Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:05, реферат
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
1.Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Само название «культурология» появилось сравнительно недавно, в начале XX в. До этого времени науки о культуре имели разные названия: философия культуры, культуроведение, культурная антропология, этнология, мировая художественная культура, искусствоведение и т.д. Представитель английского эволюционизма Эдвард Тайлор в своей книге «Первобытная культура» одну из глав назвал «Наука о культуре», а немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн говорил о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека.
В разные периоды 
познание культуры как целостности 
включалось в философию, социологию, 
историю, антропологию. Эти родственные 
связи культурологии 
Но самая значительная 
роль в обосновании культурологии 
как науки принадлежит 
2. Проблема - это некое противоречие межу уверенностью и сомнением, очевидным и неопределенным.
1. Как происходит 
переход от естественного "
2. Все явления 
культуры каким-то образом 
3. Культура устойчива, инертна. Устоявшиеся привычки нелегко меняются. Как и почему происходят в таком случае изменения в культуре?
4. Почему одни 
культуры растут, развиваются, обогащаются, 
а другие распадаются? В чем 
причина расцвета и упадка? Чем 
обусловлены их болезни и 
5. Культура относится 
к классу сложных, автономных, 
саморазвивающихся систем. Она взаимодействует 
с другими системами - природой, 
биосферой. Какова основная 
6. Чем обусловлены 
отличия культур друг от друга?
7. Какова структура 
культуры? Каковы взаимосвязи отдельных 
ее отраслей? Культурология должна 
изучать смысл и причинно-
8. Проблемой культурологии 
является не только объяснение 
устойчивых, повторяющихся, универсальных 
явлений, но также и понимать 
экстремальные, уникальные 
9. Специфической 
проблемой культурологии 
4. Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
Предмет культурологии
Предмет культурологии 
— исследование феномена культуры 
как исторически-социального 
5. В России развитие философии культуры шло под влиянием идей европейской философии культуры, которые, однако, творчески переосмысливались российскими философами. С рубежа XIX–XX вв. можно уже с определенностью констатировать воздействие отечественной философско-культурной мысли на западную. В России развитие философии культуры обусловливалось не только западным интеллектуальным влиянием, но и глубокими корнями ее проблем в отечественной культуре.
Важнейшим этапом становления российской философии культуры стали споры западников и славянофилов в 30-60-е гг. XIX в. Своеобразным толчком к началу этих споров стало «Философское письмо» П.Я. Чаадаева, в котором он поставил вопросы о роли России среди народов Запада и Востока, об оценке Петровских реформ, об отношениях российской и западной культур. Философия культуры западников (П.В. Анненкова, Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева, С.М. Соловьева и др.) исходила из идеи единства человеческой цивилизации и общего пути ее развития. Россия рассматривалась западниками как европейская страна, отставшая в силу разных причин (географического положения на окраине Европы, татаромонгольского ига и т. д.) от других европейских стран на пути развития цивилизации. Образцом прогресса цивилизации для западников выступала Европа, и поэтому западники стремились всячески приблизить к ней Россию, полагая, что иначе она погрязнет в дикости и невежестве. В этом конспекте оценка западниками Петровских реформ была в целом положительной.
   В отличие 
от западников, славянофилы (А.С. 
Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, 
братья К.С. и И.С. Аксаковы, 
Н.М. Языков и др.) отрицали единство 
человеческой цивилизации и 
   В то же 
время на Западе, считали они, 
господствует бездушное 
   Во второй 
половине XIX в. идеи славянофильства 
получили развитие у «поздних 
славянофилов», или «
   Историческая 
миссия России – объединить 
народы Европы в христианское 
братство. Ресурсы для выполнения 
этой миссии может дать 
1) религиозную;
   2) культурную 
(включающую науку и искусство)
3) политическую;
4) социально-экономическую.
   Н.Я. Данилевский 
полагал, что в истории XIX в. 
доминируют два культурно-
1) германо-романский (европейский);
2) славянский во главе с Россией.
   В конце 
XIX – начале XX вв. в России появляется 
целая плеяда замечательных 
   Русский «религиозно-философски
6. 
Чаще всего изложение содержания той или 
иной науки в учебном курсе вуза начинают 
с выяснения содержания понятия, которым 
обозначается эта наука. Термин "культурология" 
состоит из сочленения двух слов: латинского 
cultura – культура и греческого logos – наука, 
знание, т.е. означает буквально "наука 
о культуре". Однако культуру как специфическое 
социальное явление изучают многие науки, 
такие, в частности, как философия культуры, 
социология культуры, психология культуры, 
теория и история культуры, искусствоведение, 
антропология и др. Поэтому возникает 
резонный вопрос: какое место в системе 
социально-гуманитарного знания занимает 
культурология, в чем заключается ее своеобразие 
по отношению к другим наукам о культуре? 
 Чтобы ответить 
на этот вопрос, необходимо, прежде 
всего, выяснить, какое содержание 
вкладывается в понятие "