Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:22, реферат
Деловая беседа — это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
1. Понятие деловой беседы…………………………………………………….. 3
2. Основные этапы деловой беседы…………………………………………… 5
2.1. Подготовительные мероприятия…………………………………………. 5
2.2.Начало беседы………………………………………………………………. 7
2.3. Информирование присутствующих………………………………………. 9
2.4.Основание выдвигаемых положений…………………………………….. 11
2.5.Завершение беседы………………………………………………………... 13
Заключение…………………………………………………………………….. 19
Список литературы………………
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие деловой беседы…………………………………………………….. 3
2. Основные этапы
деловой беседы…………………………………………
2.1. Подготовительные мероприятия…………………………………………. 5
2.2.Начало беседы…………………………………
2.3. Информирование присутствующих………………………………………. 9
2.4.Основание
выдвигаемых положений………………………
2.5.Завершение беседы………………………………………………………... 13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Деловая
беседа — это устный контакт между
людьми, связанными отношениями дела.
В современной, более узкой трактовке
под деловой беседой понимают
речевое общение между
Подлинное
значение такого рода делового общения
в нашем обществе в полной мере
начинает осознаваться только сейчас,
в связи с переходом
Деловые
беседы обладают многими достоинствами,
которых лишены собрания, обмен письменной
информацией, телефонные разговоры. Они,
во-первых, проводятся в тесном контакте,
позволяющем сосредоточить
Деловая
беседа является наиболее благоприятной
и зачастую единственной возможностью
убедить собеседника в
Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций. К их числу следует отнести:
Но важен не только чисто прагматический эффект деловой беседы. Во время беседы вы можете получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума ее участников при принятии важных управленческих решений.
Основными
этапами деловой беседы являются:
подготовительные мероприятия, начало
беседы, информирование присутствующих,
аргументирование выдвигаемых положений
и завершение беседы [1].
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ
2.1. Подготовительные
мероприятия
Не
существует единых безошибочных правил
подготовки к деловой беседе. Рассмотрим
один из вариантов схемы такой
подготовки: планирование; сбор материала
и его обработка; анализ собранного
материала и его
Место
беседы выбирается с учетом его влияния
на ожидаемый результат. Для лиц,
не работающих в фирме, наиболее удобным
местом будет служебный кабинет
принимающего или специальная комната
для гостей, оборудованная всем необходимым.
Обстановка в любом случае должна
быть спокойной, уединенной, исключать
неожиданное появление
С сотрудниками можно встречаться и на их рабочем месте. Допустимо проведение деловых бесед и вне службы, например, в ресторане, кафе или даже в домашних условиях. Главное, чтобы ваш собеседник чувствовал себя свободно и раскованно и мог полностью переключиться на деловой разговор.
Затем следует выбрать наиболее удачный момент и только потом договариваться о встрече. В этом случае инициатива будет в ваших руках, и поэтому контролировать ситуацию будет легче.
Когда беседа уже назначена, составляется план ее проведения. Сначала следует определить стоящие перед вами цели, а затем разработать стратегию их достижения и тактику ведения беседы.
Целью
планирования является попытка смягчить,
нейтрализовать влияние неожиданно
появившихся новых фактов или
непредвиденных обстоятельств на ход
беседы. Подготовка и планирование
беседы позволяют заранее предвидеть
возможные неожиданные моменты,
что снижает эффективность
Планирование деловой беседы позволяет определить ее конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время ее проведения [1].
Сбор
материала для деловой беседы
— очень трудоемкий процесс, требующий
значительных затрат времени. Но это
один из важнейших этапов подготовки
к беседе. Он включает в себя поиск
возможных источников информации (из
личных контактов, докладов, научных
исследований, публикаций, официальных
данных и т.п.). При этом целесообразно
сразу же дополнять собранные
материалы собственными примечаниями,
поскольку подобные записи могут
существенно помочь на последних
этапах подготовки к беседе. Объем
собранных материалов во многом зависит
от общей информированности
Затем
собранные и тщательно
Анализ
собранного материала помогает определить
взаимосвязь фактов, сделать выводы,
подобрать необходимую
Весьма
полезно перед беседой
Все это поможет определить, с кем — сторонником или противником— придется иметь дело, выработать наиболее приемлемую тактику, которой следует придерживаться в процессе беседы. Знание будущего партнера помогает не только получить представление о его личных качествах, но, самое главное, понять его видение предмета, о котором пойдет речь, интересы, с ним связанные.
Завершается подготовка к беседе редактированием текста, его окончательной шлифовкой и доработкой.
2.2.Начало
беседы
Начало беседы — очень важный этап, и потому им не следует пренебрегать. Задачи этого этапа беседы следующие:
- установление контакта с собеседником;
- создание рабочей атмосферы;
- привлечение
внимания к предстоящему
Любая
деловая беседа начинается со вступительной
части, на которую отводится до 10-15%
времени. Она необходима для создания
атмосферы взаимопонимания
Собеседники обычно бывают более внимательны в начале разговора. Именно от первых фраз будет зависеть отношение собеседника к вам и к самой беседе (т. е. создание рабочей атмосферы). По первым фразам складывается впечатление о человеке, а как известно, эффект «первого впечатления» всегда запоминается очень надолго.
В
начале беседы следует избегать извинений,
проявления признаков неуверенности.
Нужно исключить любые
Весьма полезно в начале беседы точно и с правильным ударением назвать полное имя собеседника, обязательно запомнить его и в дальнейшем как можно чаще обращаться к собеседнику по имени. Запомнив имя партнера и непринужденно его употребляя, вы делаете человеку тонкий и весьма эффективный комплимент.
Правильное начало беседы предполагает указание цели беседы, название темы и объявление последовательности рассматриваемых вопросов.
В некоторых случаях бывает очень полезен элемент внезапности, представляющий собой продуманную, но неожиданную и необычную для собеседника увязку деталей и фактов.
Существенное значение имеет и ритм беседы. Нужно пытаться повышать ее интенсивность по мере приближения к концу. При этом следует уделить особое внимание ключевым вопросам.
Существует множество приемов начала беседы. Однако все их разнообразие можно свести к трем приемам.
Приём снятия напряженности способствует установлению личных контактов. Достаточно сказать несколько комплиментов, и отчужденность начнет быстро исчезать. Шутка, которая вызывает улыбки или смех присутствующих, также помогает разрядить первоначальную напряженность.
Приём «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для начала беседы. В этих целях также можно с успехом использовать какое-либо небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотичный случай или необычный вопрос.
Приём прямого
подхода означает непосредственный переход
к делу, без какого-либо вступления. Схематично
это выглядит следующим образом: вы вкратце
сообщаете причины, по которым была назначена
беседа, быстро переходите от общих вопросов
к частным и приступаете к теме беседы.
Этот метод подходит в основном для кратковременных
и не слишком важных деловых контактов,
например, в общении начальника с подчиненным [2].
2.3. Информирование
присутствующих
Информирование присутствующих, т. е. передача сведений, с которыми вы хотите их познакомить. Такая передача должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности, путаницы, недосказанности), профессионально правильной и по возможности наглядной (использование общеизвестных ассоциаций и параллелей, а также наглядных пособий). При этом всегда, когда это возможно, следует сообщать присутствующим источники вашей информации и указывать на их надежность.
Особое внимание нужно уделять краткости изложения. Необходимо не забывать о временных рамках беседы. Вольтер как-то сказал: «Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказать все».