массовых литературных
организаций.
В 1922 г. в Харькове под руководством Сергея Пилипенко появилась первая из массовых литературных организаций - "Плуг". Заявив, что для масс надо создавать такую литературу, которую они хотят, эта организация учредила сеть писательских кружков, которая вскоре охватила 200 писателей и тысячи начинающих. Один из деятелей организации так выразил отношение к искусству: "Задача нашего времени в области искусства состоит в том, чтобы приземлить искусство, снять его с пьедестала на землю, сделать его нужным и понятным для всех". Через год Василий Эллан-Голубой организовал литературную группу "Гарт", которая также стремилась работать для создания пролетарской культуры на Украине. В группу входили Константин Гордиенко, Александр Довженко, Олесь Предрассветный, Михаил Иогансен, Александр Копыленко, Иван Микитенко, Валерьян Полищук, Владимир Сосюра, Иван Сенченко, Павло Тычина, Николай Хвылевой и др..
Рядом
с этими марксистскими
Информация о работе Литературные течения и кружки 20-х годов: идейно-эстетическая борьба