Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:53, реферат

Описание работы

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Содержание

1 Введение
2 Культурология как наука
3 Современное понимание культурологии как науки
4 Основные этапы становления культурологического знания
5 Заключение
6 Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

Культурология как наука.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской федерации

ГОУ ВПО «Тамбовский Государственный  Технический Университет»

 

Кафедра АиАТ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По предмету: «Культурология»

На тему: «Культурология как наука»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы АХ 22 ЗУ

Ким Николай  Родионович

                                                                     Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2011

 

План

 

1 Введение

2 Культурология как наука

3 Современное понимание культурологии как науки

4 Основные этапы становления культурологического знания

5 Заключение

6 Список использованной литературы

 

Введение

 

Термин «культурология»  был предложен в 1949 году известным  американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой  научной дисциплины как самостоятельной  науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной  на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии  — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом  познания с момента возникновения  философии, оформление культурологии  как специфической сферы гуманитарного  знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление  диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно»  развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для  чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

  1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:
  2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»
  3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи
  4. Дать современное понимание культурологии
  5. Описать основные этапы становления культурологического знания

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

Культурология — область  знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический  человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия  производства, средства существования,  материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного  поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем  основной является технологическая, а  остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал  общий закон развития культуры: «Культура  движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как  возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология  связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и  культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет  культурологии - закономерности становления  и развития различных субъектов  культуры, сущность и содержание процессов  сохранения, трансляции, освоения и  изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого  социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации  жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и  процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат  и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического  познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы  культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

  1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
  2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
  3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
  4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
  5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

  1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
  2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
  3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
  4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
  5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
  6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
  7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
  8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

Задачи культурологи:

  1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
  2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
  3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

Методология культурологии  выделяет одну, основную задачу культурологии  как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

1..Современное понимание  культурологии как науки

 

В 20 веке культурология конституируется  как самостоятельная наука, стоящая  вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры. связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Ведь сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания или в отдельных культурологических дисциплинах, под сильнейшим воздействием философии. С другой стороны, методы конкретно- культурологических исследований подчас воспринимаются философией и используются при решении чисто философских вопросов. Немаловажно и то, что философия и теория культуры весьма часто соприсутствуют и тесно переплетаются в творчестве многих ученых.

Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая  теория культуры, принадлежавшая Хейзинге, который считает игру основой  и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.

Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких слоях – коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры. важнейшей является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные ценности, не подлежащие критике.

П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации (социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из которых есть самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип.

Информация о работе Культурология как наука