1)специфически человеческая
деятельность, направленная на создание
материальных и духовных ценностей;
2)система идеалов,
ценностей и норм, которыми руководствуются
индивиды и их группы в своем
поведении;
3)историческая память
человечества, воплощенная в традициях,
обрядах, стандартах повеления;
4)духовное развитие
человека и человечества, проявляющееся
по-разному на различных этапах
исторического развития общества.
Все изложенное
дает основание для заключения
о том, что культурология есть
наука о культуре как сложном
и целостном социальном феномене.
Однако культуру
изучают, как уже говорилось, несколько
наук. Чем же от них отличается
культурология? Отвечая на этот
вопрос, определим, как подходят
к исследованию культуры различные
науки. Психология культуры изучает
культуру сквозь призму поведенческого
подхода, с одной стороны, как
поведенческие акты человека, включенного
в создание ценностей культуры
– способность к созданию символов,
воображение, интуиция и т.д., а
с другой, - как регулирующую роль
норм и ценностей культуры
в повседневном поведении индивидов.
В отличие от этого, искусствоведение
исследует особенности и тенденции
развития художественной культуры
в контексте общеисторического
процесса, отдельные виды искусства,
их взаимосвязи с различными
компонентами культуры, политики, экономики,
социальной сферы общества, всю
совокупность содержания, форм, стилей
художественных произведений. Этнология
сосредотачивает свое внимание
на изучении культуры как одного
из важнейших определителей своеобразия
этносов и наций, на выявлении
и интерпретации национальных
особенностей различных культур
– "французская", "немецкая",
"белорусская" культура и
т.п. Социология исследует социальную
обусловленность культурной деятельности
и ее роль в развитии человека
и общества, социальную сущность
культуры, ее структуру и функции.
Философия изучает культуру с
позиций выяснения ее значения
в определении смысла человеческой
жизни, вычленении ее качественных
характеристик – духовность, гуманистичность,
просвещенность, цивилизованность, высоконравственность,
созидательность, творческая ориентированность,
нормативность.
7.
Культурология как наука возникла в середине
XX в. Одна из главных задач этой науки –
выявление закономерностей развития культуры,
отличающихся от законов природы и от
законов материальной жизни человека
и определяющих специфику культуры как
самоценной сферы бытия.
Современные
культурологические исследования
являют собой большой комплекс
научных дисциплин, различных
направлений научной работы, разнообразных
подходов к культурологическим
проблемам, методологией, научных
школ и т. д. Не приходится
говорить о четкой или внятной
структуре культурологического
знания. Очень часто она носит
предварительный характер. И тем не
менее сейчас мы можем выделить наиболее
значительные составляющие структуры
культурологического знания.
Во-первых, это
теория культуры, которая демонстрирует
нам все многообразие попыток
общего осмысления культуры, версии
«картин» культуры, вариантов систем
понятий, категорий, теоретических
схем, при помощи которых можно
попытаться описать культуру
и ее развитие.
В этой
сфере особое место занимает
философия культуры, которая решает
задачи создания теории культуры
при помощи свойственных философии
методов и понятий.
Во-вторых, это
социология культуры, представляющая
собой союз социологии (изучающей
общественную систему) и культурологической
науки.
Исследования
в области социологии культуры
имеют как теоретическую, так
и практическую направленность.
В последнем случае можно указывать
на концепции культурной политики
и деятельности культурных инстинктов
(структур общества, связанных с
культурой), социокультурноепрогнозирование,
проектирование и регулирование, изучение
культурологического образования в России
и других странах, проблемы социализации
и инкультурации личности (вживания человека
в общественно-культурную систему), охрану
культурного наследия.
В-третьих,
это историко-культурные исследования,
которые не только базируются
на достижениях гуманитарных
наук (истории, филологии, литературоведения,
искусствоведения, истории религии
и др.), но и используют новые
культурологические подходы. Здесь
мы можем выделить:
1) историко-культурные
исследования общего профиля,
исследования культуры ментальностей
(т. е. формировавшихся в различных культурах
способов восприятия людьми мира);
2) исследования
религиозного аспекта культуры;
3) культурологические
аспекты лингвистики, семиотики
(теории знаковых систем), искусствоведения
и эстетики. В-четвертых, это культурная
антропология – область культурологических
знаний, во многом близкая к
социологии культуры, но уделяющая
большее внимание этническим
элементам культуры, процессам взаимодействия
культур разных народов, изучающая
особенности языковых и иных
средств коммуникации (общения, обмена
информацией) в различных культурах.
Интересы
культурной антропологии не ограничиваются
вышеозначенными вопросами.
В соответствии
со своим названием (в переводе с греческого
антропология – «наука о человеке») она
ставит своей главной задачей создание
наиболее полной картины жизни человека
в культурной среде, т. е. в среде, созданной
самим человеком. Для решения этой задачи
культурная антропология широко использует
данные естественных наук, занимающихся
жизнедеятельностью человека, а также
археологии, этнографии, лингвистики,
социологии, истории религии и мифологии,
фольклористики, философии.
Все эти
направления культурологических
наук можно назвать основными,
или базовыми. Однако, кроме них,
складываются и другие специальные
и нетрадиционные сферы исследований.
Многие из них приобретают
особую важность.
К примеру, в
рамках теории культуры появились детально
разработанные теории динамики (изменения,
развития) культуры, морфологии (образования
системы видов и форм) культуры, типологии
(изучения типов) культур, герменевтики
(науки об истолковании) культуры, культурных
образцов и людей (архетипов, парадигм,
цинверсалий). Здесь же отдельно изучаются
методы культурологических исследований.
Синтез на
базе культурологии, историко-культурных,
социологических, психологических
знаний позволяет разрабатывать
проблемы ментальностей, психологических
характеристик отдельных культур, «соматической»
(телесной) культуры у разных народов и
т. д. Большое значение для развития культурологии
имеют сравнительные культурные (компаративные)
исследования. В последние десятилетия
динамично развивается эколого-культу-рологическое
направление («культурологическая экология»),
изучающее отношение различных культур
к природной среде. Система культурологических
знаний находится в постоянном развитии.