Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:28, творческая работа
В странах Европы XVII столетия поэзия переживает бушующий расцвет, находится на гребне литературной жизни, порождает необозримое количество талантливых, незаурядных творческих личностей, среди которых Гонгора, Кеведо, Донн и Мильтон, Марино, Малерб, Ренье, Теофиль де Вио, Лафонтен и Буало, Вондел, Флеминг и Грифиус. Один уже перечень этих имен свидетельствует о том, какое принципиально важное место занимает XVII столетие в истории европейской поэзии. Но это лишь перечень светил высочайшего ранга, и то выборочный, неполный. У истоков английской поэзии барокко стоял Джон Донн - представитель метафизического направления, автор любовных стихов, элегий, сонетов, эпиграмм, религиозных проповедей. Джон Донн родился в 1572 году в Лондоне. Учился в Оксфордском и Кембриджском университетах. Путешествовал по Европе, сопровождал графа Эссекса в его военных операциях в Испании. Работал секретарем у влиятельного придворного, сератомаса Эджертона. Влюбившись в племянницу патрона Анну Мор, тайно вступил в брак с ней. Когда Эджертон узнал об этом, он выгнал Донна и добился его заключения.
году.
Юпитер в созвездии
Овна уподобится кости
узниках.
Венера с Близнецами предвещает язвы, потребности в мазях и лекарствах;
да примут сие к сведению аптекари.
Сатурн в созвездии Козерога - предостережение доверчивым мужьям.
Меркурий в созвездии
Льва будет похож на пол-очаво,
тех, кто будет есть дыни и огурцы и запивать водой; и из заболевших умрут
те, кого будут лечить доктора.
Луна во главе созвездия Дракона означает, что у Дракона есть голова.
Полная Луна, будучи полной, ничего больше в себя не вместит; сей
афоризм принадлежит Гермесу.
Солнечное затмение есть затмение идальгическое: предвещает мрак на все
время, покуда оно будет продолжаться; кроме того, оно предвещает выдумки
астрологов, принимаемые на веру глупцами и устрашающие богатых и
могущественных.
Хвостатая комета с несомненностью указывает на то, что если до нее
добраться, то можно ухватить ее за хвост. Предвещает множество разинутых
ртов, вытянутых шей, вставших на цыпочки ног и расширенных зрачков ради ее
лучшего лицезрения. Если же хвост у нее окажется слишком длинным, то это
предвещает, что в гот год умрут все те короли, чья смерть будет угодна богу.
Великое соединение: предвещает встречи королей в колодах при игре в
картету; множество ликов смерти будет явлено в четках, и ощутимо будет
действие оных, покуда четки не лопнут. Птоломей, Магин и Ориган.
Глава вторая
<> О ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯХ <>
Если ты идешь что-либо купить и, собравшись платить, не обнаружишь у
себя в кармане кошелька с деньгами, то это будет наихудшим
предзнаменованием, и купля твоя не удастся.
Если ты выйдешь биться и у тебя выбьют шпагу, это все же лучше, чем
если бы тебе разбили нос. Но если шпагу у тебя выбьют, да еще и пробьют тебе
голову, то это будет плохим предзнаменованием для твоего здоровья, но зато
хорошим для хирурга и альгуасила.
Если при выходе из дому увидишь летающих ворон, оставь их спокойно
летать и лучше смотри себе под ноги.
Вторник - несчастливый
день для тех, кто ходит
должен ловить мошенников.
Если ты опрокинешь солонку и если ты при этом не Мендоса, то отомсти
дурному предзнаменованию тем, что съешь рассыпанную соль с кушаньями. Но
если ты Мендоса, то встань из-за стола не евши и почти примету постом, как
святого; и таким образом дурная примета сбудется, потому что произойдет
несчастье. Ибо остаться не евши - несчастье.
Днями несчастными
и часами злополучными
когда на альгуасила натыкается преступник, должник на кредитора, игрок на
шулера, вельможа на льстеца и богатый кавалер на ловкую шлюху.
Три вещи, наилучшие в мире, чрезвычайно ненавистны трем разрядам людей:
здоровье - врачам, мир - солдатам, правда - некоторым нотариусам и стряпчим.
<> ЧТО И ПО КАКИМ ДНЯМ НУЖНО ДЕЛАТЬ, <>
<> ЧТОБЫ ВСЕ ВЫХОДИЛО У ТЕБЯ ХОРОШО <>
Воскресенье - день Солнца. Это день благоприятный тому, чтобы пообедать
на чужой счет, и даже если этот обед окажется несколько плотнее обычного, он
не принесет тебе вреда; ибо - согласно учениям Гиппократа и Галена - даровые
расстройства желудка отнюдь не вредны, так что Солнце в воскресном дне - как
в своем дому, а ты и в чужом, как в своем.
В понедельник покупай все, что тебе попадется по дешевке, или бери
даром.
Во вторник бери все, что тебе дают, и не пускайся в благодарности, ибо
вторник - день Марса, бога войны, и его может разгневать излишняя
деликатность.
В среду проси у бога и судьбы встретиться с кем-нибудь, кого Меркурий
из тщеславия (ибо это его день) склонит дать тебе что-нибудь.
Четверг - день, в который не следует верить тому, что твердят тебе твои
льстецы.
Пятница - подходящий день для того, чтобы бежать от своего кредитора,
от судебных исполнителей и от полдневного набега любителей поесть на
дармовщинку.
Суббота - подходящий день для того, чтобы встать поздно, ходить
медленно, есть проворно, говорить много, одеваться в просторное, обуваться в
удобное; ибо суббота - день Сатурна, а Сатурн стар, любит удобства, страдает
водянкой, так как он вымок в соседстве с Водолеем и еще не высох.
МАДЛЕН ДЕ
СКЮДЕРИ САФо
В основе сюжета «Клелии» — изложенная у Тита Ливия история отважной римлянки Клелии, отданной царю этрусков Порсенне в качестве заложницы и бежавшей в Рим, переправившись верхом на коне через Тибр. Мадлен де Скюдери далеко отходит от правдоподобного изображения Древнего Рима и создаёт портрет прециозного общества. Античные нравы в романе приближены к тем, что господствовали во времена Скюдери; отсюда и упрёк со стороны Никола Буало:
Примеру
«Клелии» нам следовать негоже:
Париж и древний Рим между собой не схожи.[1]
В центре внимания Скюдери — любовные переживания героев (в Клелию влюблены сын Порсенны Аронций и римлянин Гораций Коклес), а также нравственные проблемы. Роман, во многом развивающий уроки Оноре д’Юрфе, включает в себя ряд вставных новелл (всего их 15) и в целом отвечает эстетике барокко. Особый интерес читателей вызвала приложенная к первому тому романа «Карта Страны Нежности» (La Carte du Tendre), где рафинированный анализ любовного чувства облекается в форму аллегорической топографии. «Карта Страны Нежности» выглядит как связующее звено между Романом о Розе и разработанной в культуре рококо феноменологией любви (Мариво).
Светская беседа определяет собой развитие действия едва ли не с самого начала «Клелии». Это относится как к основному повествованию, так и ко вставным новеллам. В седьмом томе «Клелии» происходит окончательная переориентация повествовательной модели с эпопеи на светскую хронику.
Любовь – это благородная страсть, далекая от понятий греха, слабости и т. п. Она не только очищает душу, но и влечет к благородным поступкам, она есть «источник поступков самых героических» [Cyrus, I, au lecteur]. Как и у д’Юрфе, это – «цивилизующий» фактор, могущий изменить к лучшему души и дела тех, кто ей служит. Это чувство объединяет людей в некое сообщество, где не важны исторические, географические, социальные и прочие различия. Вот почему персонажи часто заимствуются из других исторических эпох («Клелия» – история из римской античности) и принадлежат к самым разным национальным группам: среди героев – римляне, скифы, персы и др. Сама по себе «любовь – это целая страна, которая помещается в сердцах людей самого разного положения и происхождения» [Clélie, IV0. P. 728].
Главенствующее положение в
отношениях занимала женщина. Она была
не просто объектом безусловного поклонения,
но и всемогущей повелительницей, добиваясь
от мужчин служения, в чем-то сходного
с традициями куртуазной этики. Тот,
кто желал стать возлюбленным,
должен был признавать себя недостойным
того величайшего счастья, к которому
стремился. Кроме того, до совершения
достойных своей дамы поступков
он не мог открыто заявить о
своих чувствах. Так, Артамен накануне
свидания рассуждает: « … я бы
не дерзнул говорить ей о своей
страсти; не только ее добродетель предписывает
мне молчание, не только уважение к
ней сдерживает меня, не только ее скромность
и строгость не позволяют мне
это сделать, но я еще слишком
мало совершил достойных деяний, чтобы
подвергать себя столь великой опасности»
[Cyrus, I. P. 569 – 571]. Под «великой опасностью»
здесь подразумевается
«Быть возлюбленным – значит быть рабом, быть достойным мужем может лишь господин, а порядочному человеку не следует быть ни тираном, ни рабом женщины» [Clélie, III, p. 334].
Нежная Дружба – особое чувство, уготованное лишь душам избранных, и ее необходимо отличать от других видов дружбы таких, как «случайная дружба, модная дружба, рассудочная дружба» и т.п. [Clelie, III. P. 60].