Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:24, курс лекций
Культурология в системе гуманитарного знания.
Теоретические концепции культуры.
Культура как социальная подсистема общества.
Динамика культуры.
Архаичная культура.
Традиционная культура.
Модернизация как культурный процесс.
Представляется возможным выделить культуру в отдельную подсистему общества, т.е. в некоторый набор институтов, объединенных общей темой деятельности, согласованных друг с другом и составляющих единый ансамбль.
Остается уточнить содержание темы, названной нами культурной, перечислить ее составные части: образование, искусство, религию, мораль.
Каждая из них предполагает взаимодействие актеров, совершаемое по строгим правилам: будь-то нравственные требования (императивы), религиозные каноны, дидактические принципы или эстетические идеалы.
Иначе говоря, в обществе можно обнаружить собственно культурный род деятельности, а с ним и соответствующую социальную подсистему, подобную иным.
Ограничиться, однако, этим утверждением было бы некорректным, ибо тем самым мы бы вступили в противоречие с мыслью о том, что культура есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных атрибутов.
Культура есть то, что отличает человеческий мир от природного, в том числе и от зоологического. Замкнув ее на конкретные виды деятельности, мы тем самым говорим, что экономика, политика, семья, наконец, находятся вне культуры и относятся скорее к фауне и флоре, нежели к обществу, что, хоть иной раз и подтверждается житейскими наблюдениями, все-таки не может быть признано достоверным.
Культура включает в себя также особый вид деятельности, позволяющий человеку переходить от одной социальной роли к другой, менять свои амплуа в театре жизни: быть студентом и покупателем, сыном и партнером, женихом и избирателем.
Далее, культура включает в себя также технологию исполнения всех социальных ролей.
Культурная подсистема общества, кроме своих специфических проблем, решает проблемы всеобщие. Она представлена во всех социальных институтах, к каким бы подсистемам те ни принадлежали: в экономических, политических и пр. Культура не только создает единый алгоритм их функционирования, но определяет ситуацию, в которой они действуют. Более того, она формирует мотивы, побуждающие к действию самых разных актеров (Л.Ионин).
Особенность культурной подсистемы как раз и состоит в том, что она, имея собственную проблематику, распространяется на все остальные подсистемы. Она и связующее звено между ними, и механизм их функционирования. Более того, культурная подсистема как некая социальная целостность существует и развивается лишь в связи с иными подсистемами, как бы прорастая в них.
Это определяет
и специфические функции
Словом, культура - это деятельностная характеристика общества, реализующаяся в социальных технологиях поведения людей, в их образе жизни.
Самое простое было бы поделить культуру на соответствующие институты, такие как школа, церковь, искусства, мораль. Если бы культурная подсистема ими ограничивалась, тогда бы наш перечень был бы оправдан. На лекции, однако, речь уже шла о том, что особенностью подсистемы культуры является ее присутствие, представительство в иных социальных подсистемах. В такой ситуации институциональный подход ограничен. Собственно культурные институты он учитывает, но оставляет в стороне культурный компонент социальных институтов экономического или политического происхождения.
Здесь нужен иной подход. В его основе положение о том, что культура - внебиологический способ деятельности людей, исполняющих свои социальные роли в обществе.
Внебиологический способ деятельности можно иначе назвать СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ. Найдем ее основные элементы. Они и будут элементами культуры.
Главным элементом можно признать систему ценностей. Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.(Н.Смелзер)
Ориентация в мире ценностей определяет стратегию человеческого поведения, выбор тех или иных социальных ролей и порядок их исполнения. Именно ценности формируют мотивы человеческого поведения.
Обязательным элементом культуры является система норм - правил поведения, обязательных для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. В состав норм входит культурная традиция, понимаемая как следование канонам деятельности, некритично заимствованным от прошлых поколений. Традиция обязывает людей поступать именно таким образом, не позволяя им выйти за пределы установленных в прошлом правил.
Следующий элемент культуры - средства деятельности. Они могут быть самыми разными: вещными как ботинок, и виртуальными как изображение на компьютерном дисплее; доступными как молоток и непонятными как «черный квадрат» Малевича. Их объединяет то, что они инструментальны. Люди обживают свой мир и творят новый, прибегая к их помощи.
Важным компонентом средств деятельности является символ. Артефакт культуры (предмет, действие, изображение) исполняет роль знака, понятного всему сообществу и указывающего на нечто иное, большее и важное. Символ - это ориентир, позволяющий человеку точно определиться с ситуацией и обозначить в ней свою позицию. Наконец, следует указать на модели культуры, понимаемые как устойчивые формы поведения, принятые в данном обществе, применительно к тем или иным ситуациям. Ядром модели поведения является стиль - нечто особенное в образе жизни, манере поведения человека или общественной группы, то, что М.Вебер называл способом ведения жизни. Стиль предполагает эстетизацию жизни, подчинение своих поступков некоторым эстетическим канонам. Это касается одежды, убранства жилья, форм общения с интересными людьми (близкими и дальними).
В модель культуры входят ритуалы - наиболее формальные и стабильные процедуры, совершаемые людьми в автоматическом порядке. Если стиль выбирают, ритуалу подчиняются. В ритуале нет мысли и нет чувства. Участие в ритуалах - способ идентифицировать себя с группой, заявить о принятии норм, предписанных социальным институтом.
Перечисление элементов культуры не означает их осмысление. Культура исторична и обладает самым разным содержанием в зависимости от общественных ситуаций долговременного действия. Каждый исторически сложившийся тип культуры проявляется в оригинальной композиции ее элементов, в их внутреннем исполнении.
Итак, мы определили морфологию культуры, обозначив ее необходимые элементы.
Надо указать, также на то, что культура имеет разные формы в зависимости от характера социальных институтов, в которых она представлена: искусство, религия, образование, политика, экономика, быт, семья. Каждая из этих форм обладает способностью к дальнейшему делению: и мы можем говорить о культуре поэзии, живописи, музыки с тем же основанием, как и о культуре православия, католицизма, протестантизма или ислама.
Итак, подводя итоги, следует обратить внимание на то, что
ЛЕКЦИЯ IV
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.
Основные категории: культурный процесс, культурная эпоха, цикл культуры, культурный шок, культурная инновация.
Социальная динамика касается изменений в предметном мире, создаваемом человеком, но также и обновлений, технологий, отмирания и появления новых социальных институтов, а вместе с ними норм, ценностей и моделей поведения, т.е. всей человеческой культуры.
Итак, общество нельзя понять, не принимая во внимание общественные процессы, постоянно видоизменяющиеся. Одним из таких процессов является культурный процесс.
Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры.
Проблема направления культурного процесса - тема неутихающих дискуссий среди культурологов. Можно выделить две основные школы: эволюционную и циклическую. Первая, связанная с именами Г.Спенсера, Д.Фрезера, Л.Г.Моргана, утверждает, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к сложному. Это очень оптимистичная школа, позволяющая свысока глядеть на культурные достижения прошлых эпох: мы все равно прогрессивней и изощренней. Правда, эволюционисты оставили гигантские труды, описывающие во всех деталях некогда существовавший мир человека. Им принадлежит и трехчленное деление культуры на материальную, социальную и духовную. Первая касается предметных элементов культуры, вторая - социальных институтов, третья - идей, ценностей, художественных образов.
В отечественных учебниках используется двухчленное деление культуры на материальную и духовную. Первая служит удовлетворению материальных, а вторая - духовных запросов человека. Символ первой - кусок колбасы - продукта, в природе не существующего, но зато весьма притягательного. Символ второй - мелодия, напеваемая в минуты душевного подъема.
Циклическая школа Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина признает множественность культур, каждая из которых эволюционизирует по своим собственным законам, но всегда циклически.
Цикл, подобно течению человеческой жизни, предполагает:
Каждая культура индивидуальна и непохожа на другую, она всегда переживает детство, юность, возмужалость и старость, за которой следует ее смерть (О.Шпенглер).
Обе эти школы образуют культурологическую традицию; опираясь на нее, можно определить некоторые общие характеристики культурного процесса: