Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Данная тема актуальна, потому что культура создается, культуре обучаются, поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2
Предмет, цели и задачи культурологи …………………………………….. 3-6
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология…………………………………… 7
Культурология и история культуры ………………………………………. 8-9
Заключение …………………………………………………………………. 10
Список используемой литературы ………………………………………... 11

Работа содержит 1 файл

культурология uuuu.docx

— 27.14 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 2 

Предмет, цели и  задачи культурологи …………………………………….. 3-6

 

Культурология и философия культуры, социология культуры,                   культурная антропология…………………………………………………… 7 

Культурология и история культуры ………………………………………. 8-9 

Заключение …………………………………………………………………. 10 

Список используемой литературы ………………………………………... 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         Культура исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

     Понятие культуры также употребляется для  характеристики материального и  духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических  формаций, конкретных обществ, народностей  и наций, а также специфических  сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

     В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века, более или менее сходные представления  могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в пайдейе, то есть воспитанности, главное свое отличие от некультурных варваров.

     Слово культура стало ассоциироваться  скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В  эпоху Возрождения под совершенством  культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а  в дальнейшем идеалу просветителей.

     Данная  тема актуальна, потому что культура создается, культуре обучаются, поскольку  она не приобретаемая биологическим  путем, каждое поколение воспроизводит  её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. 
 
 

Предмет, цели и задачи культурологи. 

     Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное  варварскому. Само слово культура переводится  с латыни как возделывание, обработка  и первоначально служило для  характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие культура концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.

     Толчком к возникновению собственно культурологии  послужило неверие в идею направленного  поступательного прогресса, отожествляемого  с появлением новых технических  средств, развитием науки и просвещения.

     Сомнение  в идеи механического, предопределенного  прогресса создало предпосылки  для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений. Специфическое  понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления  и специфического видения мира. В  своем поиске иррационального, духовного  романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в  характере, быте, способах существования  и деятельности народа.

     Именно  в недрах национальной философии  зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает  общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные  законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.

     История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а  как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как  последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность  осуществления такого процесса в будущем.

     Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений. Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как  описание непрерывного исторического  процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку  исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.

     Если  основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и  выявление основного (общего) закона развития человечества, то перед культурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих сил и  особенностей развития каждой отдельной  культуры.

     Наиболее  важная особенность культурологии  заключается в том, что она  допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального  организма. Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.

     Культура  не существует вне человека. Она  изначально связана с человеком  и порождена тем, что он постоянно  стремится искать смысл своей  жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

     Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться  таковым. Образование, воспитание- это  ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения  к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

     Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений  и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

     Осваивая  накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад  в культурный слой.

     Основная  задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.

     Культура  не существует вне человека. Она  изначально связана с человеком  и порождена тем, что он постоянно  стремится искать смысл своей  жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

     Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться  таковым. Образование, воспитание- это  ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения  к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

     Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений  и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

     Осваивая  накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад  в культурный слой.

     Процесс социализации- это непрерывный процесс  овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.

     Культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются:

  1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
  2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода - два полюса, два борющихся начала.
  3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

     Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

     Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером.

     Социология  кльтуры – это наука, расматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами  и институтами применительно  к конкретно – историческим ситуациям, взаимоотношения общества и культуры в целом. Социология культуры относится  к социологической теории среднего уровня.

     Культурная  антропология – наука о культуре как совокупность материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощёном понимании культурная антропологтя занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная десциплина сформировалась в конце XIX века в основном в США. Основные представители: Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А. Р. Радклиф-Браун, Э. Б. Тайлор, М. Мосс, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Культурология и история культуры.

     Истори  куоьтуры теснейшим образом связана  с культурологией. Эти связи носят  многоаспектный и системный характер.

     Современные историко-культурные иследования ведутся  на основе последних разработок в  области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.

     Надо  отметить, что история культуры всегда выступала как практически неисчерпаемый  запас фактического материала для  культурологического познания.

     Культурология осуществляет функцию осмысления этого  материала, его систематизации, моделирование  процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельныхнародов, цивилизаций и всего человечества.

     Кроме того,сами историко-культурные иследования, ведущиеся по какой либо проблематике, зачастую порождают перспективные  культурологические теории, научные  подходы.

     В качестве примеров можно привести игровую  теорию культуры, разработанную историком  и искусствоведом Й. Хейзинга, при изучении культуры позднего европейского Средневековья, исследования ментальностей, начатые французкими историками школы «Анналов» и давшие начало новой культурологической дисцеплине – исторической антропологии.

     Работы  исторической школы в культурной антропологии, которая на обштрном этнаграфическом материале обоснавала теорию акультурации (культурного взаимодействия).

     Таким образом, в системе нынешних культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической  культурологией и другими культурологическими  дисцеплинами.

     Одной из важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.

       Есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории. К. выявляет соотнесенность культуры с историей общества, фиксирует специфику ее собственных этапов, логику их последовательных смен.

       Мировая культура зарождалась  и развивалась в ряде очагов. Европейская культура многими  сущностными сторонами обязана  античности, потому средневековье,  новое и новейшее время в  осмыслении культуры постоянно  возвращаются к античным истокам.  В то же время каждая из  последующих эпох, реагируя на  изменения общественного бытия  и сознания, рождает свои нормы  культуры, методы их освоения, осмысления; иногда эти процессы протекают  с болезненной остротой. Современная  К. много внимания уделяет культурам  внеевропейским (т. н. “восточным”,  африканским, латиноамериканским  и пр.), признавая за ними как  собственную специфику, так и  глубинное онтологическое родство  всех проявлений культуры. Процесс  взаимного влияния генетически  различных культур протекает  ныне весьма интенсивно, ряд принципов,  процессов, явлений, разных по  происхождению, включаются в общекультурное  достояние.

Информация о работе Культурология как наука