Культурология и культура. Культура и жизнь общества. Социокультураная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Культура в Средние века мыслится как нечто пребывающее в случайной по отношению к ней среде. Со свойственным ему складом ума средневековый человек, изолировав культуру от ее носителя, гипостазировал понятие культуры и трактовал ее проявления как самостоятельные элементы исторической жизни, отличающиеся от прочих своей большей устойчивостью.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 29.67 Кб (Скачать)

    Можно сказать,  что  мораль  держится  на  трех важнейших основаниях.

    Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые  сложились в данном  обществе, в среде данного класса, социальной  группы.  Человек  усваивает  эти  нравы, традиционные  нормы  поведения,  которые  входят  в   привычку,   становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его  поведении,  мотивы которого при  этом формулируются следующим образом: "так  принято"  или  "так  не принято", "так все делают", "как люди, так и я",  "так  исстари  велось", "наши отцы и деды так поступали и мы  будем так же".  Важность  подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не  принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

    Во-вторых, мораль опирается на силу общественного  мнения, которое с  помощью одобрения  одних поступков и осуждения  других регулирует поведение  личности, приучает  ее  соблюдать  моральные  нормы.  Орудиями  общественного   мнения являются  с  одной  стороны,  честь,  доброе  имя,  общественное  признание, которые становятся следствием  добросовестного  выполнения  человеком  своих обязанностей, неуклонного  соблюдения им моральных норм данного  общества;  с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

    В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной  личности, на понимании  ею необходимости согласования личных и общественных  интересов.

    Этим  определяется добровольный выбор, добровольность  поведения,  что  имеет место  тогда, когда прочной основой  нравственной поведения личности  становится совесть. О реальности  названия  трех  обоснований  морали  говорит  вся  ее история. Зафиксировано  это и народной мудростью.  Ведь  недаром  говорят  об очень  плохом,  аморальном, безнравственном   человеке:  "Ни  стыда,  ни   совести".   Значит, общественное мнение на  него  не  действует,  а  совесть  неразвита.  Такого человека моралью не проймешь, приходится применять  более  жесткие  средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь  не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

    Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил  поведения и  является важным способом раскрытия  возможностей человека,  становления  и утверждения человеческой личности.

    Трудности  изучения  морали  обусловлены  тем,  что  они  связаны  с  очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические  отношения между людьми. Но эти  отношения  сформированы на  социальном  уровне,  там,  где  психические   переживания   связаны   с  представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что  у животных таких представлений  в  ясно  выраженной форме нет  и быть не  может,  ибо  моральные  отношения  -  это  психические  отношения более высокого социального  уровня, присущие только человеку.

    Сложности  возникают  и  тогда,  когда  мы  стремимся  локализовать  мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это  не  удается.  Дело  в том, что мораль обладает все  проникающей способностью, а не  локализована  в какой-то одной  области: науке, политике, производстве, семье и т.д.  Одно  и то же действие может оказаться моральным,  аморальным,  внеморальным  -  все зависит от  того,  выражает  ли  оно отношение человека  к действующей в обществе  системе ценностей.  Вообще  надо  сказать,   что   нравственность,   моральность   или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от  поступков  и  действий человека. Любой человек может на словах  наделять  себя  любыми  качествами . Больше того, он может искренне верить в то, о чем он  говорит.  Однако  лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение.

    Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый  человек, но и каждый класс, социальный  слой  и  социальная  группа  общества  всегда пытаются использовать мораль  в  идеологических  целях,  приспособить  ее  к своим интересам, оправдать  с ее помощью свой образ жизни.  

Раздел 3. Социокультурная динамика  

     Духовность  личности - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

     Произведения  литературы и искусства воспитывают  чувства, помогают глубже познать и  понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это  человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить  жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются  в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления  о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они  развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка  складывается под влиянием духовного  облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что  происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить  за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего  человека.

     .

 

Информация о работе Культурология и культура. Культура и жизнь общества. Социокультураная динамика