Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курс лекций
Культура средневековой Европы
Раздел I. Теоретические основы культуры.
Тема 1. Культурология как наука.
Важным моментом в социально-политической культуре Средних веков в Западной Европе следует считать появление сословных представительных органов. Их зарождение связано с появлением свободных, самоуправляемых городов и в связи с этим независимого от феодала слоя населения - купцов и ремесленников, объединенных в цеха и гильдии. Представители цехов входили в городскую систему самоуправления, решая вопросы городского хозяйства, налоговых сборов и др. Для решения общегосударственных вопросов стали созывать собрания представителей разных сословий (Испания - с XII в.; Англия - XIII в.; Франция - XIV в.; Нидерланды - с XV в. и т.п.).
Невозможно представить себе социальную жизнь Средневековья без института церкви. Церковь представляла собой независимое, самостоятельное целое во всех феодальных государствах в Европе и Азии.
В Европе в 1054 г. произошло разделение церквей: на католическую церковь на Западе, православную церковь - на Востоке Европы. Они существовали в рамках не государственности, а авторитарно-монархических организаций. Все высшие католические священнослужители назначались - Ватиканом, православные - Константинополем. Власть пап и патриархов считалась выше Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Церковь была своего рода государством в государстве. Она имела собственные земли с прикрепленными к ним крестьянами, мастерские, позже мануфактуры, свою казну и свои законы. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Это часто приводило к столкновениям интересов светских и духовных владык. Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI-XIII вв. были осуществлены так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток якобы для освобождения "гроба Господня" и "Святой земли" от "неверных" (мусульман). Точное количество походов не известно, но в истории нашли описание 8 походов. В этих походах участвовало и большое число крестьян, искавших лучшей доли. На Востоке крестоносцы (люди, носившие плащ с нашитым крестом) столкнулись с новой верой - мусульманством (исламом).
Ислам возник в VII в н.э. в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства и в буквальном переводе означал "покорность". Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Богопочитание выражается в исламе в молитве, посте и паломничестве. В раннем же Средневековье в исламе выделились две ветви ислама - суннизм и шиизм. С VII-VIII вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в IX в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама - излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль.
Проводником религиозных взглядов и политики Ватикана были монашеские ордена. Практика отшельничества возникла в конце Древнего периода, когда многобожие стало уступать место новым монотеистическим религиям. Первым в мировой практике монашеским поселением была буддистская монашеская община (VI-V вв. до н.э.), затем появляются раннехристианские отшельники (III в. н.э.), пустынножители, общинножители в Египте. В Средние века происходит расцвет монастырских коммун, совместно ведущих хозяйство, общие трапезы, имевших общий доход от треб, церковной десятины и т.д. Монастыри превращаются в культурно-хозяйственные центры, где переписываются рукописи, ведутся теологические диспуты, подспудно разрабатываются и научные взгляды. Зачастую тяжелый физический труд возлагался на послушников или прикрепленных к монастырям крестьян, монастырских работников. Это было характерно для католических, православных, буддистских и других монастырей. Существовали и нищенствующие монашеские ордена: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Церковь вела непримиримую борьбу с ересями и свободомыслием. Суды инквизиции в Европе с особой жестокостью действовали в Испании.
Духовная культура средневековой Европы
В средневековой духовной культуре существовало множество разных уровней. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном - христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам, сплачивала разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами.
В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:
христианство,
буддизм,
ислам.
Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне Божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на:
православие,
католицизм,
протестантизм.
Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в VII в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения".
В XII - XIII вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому университету свидетельствуют о том, что в XV - начале XVI вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держали 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек.
В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматика, риторика, диалектика как искусство спора) и квадриума (арифметика, астрономия, музыка, геометрия). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В XII - XIII вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров.
Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышением. Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры.
Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки находятся в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты - в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С IX в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов: в Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.
Особый период в поздней Средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут.
Гуманисты
подвергли критике
Подводя
итог духовного развития эпохи Возрождения,
известный мыслитель XIX в. Ф. Энгельс заметил:
"Это был величайший прогрессивный
переворот из всех пережитых до того времени
человечеством, эпоха, которая нуждалась
в титанах и которая породила титанов
по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености".
Выводы:
Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам:
этническое обогащение евроазиатского ареала;
опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этнотерриториальных сообществ (город, цех, родоплеменные образования и т.п.);
детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда;
утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаика, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.);
итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др.