Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:40, реферат
Целью данной работы является выяснить, что собой представляет наука культурология, как она определяется специалистами, на какие смысловые разделы подразделяется и, самое главное, ответить на вопрос: как данная наука может помочь быть востребованным специалистом и понимать суть процессов, происходящих в культурной области.
ВВЕДЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "КУЛЬТУРА" В РОССИИ
МНОЖЕСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
Введение
Происхождение слова "культура" в России
Множество определений культуры и культурологии
Культурология и гуманитарные науки
Учение о внутренней структуре культуры
Культурологические школы
Заключение
Список использованной литературы
Прошло уже более десяти лет с момента, как дисциплина культурология стала неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, входя в государственный компонент блока "Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин" (ГСЭ), а дипломированные специалисты-культурологи и социальные работники, использующие культурологи, как прикладную науку, с успехом работают в различных сферах нашего общества, на сегодняшний день все еще не сложилось ясного, точного и однозначного представления как в научно-гуманитарной среде, так и в постсоветском российском обществе о том, что же это такое культурология - наука, область знания или учебная дисциплина.
Вполне закономерно, что студенты, еще в совсем недавнем прошлом - ученики и абитуриенты, в большинстве случаев имели весьма приблизительное, часто превратное мнение о сути данного предмета. Никакие рекламные проспекты, "Дни открытых дверей" не дают возможность более или менее адекватно отразить всю специфику культурологи, науки с которой предстоит сталкиваться на протяжении всей учёбы и дальнейшей работы.
Целью данной работы является выяснить, что собой представляет наука культурология, как она определяется специалистами, на какие смысловые разделы подразделяется и, самое главное, ответить на вопрос: как данная наука может помочь быть востребованным специалистом и понимать суть процессов, происходящих в культурной области.
Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - оно стало известно, как отмечает П.Я. Черных, лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году "Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов". Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, "хлебопашество, земледелие", во-вторых, "образованность". В предложенных толкованиях слова явственно проступала наследственная печать его латинского прародителя: как известно, "cultura" по-латыни - это "возделывание", "обработка", (от colô - "возделываю", "обрабатываю землю"), а также - "воспитание", "образование", "почитание". До указания Черных на "Карманную книжку." Ренофанца считалось, что лексема "культура" впервые была зарегистрирована в "Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемом Н. Кириловым" (СПб., 1845-1846. Вып.1-2) - в знаменитом словаре петрашевцев.
За год до выхода в свет
словаря Ренофанца, из определений
которого явствует, что слово "культура"
еще не вошло в сознание общества как научный
термин, как философская категория, в России
появилась работа, автор которой не только
обратился к понятию "культура", но
и дал ему развернутое определение и теоретическое
обоснование. Речь идет о сочинении академика
и заслуженного профессора Императорской
Санкт-петербургской медико-хирургической
академии Данилы Михайловича Велланского
(1774-1847)"Основные начертания общей и
частной физиологии или физики органического
мира". Именно с данного натурфилософского
труда ученого-медика и философа-шеллингианца
следует вести отсчет не только введению
в научный обиход термина "культура",
но и становлению собственно культурно-философских
идей в России. "Природа, возделанная
духом человеческим, есть Культура, соответствующая
Натуре так, как понятие сообразно вещи.
Предмет Культуры составляют идеальные
вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия.
Деяния в Культуре производятся с сосведением,
произведения в Натуре происходят без
сосведения. Посему Культура есть идеального
свойства, Натура имеет реальное качество.
- Обе, по их содержанию, находятся параллельными;
и три царства Натуры: ископаемое, растительное
и животное, соответствуют областям Культуры,
заключающим в себе предметы Искусств,
Наук и Нравственного Образования"1.
Конечный вывод, к которому приходит философ,
следующий: "Вещественным предметам
Натуры соответствуют идеальные понятия
Культуры, которые, по содержанию их знаний,
суть телесного качества и душевного свойства.
Объективные понятия относятся к исследованию
физических предметов, а субъективные
касаются происшествий духа человеческого
и эстетических его произведений". Противопоставление-
Философская терминология в русском языке 30-х годов XIX века еще не установилась: в неуклюжих и трудночитаемых словоформах Велланского "с сосведением" и "без сосведения" не так-то легко современному читателю угадать такие категории немецкой классической философии, как "сознательное" и "бессознательное". Наивный параллелизм "трех царств материальной природы" и трех ипостасей культуры не может не вызвать сегодня улыбки, но нельзя забывать, когда, в каком научном и литературном контексте создавалась работа Велланского. Не только в момент написания, но и еще два десятилетия спустя слово "культура" не станет общепринятым в России, не говоря ухе о том, что не будет осознанно как философский термин. Само употребление его еще в 50-е годы будет рассматриваться как нарушение языковой нормы.
Таковым оно значится, например, в "Памятном листке ошибок в русском языке" Ивана Покровского, опубликованном в "Москвитянине" за 1853 год. Использованное одним из авторов "Отечественных записок" выражение "действовать на природу культурою" требовало, по убеждению составителя "Памятного листка.", стилистической правки. "Понятие, заключающееся в слове культура, - писал Покровский, - выражается удовлетворительно словом: возделывание". Даже в "Толковом словаре живого великорусского языка" (1863-1866,2-е изд.1887)" В.И. Даля (1801-1872) лексема "культура" выступала с пометой "фрнц" - то есть французское слово; в качестве первого его толкования приводились слова "обработка и уход, возделывание, возделка", и лишь как второе значение - "образование, умственное и нравственное"2.
Итак, следует не только признать за автором "Основных начертаний общей и частной физиологии." приоритет введения категории "культура" в научный обиход, но и подчеркнуть, что апробированный им термин еще в течение двух, если не трех, десятилетий не получит широкого хождения в России, и не господствовавший в обществе "пуризм" тому помеха: ведь "панталоны, фрак, жилет" привились тогда на русоязычной почве, невзирая на все протесты староверов и ревнителей "чистоты языка".
Любопытно также толкование, какое позднее дал слову "культура" Н.К. Рерих (1874-1947). Художник не раз называл Культуру "почитанием Света", а в статье "Синтез" даже разложил лексему на части: "Культ" и "Ур". "Культ, - размышлял художник, - всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь"3. Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции "Культ света" (просветительский смысл) и в сопряжении с восточным мистицизмом. В перекрестных лучах европейского Просвещения и религиозного света слово "культура" заиграло многими оттенками смысла - так же, как почти столетие назад под пером Гоголя "высветлились" разные значения слова "просвещение". Великий писатель и религиозный мыслитель XIX века предвосхитил трактовки культуры, которым было суждено родиться в философских, научных и художественных спорах нового времени.
В 20-е годы XX века Андрей Белый
пытался осмыслить причины
культура школа ия
Культурология объединяет теоретический и исторический пути изучения культуры. Её определяют, например, как "комплекс наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования".
На Западе это предложение - создать особую науку о культуре - не принято. Культура там изучается в границах антропологии. Именно антропология и является источником культурологии как науки.
Однако познание всегда начинается с фиксации и рассмотрения отдельных явлений. Тогда предметом культурологии на уровне действительности в первом приближении будет "сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования процессов жизнедеятельности людей"5. Современное значение термина "культура" весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п. - "культура Древней Руси", "культура античного мира", "Запад" или "западная культура", "Восток" или "культура Востока" и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином "культура" обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале. Такую культуру обозначают термином "локальная культура".
На Западе культура, как уже сказано, изучается комплексом антропологических дисциплин. Один из основоположников западной антропологии этнограф, этнолог и антрополог Э.Б. Тайлор (Тэйлор) в 1871 г. опубликовал книгу "Первобытная культура", классическую работу по антропологии, в которой первая глава назвалась "Наука о культуре", вторая - "Развитие культуры".Э.Б. Тайлор предложил понимать культуру как "целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усваиваемые человеком как членом общества".
В бывшем СССР культуру в
течение долгого времени
Отмеченное многообразие определений культуры появляется как неизбежное следствие её сложности. Ведь бесконечно сложный объект сдержит бесконечно большое количество аспектов, сторон, граней и т.п., каждая из которых приобретает особое значение в определённой познавательной ситуации. Познавательная ситуация задаётся научной школой, к которой принадлежит исследователь, его мировоззрением и менталитетом, конкретным социальным и историческим контекстом. В фиксированной познавательной ситуации первостепенную важность приобретает необходимость решить вполне определённую конкретную проблему; при этом культура исследуется приёмами, используемыми определённой научной школой на данном этапе истории. Тогда и возникают различные определения культуры. Каждое из них выдвигает в качестве важнейшего какой-то аспект или грань культуры, каждое содержит часть истинного знания о культуре.
Поэтому иногда предлагается
все или большую часть
По-видимому, выработать единственное абсолютно истинное определение культуры невозможно, поскольку культура является характеристикой (параметром, стороной, "срезом") бесконечно сложного феномена - общества в его взаимодействии с человеком и природой. Именно бесконечная сложность предопределяет и потенциально бесконечное множество познавательных ситуаций, в каждой из которых вновь и вновь возникает необходимость соответствующих определений культуры.
С этой точки зрения выгодно отличается от других следующее определение: культура - это "процесс, результат и поле реализации человеческих потенций в текущий период времени". Данное определение акцентирует динамический аспект, процессуальную природу культуры: культура должна рассматриваться именно как процесс. Этот процесс в названном определении имманентен человеку. Определение культуры через реализацию потенций человека напрямую связывает культуру как процесс с деятельностью: потенции (способности, таланты, задатки.) реализуются только в деятельности, посредством деятельности
Культура каждому конкретному человеку и даже обществу в целом задаёт смысл его жизни и поступков, и в этом - одна из важнейших сторон её регулирующей, направляющей функции. Например, в средневековой Европе для большинства людей актуальной культурой задавался вполне определенный, религиозно направленный смысл жизни. В бывшем СССР его официальная, государственно насаждаемая культура навязывала всем советским людям в качестве смысла жизни построение коммунистического общества.