Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:05, реферат
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
1.Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Само название «культурология» появилось сравнительно недавно, в начале XX в. До этого времени науки о культуре имели разные названия: философия культуры, культуроведение, культурная антропология, этнология, мировая художественная культура, искусствоведение и т.д. Представитель английского эволюционизма Эдвард Тайлор в своей книге «Первобытная культура» одну из глав назвал «Наука о культуре», а немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн говорил о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека.
В разные периоды
познание культуры как целостности
включалось в философию, социологию,
историю, антропологию. Эти родственные
связи культурологии
Но самая значительная
роль в обосновании культурологии
как науки принадлежит
2. Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
1. Как происходит
переход от естественного "
2. Все явления
культуры каким-то образом
3. Культура устойчива, инертна. Устоявшиеся привычки нелегко меняются. Как и почему происходят в таком случае изменения в культуре?
4. Почему одни
культуры растут, развиваются, обогащаются,
а другие распадаются? В чем
причина расцвета и упадка? Чем
обусловлены их болезни и
5. Культура относится
к классу сложных, автономных,
саморазвивающихся систем. Она взаимодействует
с другими системами - природой,
биосферой. Какова основная
6. Чем обусловлены
отличия культур друг от друга?
7. Какова структура
культуры? Каковы взаимосвязи отдельных
ее отраслей? Культурология должна
изучать смысл и причинно-
8. Проблемой культурологии
является не только объяснение
устойчивых, повторяющихся, универсальных
явлений, но также и понимать
экстремальные, уникальные
9. Специфической
проблемой культурологии
4. Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Предмет культурологии
Предмет культурологии
— исследование феномена культуры
как исторически-социального
5. В России развитие философии культуры шло под влиянием идей европейской философии культуры, которые, однако, творчески переосмысливались российскими философами. С рубежа XIX–XX вв. можно уже с определенностью констатировать воздействие отечественной философско-культурной мысли на западную. В России развитие философии культуры обусловливалось не только западным интеллектуальным влиянием, но и глубокими корнями ее проблем в отечественной культуре.
Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников и славянофилов в 30-60-е гг. XIX в. Своеобразным толчком к началу этих споров стало «Философское письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он поставил вопросы о роли России среди народов Запада и Востока, об оценке Петровских реформ, об отношениях российской и западной культур. Философия культуры западников (П.В. Анненкова, Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, С.М. Соловьева и др.) исходила из идеи единства человеческой цивилизации и общего пути ее развития. Россия рассматривалась западниками как европейская страна, отставшая в силу разных причин (географического положения на окраине Европы, татаромонгольского ига и т. д.) от других европейских стран на пути развития цивилизации. Образцом прогресса цивилизации для западников выступала Европа, и поэтому западники стремились всячески приблизить к ней Россию, полагая, что иначе она погрязнет в дикости и невежестве. В этом конспекте оценка западниками Петровских реформ была в целом положительной.
В отличие
от западников, славянофилы (А.С.
Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский,
братья К.С. и И.С. Аксаковы,
Н.М. Языков и др.) отрицали единство
человеческой цивилизации и
В то же
время на Западе, считали они,
господствует бездушное
Во второй
половине XIX в. идеи славянофильства
получили развитие у «поздних
славянофилов», или «
Историческая
миссия России – объединить
народы Европы в христианское
братство. Ресурсы для выполнения
этой миссии может дать
1) религиозную;
2) культурную
(включающую науку и искусство)
3) политическую;
4) социально-экономическую.
Н.Я. Данилевский
полагал, что в истории XIX в.
доминируют два культурно-
1) германо-романский (европейский);
2) славянский во главе с Россией.
В конце
XIX – начале XX вв. в России появляется
целая плеяда замечательных
Русский «религиозно-философски
6.
Чаще всего изложение содержания той или
иной науки в учебном курсе вуза начинают
с выяснения содержания понятия, которым
обозначается эта наука. Термин "культурология"
состоит из сочленения двух слов: латинского
cultura – культура и греческого logos – наука,
знание, т.е. означает буквально "наука
о культуре". Однако культуру как специфическое
социальное явление изучают многие науки,
такие, в частности, как философия культуры,
социология культуры, психология культуры,
теория и история культуры, искусствоведение,
антропология и др. Поэтому возникает
резонный вопрос: какое место в системе
социально-гуманитарного знания занимает
культурология, в чем заключается ее своеобразие
по отношению к другим наукам о культуре?
Чтобы ответить
на этот вопрос, необходимо, прежде
всего, выяснить, какое содержание
вкладывается в понятие "