Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.
Лекции 4-5. Культурная идентичность.
Лекция 5. Культура и коммуникация.
Лекции 5-6. Освоение культуры.
ЛЕКЦИИ 7-8. ВИДЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Наконец, вероятно, наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Необходимость морали как регулятора поведения обусловлена тем, что каждый человек так или иначе ведет себя, совершает какие-либо поступки, действия по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к другим людям. При этом в его поведении проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Так, например, во многих культурах считается недопустимым ходить по улицам нагим, оскорблять старших, бить женщин, обижать слабых, издеваться над инвалидами и т.п.
Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк — от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека. Нормативные регуляторы могут быть как разрешительными, так и запретительными. Однако с их помощью регулируются, координируются действия отдельных личностей и человеческих групп, вырабатываются оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, предлагаются рекомендации для решения разнообразных жизненных вопросов.
Лекция 13. Результаты межкультурной коммуникацц
В основе межличностной
коммуникации лежат различные мотивы,
цели и задачи ее участников. В качестве
детерминанты этого вида коммуникации
могут выступать передача или
получение какой-либо информации, побуждение партнера
к совершению действий, намерение изменить
его взгляды, стремление оказать эмоциональную
поддержку и т.д. В зависимости от этих
факторов принято выделять несколько
моделей межличностной коммуникации.
1. Наиболее широкое распространение получила линейная модель, рассматривающая
коммуникацию как действие, в рамках которого
отправитель кодирует идеи и чувства в
определенный вид сообщения и затем отправляет
его получателю, используя какой-либо
канал (речь, письменное сообщение и т.п.).
Если сообщение достигло получателя, преодолев
разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация
считается успешной. Данная модель привлекает
внимание к некоторым важным моментам
в процессе коммуникации. Это — влияние
канала, по которому получено сообщение,
на реакцию получателя. Так, признание
в любви при встрече с глазу на глаз будет
воспринято совсем иначе, чем прочитанное
в письме или услышанное по телефону. Также
линейная модель обращает внимание на
«шум», помехи, искажающие сообщение. К
ним относятся как физические (людное,
шумное помещение), так и психологические
(они связаны с физическим или эмоциональным
состоянием человека, мешающим ему адекватно
воспринимать сообщение) помехи. Но у этой
модели есть недостаток — она рассматривает
коммуникацию как однонаправленный процесс,
идущий от отправителя к получателю. Поэтому
модель годится для описания письменной
коммуникации, воздействия средств массовой
информации, где получатель сообщения
рассматривается как объект воздействия.
2. Другой моделью межличностной коммуникации
является трансакционная модель.
Она представляет коммуникацию как процесс
одновременного отправления и получения
сообщений коммуникаторами. Ведь в каждый
конкретный момент времени мы способны
получать и декодировать сообщение другого
человека, реагировать на него, и в то же
самое время другой человек получает наше
сообщение и отвечает на него. Таким образом,
акт коммуникации невозможно отделить
от событий, которые ему предшествуют
и следуют за ним. Эта модель обращает
наше внимание на то обстоятельство, что
коммуникация — это процесс, в котором
люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя
друг с другом. Данная модель намного лучше
описывает процессы коммуникации, чем
линейная.
3. Существует также интерактивная, или круговая
модель, межличностной коммуникации.
Она представляет собой не просто процесс
передачи сообщения от отправителя к получателю,
в ходе которого первый кодирует, а второй
декодирует информацию. Важным элементом
этой модели является обратная связь.
Это — реакция получателя на сообщение,
которая выражается в ответном сообщении,
направляемом отправителю. Введение обратной
связи наглядно демонстрирует кругообразный
характер коммуникации: отправитель и
получатель сообщения последовательно
меняются местами.
Круговая модель, подобно линейной, изображает
коммуникацию как ряд дискретных актов,
имеющих начало и конец, причем ключевой
фигурой в них является отправитель сообщения,
так как от него зависит реакция получателя
информации. Именно поэтому они считаются
устаревшими по сравнению с трансакци-онной
моделью. Но для описания процессов межкультурной
коммуникации и понимания ее специфики
больше подходит именно круговая модель,
которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.
Рассмотрим эту модель подробнее. Она
состоит из следующих элементов: отправитель
(источник) — кодирование — сообщение
— канал — декодирование — получатель
— обратная связь. В этом процессе создаются
различные помехи, «шумы», препятствующие
эффективной коммуникации. Эффективность
коммуникации характеризуется тем, что
переданная информация должна быть понята
в соответствии с ее первоначальным значением.
Поэтому коммуникация — это не только
передача, но и понимание информации.
• Отправитель (источник) — создатель
сообщений, им может быть как человек,
так и организация (хотя в любой организации
сообщения составляют люди).
• Кодирование — превращение сообщения
в символическую форму.
• Сообщение — информация, идея, ради
которой осуществляется коммуникация.
Оно состоит из символов, может быть устным,
письменным или визуальным.
• Канал — путь физической передачи сообщения,
средство, с помощью которого передается
сообщение. Он может быть межличностным
и массовым.
• Декодирование — расшифровка сообщения,
которая в результате различных помех
может быть более или менее адекватной.
• Получатель — объект, которому передается
сообщение. Им так же может быть как отдельный
человек, так и организация.
• Обратная связь — принятое сообщение
вызывает у получателя какую-то реакцию,
так как в результате коммуникации у него
произошли изменения в знаниях, установках,
поведении.
Согласно этой модели процесс межличностной
коммуникация начинается с того, что отправитель,
которым является человек, обладающий
только ему свойственным жизненным опытом,
устойчивой картиной мира, моделью его
восприятия, в какой-то конкретной ситуации
составляет сообщение, преследуя определенные
цели. Его сообщение может быть как вербальным,
так и невербальным. Отправитель должен
стремиться к тому, чтобы его послание
было как можно более понятным, четким
и убедительным. Подготовленное сообщение
кодируется, то есть превращается в символическую
форму. После этого оно по выбранному каналу
передается получателю. Могут быть использованы
речь, письмо, а также доступные сегодня
средства связи, среди которых все большую
роль играют электронные средства передачи
информации. Получатель — это также человек
со своими личностными характеристиками,
безусловно, отличными от качеств отправителя.
Поэтому, когда получатель принимает сообщение
и декодирует его, расшифровка послания
происходит не полностью, а с частичными
искажениями. Затем получатель реагирует
на сообщение на когнитивном, эмоциональном
или поведенческом уровне и обеспечивает
обратную связь. Она тоже является сообщением,
которое проходит те же этапы, пока не
придет к отправителю.
На этапах кодирования, передачи и декодирования
информации возможны помехи. При кодировании
помехи возникают из-за ограниченного
количества символов, неточности в самом
послании. Во время передачи сообщения
помехи носят в основном технический характер
(плохая слышимость, видимость и т.п.). При
декодировании получатель сообщения в
силу иного жизненного опыта, социального
положения и других причин может приписать
символам, использованным в сообщении,
иное значение, чем отправитель, и в силу
этого понять послание не так, как хотел
отправитель. Поэтому эффективность коммуникации
тесно связана с уменьшением помех. Можно
свести к минимуму технические помехи
при передаче сообщения, нужно стремиться
к максимальному упрощению языка послания.
Но унифицировать процессы восприятия
информации, носящие индивидуальный характер,
полностью невозможно. Поэтому эффективность
коммуникации никогда не будет абсолютной.
Существенную роль в процессе межличностной
коммуникации играют не отмеченные в схеме,
но очень важные психологические и социальные
характеристики акта общения.
К психологическим компонентам акта коммуникации
прежде всего относятся коммуникативное
намерение, замысел и цель, то есть мотивационная
сторона общения. Они определяют, что,
зачем и почему хочет сообщить автор получателю,
а также понимание сообщения, то есть когнитивную
составляющую.
Коммуникативное намерение — это желание
вступить в общение с другим человеком.
Такое намерение присутствует у вас, когда
вы приглашаете кого-то на прогулку, но
отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.
Замысел сообщения — это информация в
исходном виде, которую автор хочет передать
получателю, проект, идея предстоящего
сообщения.
Цели сообщения обычно делятся на две
группы: ближайшие, непосредственно выражаемые
автором, и более отдаленные, долговременные.
Среди ближайших целей обычно выделяют
интеллектуальные, связанные с получением
информации, выяснением позиций и мнений,
разъяснением и критикой. Также есть цели,
связанные с установлением характера
отношений: развитие или прекращение коммуникации,
поддержка или отвержение партнера, побуждение
к действию
За ближайшими целями часто стоит целевой
подтекст, углубляющий и усложняющий сообщение.
Это — более отдаленные цели коммуникации.
Так, человек, поддерживающий не очень
интересный для него разговор, может преследовать
более отдаленную цель установления хороших
отношений со своим партнером. Люди обычно
скрывают или маскируют свои отдаленные
цели коммуникации, но их можно выявить
по общему характеру коммуникативного
акта, по непроизвольным (вербальным или
невербальным) проявлениям автора сообщения.
Понимание сообщения состоит в истолковании
адресатом полученного сообщения. Оно
связано с тем, насколько полно будет декодировано
это сообщение.
К социальным компонентам коммуникативного
акта относятся статусные и ситуативные
роли его участников, а также используемые
ими стилевые приемы.
Статусная роль указывает на поведение,
предписанное человеку его социальным
(возрастным, половым, должностным и т.п.)
положением, или статусом. В начале каждого
коммуникативного акта от его участников
требуется адекватное осознание как собственной
социальной роли, так и роли партнера.
Без этого невозможно правильно ориентироваться
в ситуации и выбрать нужную манеру поведения.
Это можно сделать при представлении друг
другу незнакомых людей, называя одну
из его основных социальных ролей (мой
друг, мой начальник и т.д.) либо определяя
это самостоятельно по внешнему виду и
поведению человека.
Ситуативные роли выявляются уже в процессе
коммуникации. Они существенно влияют
на характер коммуникативного акта. Так,
человек может быть лидером, стремящимся
играть ведущую роль и контролировать
весь процесс коммуникации; посредником,
следящим за ходом коммуникации и уравновешивающим
интересы разных людей; капризным ребенком,
нарушающим любые запреты и выступающим
с нестандартными суждениями; гибким человеком,
готовым приспособиться к любой ситуации.
Стилевые характеристики участников коммуникативного
акта проявляются в особенностях их речевого
стиля, в используемых ими коммуникативных
стратегиях и тактиках. Оценивая речевой
стиль человека, можно выделить людей,
говорящих только в одном неизменном стиле.
Они не способны проявить языковую гибкость
и в любой ситуации говорят одинаково.
Человек с высоким уровнем языковой компетенции,
с одной стороны, стремится сохранить
свой стиль общения в разных ситуациях,
но, с другой стороны, может менять его
в зависимости от обстоятельств общения.
Также есть разные стили слушания — от
умения (желания) до полного неумения (нежелания)
слышать.
Процесс кодирования — декодирования
информации
Процесс коммуникации легче всего представить
в ее наиболее простой форме, то есть как
сообщение и передачу определенных данных.
Но любая информация передается с помощью
той или иной системы знаков. Для этого
необходимы отправитель, получатель, инстанция
посредничества. Отправитель зашифровывает
свою информацию с помощью кода или знаковой
системы. Взаимопонимание между партнерами
по коммуникации в этом случае может быть
достигнуто только тогда, когда между
ними заранее было установлено содержание
и значение используемых кодов и знаков.
Успех коммуникации достигается лишь
в том случае, если участники коммуникации
обладают общей возможностью интерпретации
определенного знака. Эти процессы являются
важнейшими элементами коммуникативного
акта. Поскольку человек не владеет телепатией
и не способен передать электрические
импульсы непосредственно из своего мозга
в мозг партнера, то возникает необходимость
зашифровать свои мысли, чтобы потом передать
их вербально или невербально. При межкультурной
коммуникации каждая культура представляет
собой систему кодов, которая распространяет
свое действие на повседневные отношения,
социальные и культурные нормы и т.д. Эти
кодовые системы культур, как правило,
несопоставимы между собой или в лучшем
случае сопоставимы только ограниченно.
В связи с этим в процессе коммуникации
приобретает важное значение проблема
кодирования и декодирования информации.
Кодирование — это процесс зашифровки
наших мыслей, чувств, эмоций в форму, узнаваемую
другими. Для этого человек использует
символы, которые могут быть письменными,
вербальными, невербальными, математическими,
музыкальными и т.д. Набор таких символов
является сообщением.
Декодирование — это процесс получения
и интерпретации сообщений, получаемых
человеком извне. Он связан с расшифровкой
символов, составляющих сообщение.
Способы кодирования и декодирования
сообщений формируются под влиянием опыта
человека, который понимается не только
как индивидуальный опыт, но и как опыт
группы, к которой принадлежит человек,
а также опыт той культуры, представителем
которой этот человек является, осваивает
ее в процессе инкулыурации.
Символический характер коммуникации
Необходимость в согласованном поведении
людей, закреплении и сохранении полученных
знаний, их передаче от поколения к поколению
привела к возникновению различного рода
символов. Символ — одно из самых многозначных
понятий в культуре. Изначальный смысл
этого слова означал удостоверение личности,
которым служил simbolon — половинка черепка,
бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре
— универсальная категория, с помощью
которой люди могут выразить и передать
все свои внутренние состояния. Процесс
общения в этом отношении можно рассматривать
как обмен символами, с помощью которых
происходит передача нужной информации.
Символы — это условные знаки, обозначающие
какие-то предметы, явления или процессы.
Главная их особенность заключается в
способности «замещать» реальные предметы
или явления и выражать заключенную в
них информацию. Чаще всего мы имеем дело
с символами-словами, хотя есть символы-предметы,
процессы и пр.
В той или иной культуре символы могут
принимать различные виды. В качестве
символов используются слова, невербальные
приемы (пожатия рук, поклоны, приветствия),
материальные предметы. Так, например,
государственный флаг символизирует принадлежность
соответствующей территории к данному
государству или служит выражением лояльности
гражданина к своему государству. Кроме
того, в качестве религиозных символов
используются крест, полумесяц, шестиконечная
звезда и т.д. Благодаря портативности
символов появляется возможность передавать
от поколения к поколению огромное количество
знаний и информации. Книги, картины, фильмы,
видеозаписи, компьютерные диски помогают
культуре сохранить все, что может быть
полезным для последующих поколений.
Любая культура создает свою собственную
систему символов и придает каждому символу
соответствующие значения. Но культуры
не только наполняют свои символы разным
значением, но и используют символы в разных
целях. Поэтому в процессе коммуникации
всегда важно помнить, что символы являются
таковыми только потому, что определенная
группа людей соглашается принять их как
символы. Между символом и его значением
зачастую нет естественной связи. Их отношения
произвольны и варьируются в разных культурах.
Поэтому человеку, незнакомому с символикой
флага, он будет представляться всего
лишь куском ткани, прикрепленным к палке.
Но даже в рамках одной культуры расшифровка
символа будет варьироваться в зависимости
от опыта человека и от конкретной жизненной
ситуации, в которой он находится при этом.
Раскрытие значения символов происходит
в форме их денотации и коннотации.
Денотация — это значение символа, признаваемое
большинством людей в данной культуре.
Коннотация —вторичные ассоциации, разделяемые
лишь несколькими членами данного сообщества.
В силу этого они всегда субъективны и
эмоциональны по своей природе.
Так, лиса — род млекопитающих семейства
псовых. Это — денотация символа. Но для
большинства говорящих на русском языке
это слово еще ассоциируется с хитростью
и изворотливостью. Это — коннотация символа.
Как слова, так и символы-вещи могут менять
свои значения — от поколения к поколению,
от региона к региону. Об этом также необходимо
постоянно помнить в процессе коммуникации.
Симметричность, одновременность
и непрерывность коммуникации
Поскольку без коммуникации невозможно
существование человека, то она представляет
собой непрерывный процесс. Ведь отношения
между людьми, так же как и события, происходящие
вокруг нас, не имеют ни начала, ни конца,
ни строгой последовательности событий.
Они динамичны, все время меняются и продолжаются.
Естественная включенность процесса коммуникации
в реальную жизнь служит основанием для
того, чтобы кодирование и декодирование
сообщений происходило одновременно.
Нельзя просто закодировать послание
и затем ждать, чтобы декодировать ответ
на него. Информация, которую мы декодируем,
оказывает влияние на ту, что мы кодируем,
а последняя в свою очередь влияет на то,
как мы декодируем входящие импульсы.
При этом значение послания, кодируемого
одним человеком, никогда не будет полностью
идентичным посланию другого человека.
Это связано с тем, что, хотя сообщения
и могут быть переданы от одного человека
к другому, значения так передаваться
не могут. Мы уже упоминали, что значения
определяются не только сообщением, но
и индивидуальным способом его восприятия.
Поэтому конечным результатом любого
общения будет разница между значениями,
которых придерживаются собеседники.
Разумеется, тот факт, что содержание коммуникации
всегда является различным для всех ее
участников, вовсе не означает, что она
сложна или невозможна. Это говорит лишь
о том, что она несовершенна.
Когда мы общаемся, мы преподносим себя
так, как нам хотелось бы выглядеть в глазах
собеседника. Основываясь на обратной
связи, получаемой от адресата, мы можем
изменить мнение о самих себе. Поэтому
посредством общения можно стимулировать
развитие личности или разрушить человека
как личность. Можно также представить
себе процесс коммуникации с точки зрения
бихевиориста, то есть как серию стимулов
и следующих за ними реакций. Причем, каждый
пункт в последовательности событий является
одновременно и стимулом, и реакцией, и
подкреплением. При этом нужно рассматривать
не только реакцию А на поведение В, но
и думать о том, как они повлияют на дальнейшее
поведение В, и его влияние на А.
Даже поверхностный анализ обнаруживает,
что изменение отношений между этими людьми
может идти по двум основным сценариям
— симметричному и комплиментарному.
В первом случае взаимоотношения коммуникаторов
отражают поведение друг друга. Слабость
или сила, доброта или злобность сохраняются
в процессе общения. Симметричная коммуникация
характеризуется сходством и минимизацией
различия.
Комплиментарные взаимоотношения основаны
на максимизации различия. При этом типы
поведения дополняют друг друга. Например,
если один партнер занимает ведущую позицию
в коммуникации, то другой — подчиненную.
Взаимоотношения соединены тем, что непохожие
типы поведения взаимно вызывают друг
друга. Примером могут служить отношения
матери и ребенка, врача и пациента, учителя
и ученика.
Важно отметить, что ни симметричное, ни
комплиментарное поведение не навязываются
человеку. Каждый из нас ведет себя в той
или иной ситуации, как полагает нужным
в данных обстоятельствах. Поэтому, в зависимости
от ситуаций, от используемых в них ценностей,
значения которых не абсолютны и проявляются
только во взаимодействии друг с другом,
мы выбираем ту или иную модель поведения.
Неосознанный характер процесса коммуникации
Человек не может существовать
без общения с себе подобными.
Это — одна из аксиом коммуникации.
Ведь у человеческого поведения
нет альтернативы, так как человек
не может себя никак не вести. Даже находясь
в одиночестве, человек ведет себя соответствующим
образом. Любое поведение в ситуации интеракции
имеет характер сообщения, то есть является
коммуникацией. Отсюда следует, что как
бы человек ни старался, он не сможет не
общаться. Деятельность и бездействие,
слова или молчание — все это имеет ценность
сообщения: они оказывают влияние на других,
и эти другие в свою очередь не могут не
ответить на эти послания и, таким образом,
сами общаются.
Иными словами, для осуществления коммуникации
человеку не обязательно намеренно передавать
сообщение. Но общение происходит всякий
раз, когда один человек придает значение
поведению другого человека или же своему
собственному. Множество неверных толкований
связаны с процессом восприятия, интерпретации
и ответа на ненамеренное поведение человека,
принадлежащего к другой культуре. В качестве
примера можно привести ситуацию деловых
переговоров между американскими и арабскими
бизнесменами. Во время встречи американец
скрестил ноги и расположил их так, что
арабу стали видны подметки его туфель.
Сам американец не придал этому факту
ни малейшего значения, но араб расценил
такое поведение как оскорбление и отреагировал
соответственно.
Реакция на полученное сообщение
обычно возникает сразу и автоматически. Это связано с тем, что
по мере того, как идет процесс инкультурации,
большую часть правил и норм поведения
мы усваиваем подсознательно. Наглядным
примером являются первые шаги ребенка:
никто не учит его, как надо ходить, он
просто встает на ноги и методом проб и
ошибок постепенно овладевает этим умением.
Большая часть правил поведения при общении
усваивается подобным образом, и именно
потому, что это происходит на подсознательном
уровне, мы не осознаем правил нашего поведения
при общении. Только если мы сталкиваемся
с новыми необычными обстоятельствами,
то начинаем сознательно оценивать и регулировать
свое поведение. Разница в общении с представителями
своей культуры и представителями других
культур заключается именно в уровне осознания
своего коммуникативного поведения. При
общении с иностранцами этот уровень гораздо
выше того, который свойственен нам при
общении с представителями своей культуры.
Ведь обстоятельства общения с другими
культурами всегда новы и необычны, они
исключают какую бы то ни было рутинность.
В зависимости от того, насколько мы осознаем
свое коммуникативное поведение, можно
в определенной степени предвидеть его
результаты, выбирать конкретные способы
и методы общения на основании предполагаемой
реакции собеседника. При неосознанности
поведения собеседники обычно не способны
предугадывать последствия общения, в
то время как при осознанном поведении
эти способности очень велики.
В процессе коммуникации каждое сообщение
может быть интерпретировано на двух уровнях:
1) что говорится (уровень содержания);
2) как говорится (уровень отношений). Первый
уровень конкретизирует суть послания,
второй указывает на то, как его следует
понимать. Уровень отношений редко определяется
намеренно или осознанно. Иными словами,
он обычно кодируется и декодируется на
подсознательном уровне. Уровень содержания
кодируется вербально, а уровень отношений
— невербально. Различные культуры придают
разную степень значения данным уровням.
Поэтому бестактное замечание, сказанное
не к месту или не так слово часто может
оскорбить или обидеть собеседника.
Каналы коммуникации
Исследования западными
учеными различных видов
Вербальные средства общения — это речь,
язык, слово. В процессе реального общения
люди используют для передачи сообщений
чаще всего именно речь, язык. Язык как
средство коммуникации является самым
дифференцированным и самым продуктивным
инструментом человеческого взаимопонимания.
Это не просто средство выражения мыслей
и чувств. В процессе овладения языком
мы также овладеваем и культурой, которая
в свою очередь обусловливает наше восприятие,
мыслительный процесс и поведение. А поскольку
культура может быть понята как коммуникация,
язык является коммуникативным процессом
в чистом виде в каждом известном нам обществе.
В то же время язык не
является единственным инструментом человеческого
общения. Если люди взаимодействуют
иными, неречевыми средствами, то для
такого взаимодействия используют термин «невербальная
коммуникация». Она — важнейший регулятор
контекста общения. Именно невербальный
контекст составляет фон для кодирования
и декодирования вербальных сообщений.
Как считают специалисты, лишь 35% информации
в процессе коммуникации передается с
помощью языка, а 65% информации, переданной
в ходе общения, мы получаем с помощью
невербальных средств. Среди них выделяют
собственно невербальные средства коммуникации
— жесты, мимику, телодвижения, взгляды,
дистанцию общения и использование пространства,
манеру держать себя, одежду и запахи;
и паравербальные средства — интонацию,
тембр голоса, скорость речи, аргументацию.
В межличностной коммуникации невербальные
средства зачастую дополняют языковые
формы общения (например, мы говорим: «Привет!»
и при этом улыбаемся). Невербальные знаки
могут не соответствовать устному сообщению
(например, мы говорим: «Рады вас видеть!»,
но при этом хмуримся и смотрим в сторону).
Невербальное сообщение может также дополнять
вербальное (сказать детям: «Тише!» и приложить
указательный палец к губам). Невербальное
поведение служит для регулирования общения.
С помощью кивка головой, взгляда, жеста
мы легко вступаем в беседу или прекращаем
ее. В ряде случаев невербальные способы
могут замещать вербальные (так, ребенок
может не попросить подать ему игрушку,
а просто указать на нее). Кроме указанных
средств к каналам коммуникации могут
быть также отнесены публичные выступления,
личные встречи, рекламные объявления
и др.
Основные аспекты и цели коммуникации
Коммуникацию можно
рассматривать как форму
• информационный, при котором общение
рассматривается как вид личностной коммуникации,
осуществляющей обмен информацией между
коммуникантами;
• интерактивный, где общение анализируется
как взаимодействие индивидов в процессе
их кооперации;
• гносеологический, когда человек выступает
как субъект и объект социокультурного
познания;
• аксиологический, предполагающий изучение
общения как процесса обмена ценностями;
• нормативный, выявляющий место и роль
общения в процессе нормативного регулирования
поведения индивидов, а также процесс
передачи и закрепления стереотипов поведения;
• семиотический, в котором общение выступает
как специфическая знаковая система и
как посредник в функционировании различных
знаковых систем;
• практический, где процесс общения рассматривается
в качестве обмена результатами деятельности,
способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, то есть взаимодействуя
друг с другом, люди обычно преследуют
конкретные цели. К основным целям коммуникации
обычно относятся:
• обмен и передача информации;
• формирование умений и навыков для успешной
социокуль-турной деятельности;
• формирование отношения к себе, к другим
людям, к обществу в целом;
• обмен деятельностью, инновационными
приемами, средствами, технологиями; 4,
• изменение мотивации поведения;
• обмен эмоциями.
Содержательный характер взаимодействия
людей определяется предметом их общения.
На основе этого критерия различают такие
виды общения, как межличностное, деловое,
профессиональное, научное, политическое,
информационное, межкультурное и т.д. Соответственно
способы взаимодействия зависят непосредственно
от целей, которые преследуются при общении,
от особенностей его организации, эмоционального
настроя партнеров, уровня их культуры.
Выявление перечисленных
аспектов коммуникативного акта происходит
с помощью как вербальных, так
и невербальных средств. Эти средства
благодаря своей
Лекция 14. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина
За десять тысяч лет своего развития человеческая
культура прошла путь от каменного топора
до освоения космоса. Она никогда не оставалась
неподвижной: зародившись, развивалась
и распространялась из одного региона
в другой, передавалась от прошлых поколений
настоящим и будущим, все время пополнялась
новыми материальными и духовными продуктами.
Многочисленные и разнообразные виды
культурных изменений были определены
в культурной антропологии понятием «культурная
динамика», которое подразумевает все
виды изменений, происходящие в культуре
и человеке под воздействием внешних и
внутренних причин. Сегодня с помощью
этого понятия в целом ряде гуманитарных
наук описываются разнообразные модификации
культуры, их причины, источники и результаты.
Изменения являются неотъемлемым свойством
культуры и включают в себя как внутреннюю
трансформацию культурных явлений (их
изменения во времени), так и внешние перемены
(взаимодействие между собой, передвижение
в пространстве и т.п.). Благодаря этому
происходит поступательное движение культуры,
ее переход от одного состояния к другому.
Внешние изменения проявляются как через
расширение уже существующих, так и через
возникновение качественно новых культурных
форм. При этом изменения в культуре протекают
либо в форме активизации, либо в форме
замедления, что находит свое выражение
в темпах и ритмах динамики культуры, а
также в различных ее видах и формах.
В процессе культурных изменений рождаются,
фиксируются и распространяются различные
элементы культурного опыта. Значение,
влияние и степень распространения этих
элементов зависит во многом от источника
их возникновения. В культурной антропологии
принято выделять следующие источники
культурной динамики: инновации, обращение
к культурному наследию, заимствования,
культурная диффузия.
Инновации представляют собой изобретение
новых образов, символов, норм и правил
поведения, новых форм деятельности, направленных
на изменение условий жизни людей, формирование
нового типа мышления или восприятия мира.
Причинами возникновения новаций являются
неприятие отдельными индивидами или
группами господствующих культурных ценностей,
регулятивных норм, традиций, обычаев,
правил поведения и поиск своих собственных
путей культурного и социального самоутверждения.
Это означает, что новации возникают как
в традиционных, так и в модернизированных
культурах. На массовом уровне создателями
культурных инноваций нередко выступают
выходцы из других стран или другой социокультурной
среды, оказывающиеся гетерогенными для
данного общества.
История происхождения тех или иных новаций
показывает, что их носителями выступают
те слои общества, которые не находят себе
достойного места в культурной действительности
или существующих типах культурной деятельности.
Однако всякое нововведение в той или
иной степени обречено на непринятие.
Если оно оказывается несовместимым с
традиционными основами культуры, если
на него отсутствует спрос, если в нем
нет заинтересованности у какой-либо группы
общества, тогда оно не находит своего
места в данной культуре. История культуры
знает множество примеров того, как культурные
нововведения отторгались и предавались
забвению, если они не отвечали потребностям
и интересам соответствующей социокультурной
среды. И напротив, социальный заказ рождал
поток культурных новаций, которые получали
признание всего общества.
Обращение к культурному наследию как
источник культурной динамики означает
переоценку и использование в новых условиях
всей совокупности культурных достижений
данного общества и его исторического
опыта. Такое наследие обладает для общества
вневременной культурной ценностью, так
как к нему относятся уникальные культурные
достижения, не зависящие от времени их
появления, которые переходят к новым
поколениям и в новые эпохи.
Диалектика культурной динамики состоит
в постоянном переходе от прошлого к настоящему
и будущему. Накопленному опыту прошлого
противостоит повседневная практика настоящего,
требующая постоянной расшифровки прежнего
культурного опыта, его приспособления,
отбора и интерпретации.
Ценности и символы, воплощенные в памятниках
прошлого, становятся важным фактором
новой культуры. При этом они должны не
только сохраняться, но и воспроизводиться,
раскрывая свой смысл для новых поколений.
Обращение к культурному наследию прошлого
призвано обеспечить поддержание привычных
смыслов, норм и ценностей, сложившихся
в обществе. Эти смыслы, нормы и ценности
превращаются в каноны или образцы, проверенные
многолетней практикой; следование им
обеспечивает привычные условия жизни.
Те элементы культурного наследия, которые
передаются из поколения в поколение и
сохраняются в течение длительного времени,
обеспечивают самобытность культуры.
Содержание самобытности составляют не
только традиционные явления культуры,
но и более подвижные ее элементы: ценности,
нормы, общественные институты.
Значительную роль в культурной динамике
играют культурные заимствования, то есть
использование предметов, норм поведения,
ценностей, созданных и апробированных
в других культурах. Данный вид культурной
динамики развивается в тех случаях, когда
одна культура подвергается влиянию другой,
более развитой. Однако при этом большинство
людей менее развитой культуры, несмотря
на заимствование элементов другой культуры,
сохраняют многие обычаи, нормы и ценности,
присущие их родной культуре.
Культурные заимствования являются наиболее
распространенными источниками культурных
изменений по сравнению со всеми другими.
Этот источник культурной динамики может
носить как прямой (через межкультурные
контакты индивидов), так и косвенный характер
(через действие СМИ, потребляемые товары,
образовательные учреждения и т.д.). Однако
в процессе заимствования народ-реципиент
заимствует не все подряд, а лишь то, что
является близким его собственной культуре,
может принести явную или скрытую выгоду,
даст преимущество перед другими народами,
отвечает внутренним потребностям данного
этноса.
Характер, степень и эффективность культурных
заимствований определяют, в основном,
следующие факторы:
• интенсивность контактов (частое взаимодействие
культур ведет к быстрому усвоению инокультурных
элементов);
• условия межкультурных контактов (насильственные
контакты порождают реакцию отторжения);
• степень дифференциации общества (наличие
социокультурных групп, готовых принять
нововведения);
• восприимчивость к чужой культуре (способность
менять свое поведение в зависимости от
изменения культурного контекста).
Наиболее распространенным примером культурных
заимствований может служить мода.
К числу источников культурной динамики
относится также синтез, представляющий
собой взаимодействие и соединение разнородных
культурных элементов, в результате которого
возникает новое культурное явление, отличающееся
от обоих составляющих его компонентов
и имеющее собственное качество. Синтез
имеет место в том случае, если какая-либо
культура осваивает достижения в тех сферах,
недостаточно развитых в ней самой, но
при этом сохраняет присущую ей исходную
основу и остается самобытной.
В современных условиях синтез является
важным источником культурных преобразований
во многих развивающихся странах. В качестве
наиболее яркого примера плодотворного
соединения собственных национальных
и инокультурных элементов обычно приводится
Япония, а также ряд стран Восточной и
Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань,
Сингапур и др.).
Культурная диффузия и ее современные
контексты