Культурология. Основные понятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:05, реферат

Описание работы

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Работа содержит 1 файл

культур.docx

— 28.50 Кб (Скачать)

1.Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно, в начале XX в. До этого времени науки о культуре имели разные названия: философия культуры, культуроведение, культурная антропология, этнология, мировая художественная культура, искусствоведение и т.д. Представитель английского эволюционизма Эдвард Тайлор в своей книге «Первобытная культура» одну из глав назвал «Наука о культуре», а немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн говорил о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека.

В разные периоды  познание культуры как целостности  включалось в философию, социологию, историю, антропологию. Эти родственные  связи культурологии сохраняются и по сей день. В исследовании культуры огромную роль играют национальные традиции разных стран. В одних странах предпочтение отдается философии культуры (Германия, Россия), в других -культурной антропологии (США), в третьих — теории культуры (Англия, Франция).

Но самая значительная роль в обосновании культурологии  как науки принадлежит американскому  антропологу Лесли Уайту (Leslie White), который видел в самостоятельной науке о культуре (культурологии) «принципиально новый способ объяснения уже известных фактов и явлений культуры». Он считал, что все компоненты культуры организованы в определенную систему и подчинены присущим этой системе специфическим принципам и закономерностям. Именно их и должна исследовать культурология. В целом, культурология изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

2. Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.

1. Как происходит  переход от естественного "докультурного" состояния к культурному, цивилизационному?

2. Все явления  культуры каким-то образом связаны,  имеют общее ядро, "базис". На  чем базируется культура? На материальном  производстве, инстинктах, религии? 

3. Культура устойчива,  инертна. Устоявшиеся привычки  нелегко меняются. Как и почему  происходят в таком случае  изменения в культуре?

4. Почему одни  культуры растут, развиваются, обогащаются,  а другие распадаются? В чем  причина расцвета и упадка? Чем  обусловлены их болезни и здоровое  состояние, и как их различать? 

5. Культура относится  к классу сложных, автономных, саморазвивающихся систем. Она взаимодействует  с другими системами - природой, биосферой. Какова основная линия  взаимоотношений между культурой  и внешней природой? Покорение  природы? Преобразование, сотрудничество? Чем является культура для  человека? Ответом на потребности?  Средством защиты? Саморазвития, средой  комфорта? Как взаимодействуют друг  с другом разные культуры? Что  такое взаимодействие - обмен ценностями, подавление одной культуры другой? Проблемы взаимодействия России  и Европы, Японии и Америки,  Востока и Запада.

6. Чем обусловлены  отличия культур друг от друга?  Сливаются ли культуры в процессе  развития человека в одну или  множество культур всегда сохраняется?  Можно ли считать, что одни  культуры выше, а другие ниже? Или имеет смысл говорить о  сравнительной развитости одних  и тех же отраслей?

7. Какова структура  культуры? Каковы взаимосвязи отдельных  ее отраслей? Культурология должна  изучать смысл и причинно-следственные  связи между языком и политикой,  воспитанием детей и моралью  общества, религией и экономикой, национальным характером и религией.

8. Проблемой культурологии  является не только объяснение  устойчивых, повторяющихся, универсальных  явлений, но также и понимать  экстремальные, уникальные ситуации, возникающие в жизни народа. Например, кризисы, революции, выдающиеся  открытия в науке, возникающие  направления в философии, искусстве. 

9. Специфической  проблемой культурологии являются  процессы трансформации смыслов  и символов в культуре, формирование  и распад идеологии, рождение  новых идей в процессе диалога  между личностями, идейными группировками,  философскими течениями.

4. Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического  подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Предмет культурологии

Предмет культурологии  — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта  людей, который воплощается в  специфических нормах, законах и  чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии  на сегодняшний день в том, чтобы  учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости  от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную  и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

5. В России развитие философии культуры шло под влиянием идей европейской философии культуры, которые, однако, творчески переосмысливались российскими философами. С рубежа XIX–XX вв. можно уже с определенностью констатировать воздействие отечественной философско-культурной мысли на западную. В России развитие философии культуры обусловливалось не только западным интеллектуальным влиянием, но и глубокими корнями ее проблем в отечественной культуре.

   Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников и славянофилов в 30-60-е гг. XIX в. Своеобразным толчком к началу этих споров стало «Философское письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он поставил вопросы о роли России среди народов Запада и Востока, об оценке Петровских реформ, об отношениях российской и западной культур. Философия культуры западников (П.В. Анненкова, Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, С.М. Соловьева и др.) исходила из идеи единства человеческой цивилизации и общего пути ее развития. Россия рассматривалась западниками как европейская страна, отставшая в силу разных причин (географического положения на окраине Европы, татаромонгольского ига и т. д.) от других европейских стран на пути развития цивилизации. Образцом прогресса цивилизации для западников выступала Европа, и поэтому западники стремились всячески приблизить к ней Россию, полагая, что иначе она погрязнет в дикости и невежестве. В этом конспекте оценка западниками Петровских реформ была в целом положительной.

   В отличие  от западников, славянофилы (А.С.  Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Н.М. Языков и др.) отрицали единство  человеческой цивилизации и общего  пути ее развития. С их точки  зрения, культуры отдельных племен  и народов являются органическими  целостностями, чьи отличительные  особенности определяются присущей  каждой из них «народной душой». Русский народ и другие славянские  народы виделись славянофилам  именно такой самобытной цивилизацией, в основе которой лежит религиозно-нравственное  начало, сформированное православным  христианством.

   В то же  время на Западе, считали они,  господствует бездушное формально-юридическое  начало. Таким образом, Россия, по  мнению славянофилов, молодая культура, которой предстоит свой собственный  путь исторического и культурного развития. К реформам Петра i славянофилы относились в целом отрицательно, полагая, что они исказили свойства российской культуры. Возрождение этих свойств славянофилы считали возможным через религиозно-нравственное очищение и глубокое изучение истории народной культуры России, которая является хранилищем отечественной культурной самобытности.

   Во второй  половине XIX в. идеи славянофильства  получили развитие у «поздних  славянофилов», или «почвенников»  (А.А. Григорьева, Н.Н. Страхова, Ф.М.  Достоевского и др.). Главной темой  для них остается российская  самобытность, суть которой они  видят в христианском смирении.

   Историческая  миссия России – объединить  народы Европы в христианское  братство. Ресурсы для выполнения  этой миссии может дать исконно  русская культура простого народа («почва»), но не идеология интеллигентов,  «оторвавшихся от почвы». Поздние  славянофилы полагали, что постижение  национальной идеи возможно через  изучение национального искусства.  Теоретически обосновал взгляды  поздних славянофилов Н.Я. Данилевский  («Россия и Европа», 1869 г.). Он критиковал  идеи человечества, которое, по  его мнению, является понятием  отвлеченным и не имеет собственной  истории. Исторической реальностью  Н.Я. Данилевский объявил культурно-исторические  типы. Как и биологические организмы,  культурно-исторические типы находятся  в состоянии постоянной борьбы  с внешней средой и друг  с другом. В течение 1000–1500 лет  своего существования культурно-исторический  тип проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. Описать различия между культурно-историческими  типами можно, выделив четыре  «основы» (важнейшие формы человеческой  деятельности):

   1) религиозную;

   2) культурную (включающую науку и искусство);

   3) политическую;

   4) социально-экономическую.

   Н.Я. Данилевский  полагал, что в истории XIX в.  доминируют два культурно-исторических  типа:

   1) германо-романский  (европейский);

   2) славянский во главе с Россией.

   В конце  XIX – начале XX вв. в России появляется  целая плеяда замечательных философов:  В.С. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие,  Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А.  Флоренский и др. В их трудах  нередко затрагивались проблемы  философии культуры. Главные темы  размышлений – религиозные, духовные  основы различных типов культуры, философия искусства, новое осмысление  особенностей русской культуры, ее сходства и отличия от  культуры стран Европы.

   Русский «религиозно-философский ренессанс» характеризуется противоречивым сочетанием стремления оправдать традиции христианской культуры России и подчас довольно острой критикой этих традиций. События 1917 г. резко изменили ход отечественной истории, в т. ч. интеллектуальной и культурной. Философия культуры оказалась в условиях господства марксистского учения и диктата коммунистической идеологии. Другая группа ученых, эмигрировавших из России (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и др.), создала евразийскую концепцию, рассматривающую Россию как самобытную евроазиатскую цивилизацию, но не европейскую и не азиатскую.

6. Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре? 

 Чтобы ответить  на этот вопрос, необходимо, прежде  всего, выяснить, какое содержание  вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме  и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл, включает в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:

Информация о работе Культурология. Основные понятия