Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:02, реферат
С 1991 года, после распада СССР перед учеными встал
злободневный вопрос, касающийся диалога цивилизаций. Как
известно, после Второй мировой войны многие политические
проблемы рассматривались на основе двухполюсной мировой
модели. «Западный мир», ведомый Соединенными Штатами, был
втянут в широкомасштабное противостояние с «Восточным
блоком», ведомым Советским Союзом.
столкновении, глобальном “настоящем столкновении” между
Цивилизацией и варварством, великие мировые цивилизации,
обогащенные своими достижениями в религии, искусстве,
литературе, философии, науке, технологии, морали и сочувствии,
также должны держаться вместе, или же они погибнут поодиночке.
Международный порядок, основанный на цивилизациях, является
самой надежной мерой предупреждения мировой войны.
Баланс влияния между цивилизациями смещается:
относительное влияние Запада снижается; растет экономическая,
военная и политическая мощь азиатских цивилизаций;
демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие
последствия для мусульманских стран и их соседей; не-западные
цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур.
При этом универсалистские претензии Запада все чаще приводят
к конфликтам с другими цивилизациями. Выживание Запада теперь
зависит от того, подтвердят ли вновь американцы свою западную
идентификацию и примут ли жители Запада свою цивилизацию как
уникальную, а не универсальную, а также их объединения для
сохранения цивилизации против вызовов не-западных обществ.
Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда, когда
мировые лидеры примут полицивилизационный характер
глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания.
Тем не менее, сегодня Ф. Фукуяма считает неверным тезис о
том, что взгляды его и Хантингтона — это два принципиально
отличающихся друг от друга взгляда на мировую политику. В
2007 г. Ф. Фукуяма в своей работе «Столкновение культур и
американская гегемония» еще раз пояснил, что он понимает под
термином «окончание истории». Речь идет о модернизации. Важно
помнить, подчеркивает он, что две крупнейшие страны мира —
Китай и Индия — на долю которых приходится более 40 %
населения земного шара, стремительно модернизируются и
интегрируются в мировую экономику. В отличие от Индии, Китай
преодолевает этот путь, будучи авторитарным государством.
Однако он принял основные правила игры, диктуемые
капитализмом. Связь
между модернизацией и
достаточно сложна. Тем не менее, существует целый ряд
функциональных причин, по которым управление сложным
современным обществом становится затруднительным, если
отсутствуют соответствующие механизмы обратной связи и
ответственности, т. е. демократия.
«Дело в том, что я не мог предположить сложившейся к
окончанию «холодной войны» ситуации, когда отсутствие рассудка
в действиях американцев способствовало бы утверждению
антиамериканизма в качестве принципиально отрицательного
направления глобальной политики. В дополнение к неспособности
разглядеть какие-либо препятствия на пути установления
стабильного демократического режима в Ираке администрация
Буша допустила несколько ключевых ошибок в отношении
использования силы». Таким образом, заторможенность процесса
общемировой либерализации, т.е. движения к концу истории,
философ объясняет грубыми просчетами администрации США,
прежде всего во внешней политике. То, что мы имеем сегодня,
отмечает Фукуяма, это ситуация, когда религия и до некоторой
степени национализм вновь стали играть существенную роль;
глобализация продолжает определять общее развитие, но при этом
находится под угрозой.
Таким образом, пытаясь каким-то образом объединить
взгляды американских политологов, можно сказать следующее:
Рыночная экономика и демократическая политическая система
стали для общества, стремящегося соответствовать требованиям
современного мира,
единственно возможной
каждое общество стремится к этому, и отнюдь не в каждом
обществе (по Хантингтону — цивилизации) могут быть созданы те
институты и механизмы, которые необходимы для
функционирования
демократии и капитализма.
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.
В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) супруги Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности обходиться вообще без денег».
Термин «Индустриальное общество» впервые прозвучал в работах Сен-Симона на рубеже XVIII—XIX веков, и примерно в то же время в работах А. Смита рассматривались экономические и социальные особенности развития общества, основанного на механизированном (индустриальном) товарном производстве. Широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 — 60-х гг. XX века в США (Арон, Ростоу, Белл и другие), когда с помощью неё решались даже прикладные задачи — организация на предприятиях и решение трудовых конфликтов.
В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды — теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.
Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наёмных работников (пролетариат). В качестве основных систем правил и принципов (кода) второй волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики (например Центральный банк), управления государством) .Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации — развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании — переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы (например, Великобритания превратилась в индустриальную страну к середине XIX века, а Франция — в начале 20-х гг. XX века). В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX — начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсированно.
Столкновение первой и второй волны привело к гражданской войне в США, революции 1917 года в России, реставрации Мэйдзи в Японии[4].
В конце XX века индустриальное
общество переходит к
Информация о работе Культурология о будущем цивилизации (или цивилизаций)