Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:34, контрольная работа
Данная тема актуальна, потому что культура создается, культуре обучаются, поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.
Введение …………………………………………………………………….. 2
Предмет, цели и задачи культурологи …………………………………….. 3-6
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология…………………………………… 7
Культурология и история культуры ………………………………………. 8-9
Заключение …………………………………………………………………. 10
Список используемой литературы ………………………………………... 11
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..
2
Предмет, цели и задачи культурологи …………………………………….. 3-6
Культурология
и философия культуры, социология
культуры,
культурная антропология………………………………………………
Культурология
и история культуры ……………………………………….
8-9
Заключение ………………………………………………………………….
10
Список используемой
литературы ………………………………………...
11
Введение.
Культура исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.
Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).
В
более узком смысле термин культура
относят только к сфере духовной
жизни людей. Хотя само слово культура
вошло в обиход европейской социальной
мысли лишь со второй половины XVIII века,
более или менее сходные
Слово
культура стало ассоциироваться
скорее с признаками личного совершенства,
в первую очередь религиозного. В
эпоху Возрождения под
Данная
тема актуальна, потому что культура
создается, культуре обучаются, поскольку
она не приобретаемая биологическим
путем, каждое поколение воспроизводит
её и передает следующему поколению.
Этот процесс является основой социализации.
Предмет,
цели и задачи культурологи.
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово культура переводится с латыни как возделывание, обработка и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие культура концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.
Сомнение
в идеи механического, предопределенного
прогресса создало предпосылки
для принципиально новых
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.
История
в культурологии предстает не
как исходная руководящая идея, а
как проблема. Под вопрос ставятся
и само понимание истории как
последовательного
Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений. Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.
Если
основной задачей историзма является
изучение движущих сил истории и
выявление основного (общего) закона
развития человечества, то перед культурологией
стоит множество более
Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального организма. Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой
человек, взрослея прежде всего овладевает
той культурой, которая уже была
создана до него, осваивает социальный
опыт, накопленный его
Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой
человек, взрослея прежде всего овладевает
той культурой, которая уже была
создана до него, осваивает социальный
опыт, накопленный его
Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.
Культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются:
Эти
и другие противоречия составляют не
только сущностную характеристику культуры,
но и являются источником ее развития.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.
Философия культуры – система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, прямо не опирающихся на эмпирические факты. Термин введен немецким романтиком А. Мюллером.
Социология
кльтуры – это наука, расматривающая
строение и функционирование культуры
в связи с социальными
Культурная
антропология – наука о культуре как совокупность
материальных объектов, идей, ценностей,
представлений и моделей поведения во
всех формах её проявления и на всех исторических
этапах её развития. В упрощёном понимании
культурная антропологтя занимается изучением
поведения человека и результатов его
деятельности. Как самостоятельная десциплина
сформировалась в конце XIX века в основном
в США. Основные представители: Ф. Боас,
Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Малиновский, А. Р.
Радклиф-Браун, Э. Б. Тайлор, М. Мосс, Л. Леви-Брюль,
К. Леви-Стросс.
Культурология и история культуры.
Истори куоьтуры теснейшим образом связана с культурологией. Эти связи носят многоаспектный и системный характер.
Современные историко-культурные иследования ведутся на основе последних разработок в области теории культуры, социологии культуры, культурной динамики.
Надо
отметить, что история культуры всегда
выступала как практически
Культурология
осуществляет функцию осмысления этого
материала, его систематизации, моделирование
процессов, протекавших в социальной
и культурной истории отдельныхнародов,
цивилизаций и всего
Кроме того,сами историко-культурные иследования, ведущиеся по какой либо проблематике, зачастую порождают перспективные культурологические теории, научные подходы.
В качестве примеров можно привести игровую теорию культуры, разработанную историком и искусствоведом Й. Хейзинга, при изучении культуры позднего европейского Средневековья, исследования ментальностей, начатые французкими историками школы «Анналов» и давшие начало новой культурологической дисцеплине – исторической антропологии.
Работы
исторической школы в культурной
антропологии, которая на обштрном
этнаграфическом материале
Таким образом, в системе нынешних культурологических наук существует плодотворное сотрудничество между историей культуры, теоретической культурологией и другими культурологическими дисцеплинами.
Одной из важнейших сфер является создание исторических типологий культуры.
Есть неотъемлемая часть системы культурологических знаний. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории. К. выявляет соотнесенность культуры с историей общества, фиксирует специфику ее собственных этапов, логику их последовательных смен.
Мировая культура зарождалась
и развивалась в ряде очагов.
Европейская культура многими
сущностными сторонами обязана
античности, потому средневековье,
новое и новейшее время в
осмыслении культуры постоянно
возвращаются к античным