Культурология и культура. Культура и жизнь общества. Социокультураная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Культура в Средние века мыслится как нечто пребывающее в случайной по отношению к ней среде. Со свойственным ему складом ума средневековый человек, изолировав культуру от ее носителя, гипостазировал понятие культуры и трактовал ее проявления как самостоятельные элементы исторической жизни, отличающиеся от прочих своей большей устойчивостью.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 29.67 Кб (Скачать)

    Раздел 1. Культурология и культура.

Культура  в Средние века мыслится как нечто  пребывающее в  случайной по отношению  к ней среде. Со свойственным ему складом ума средневековый человек, изолировав культуру от ее носителя, гипостазировал понятие культуры и трактовал ее проявления как самостоятельные элементы исторической жизни, отличающиеся от прочих своей большей устойчивостью.

     Культура, с точки зрения средневекового человека, не творится, но «открывается» подобно материальным предметам, причем, как и они, она может передаваться из одних рук в другие, перевозиться из страны в страну. Она понимается не как нечто локальное, созданное тем или иным этносом, а как нечто единое, обладателями которого являются все те, кто живет в этом лучшем из миров. Но единство культуры трактовалось совсем не так, как в античности. Если в античности на первый план выступал момент действенности и культура мыслилась как творчество и как процесс, то Средневековье понимало культуру как нечто ставшее, как результат деятельности, запечатленный в кодексах, овеществленный в определенных учреждениях, прежде всего университетах.

     «Вместилищем» культуры для средневекового человека являлся город, рыцарский замок  и в особенности монастырь, где  хранились и создавались рукописи, где сосредоточивалась тонкая прослойка  образованных людей, способных понять глубину мысли античных философов  и оценить по достоинству совершенство стихотворной формы античных поэтов.

     Подобное  понимание культуры было естественным следствием внедрения в массовое сознание на интуитивном уровне тех  идей, которые рождались мыслителями  Средневековья мимоходом, в процессе разработки богословской проблематики. Поэтому, не отказываясь от принципиального  вывода, сделанного выше, следует сказать  — эпоха Средневековья не была «черной дырой» в истории культурологической мысли, биение ее пульса не прекращалось, хотя вклад средневековых философов  в культурологическую науку несоизмеримо меньше того вклада, которые сделали  их греческие и римские предшественники.

     Одним из тех, кто внес свою лепту в осмысление культурологических проблем, был  Аврелий Августин (354—430) видный церковный деятель первых веков христианства, впоследствии причисленный к лику святых, за которым закрепился титул «учителя Запада», ибо он оказал колоссальное влияние на формирование не только средневековой, но и, в значительной степени, философской мысли последующих веков.

     Будущий епископ Гиппона (города в Северной Африке) был сыном небогатого римского чиновника, язычника по вероисповеданию, и христианки, которая сделала максимум возможного, что­бы воспитать его в христианском духе. Однако первое знакомство со Священным писанием не сделали Августина глубоко верующим христианином, тем более, что по настоянию отца, не разделявшего убеждений жены, он несколько лет посещал школу, где достаточно хорошо изучил философию и риторику, и не мог принять безоговорочно алогические мистические рассуждения ветхозаветных проро­ков, изложенные вульгарным языком. Из всех античных авторов в свои юношеские годы Августин выделял Цицерона, хотя был не чужд и идеям стоиков, почерпнутых им из трудов Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Приблизительно в тридцатилетнем возрасте он приезжает в Рим, где увлекается манихейством, но вскоре разочаровывается в нем, ибо оно не могло удовлетворять его мировоззренческие запросы. Вскоре он покидает Вечный город, погрязший в роскоши и распутстве, и переезжает в Медиолан (Милан), где под влиянием местного епископа Амвросия решает принять христианство. В этот период своей жизни он пишет ряд сочинений, в том числе трактаты: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «О бессмертии души» и другие, где сводит счеты со своей совестью и вырабатывает систему взглядов, ставшую впоследствии базисной для христианской патристики. Вскоре он возвращается на родину, где в 396 г. (в возрасте 42 лет) получает епископскую кафедру и пастырский посох. С этого момента до конца своей жизни он остается первым среди идеологов христианства, сделавшим чрезвычайно много для превращения этого вероучения в систему взаимодополняемых и непротиворечивых взглядов. Будучи одним из видных церковных иерархов, он ведет непримиримую борьбу против еретиков, предпринимает меры к распространению христианства в различных странах.

     Литературное  наследие Августина огромно. Список его работ насчитывает несколько  сотен названий. Современному читателю прежде всего известна его знаменитая «Исповедь», где излагается духовная автобиография Августина, рассказывающая о перерождении скептика и манихейца в глубоко верующего христианина. Следует отметить, что к жанру исповеди до Августина обращались Сократ (до нас дошла его «Апология», представляющая запись речи Сократа на суде над ним) и один из представителей позднего стоицизма, римский император Марк Аврелий, оставивший потомкам сочинение под названием «Наедине с собой», однако глубина самоанализа, откровенность, доходящая до предела и граничащая со страстью публичного морального самобичевания, приносящего не только страдание, но и радость искупления грехов, делает «Исповедь» епископа Гиппона совершенно уникальным произведением. Не будет большим преувеличением сказать, что не будь ее, не было бы «Истории моих бедствий» Пьера Абеляра, «Опытов» Ми­шеля Монтеня, «Исповедей» Жан-Жак Руссо и Льва Толстого, «Поэзии и правды» Иоганна Вольфганга Гёте, «Вчерашнего мира» Стефана Цвейга и других великих произведений, являющихся бле­стящими образцами исповедальной прозы.

     Однако  для истории культурологической мысли важен, прежде всего, широко известный  трактат Августина «0 граде Божьем». Это сочинение было написано им в 413—426 гг. под впечатлением разгрома Рима полчищами Алариха и по сути представляет собой теософию истории, где на фоне критики идеологических установок язычества и различных ересей дается изложение взглядов Августина на смысл и конечную цель существования человечества как рода. Историю, с точки зрения христианского идеолога, можно уподобить летящей стреле. Она имеет начало, конец и структурируется в соответствии с тем членением исторического процесса, который изложен в Библии. Периодов в истории человеческого рода, как это следует из 18 книги Августина, шесть, подобно тому как существует шесть возрастов жизни у каждого человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст и старость. Августин считает далеко не случайным совпадение количества дней, за которые Господь сотворил мир, и числа периодов исторического развития человечества, ибо в этом, по его мнению, проявляется провиденциализм верховного существа, руководствовавшегося в своей креативной деятельности единым планом. Первой исторической эпохой, пережитой человеческим родом, по мнению Августина, была эпоха, на­чавшаяся непосредственно от детей Адама и Евы и продолжавшаяся до потопа. Вторая совпадает с временным интервалом от потопа до патриарха Авраама. Третья — от Авраама до Исаака. Четвертая — от Иакова до выхода «племен израилевых» из Египта. Шестая, последняя историческая эпоха, утверждает Августин, началась с момента рождения Христа и будет длиться до его второго пришествия, когда свершится Страшный суд и каждый — от грешника до праведника — получит по заслугам.

     Историческая  периодизация Августина есть одновременно и историческая типологизация культуры, ибо, как совершенно справедливо отмечают практически все крупные медиевисты, для создателя «О граде Божьем» история не есть история монархий, как считали многие христианские теологи III—IV вв., а история государств, весьма отличающихся друг от друга своими качественными характеристиками.

     Говоря  о том вкладе, который внес Августин в создание базиса культурологической теории, следует остановиться еще  на одном моменте. Как отмечают все  исследователи его творчества, Августин, в отличие от многих других «отцов церкви», живших после него, был непримиримым противником сложившейся в период заката Римской империи системы экономических, политических и моральных отношений. В своих работах он неоднократно подчеркивал насильственный характер государственной власти. Государство Августин называл «великой разбойничьей организацией», римские города считал вертепами разврата, достойными участи Содома и Гоморры. Свое негативное отношение к цивилизации, являющейся формой сохранения и развития городской культуры, он обосновывал ссылками на то, что первый город был построен братоубийцей Каином точно так же, как братоубийцей Ромулом был основан Рим. Автор «Исповеди» и «О граде Божьем» осуждает ненасытное стремление к власти и богатству, эгоизм, чревоугодие, жажду чувственных наслаждений, корыстолюбие, отсутствие совести и стыда у тех, кто считает себя гражданами Великого города, носителями цивилизаторского начала. Им он противопоставляет тех, кто в поте лица своего добывает хлеб свой, кто молитвой, аскезой и добрыми делами доказывает свое право на вечную жизнь за гробом. «Вавилонской блуднице» (так неоднократно именует Августин Рим в своих трактатах) он противополагает град Божий, который в его понимании есть вселенская церковь, сообщество верующих во Христа людей, где отношения строятся между индивидами на основе любви, понимания, взаимной поддержки и уважения.

     Таким образом, в лице Августина Блаженного мы имеем первого критика основ  западной цивилизации, который с  позиций христианской морали обосновывает несовершенство существующего мира и культуры, господствующей в нем. 

Раздел 2. Культура и жизнь  общества

Нравственная  свобода личности.

Теория.

    Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется  прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру  развитости  нравственного сознания  и мировоззрения,  нравственных качеств, полноту и последовательность  их  проявления  в саморегуляции,  в поведении, общении и деятельности личности.

    Структуру нравственной культуры личности составляют:

    а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре;  чести  и т.д.;  нравственные  чувства  и  эмоции,  нравственная  воля,   нравственные ценности);

    б) развитость нравственного  мировоззрения  (нравственные  идеалы,  нормы  и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

    в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное  отношение к людям, сострадание, сочувствие,  справедливость,  совестливость,  доброта, честность, достоинство, чувство и понимание  долга, ответственность и др.);

    г) последовательное  проявление  нравственных  качеств,  соблюдение  норм  и  принципов морали.

    По  содержанию  нравственная  культура  личности  во  многом   совпадает   с нравственной  культурой  общества  или  группы.  Но  она  может  существенно отличаться от них субъективностью  осмысления  и  выражения,  доминированием тех  или  иных  нравственных  ценностей,  направленностью.   Так,   «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись  к  другим  людям так, как ты желал бы, что бы относились к  тебе». Оно может быть  выражено  и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает  данный  императив.

    Один  трансформирует  его  только  к  семейным  отношениям,   другой   -   к неофициальным  межличностным  отношениям, третий - к   профессионально-служебным. Таких вариантов может быть  достаточно  много.  Тем не  менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются,  остаются  понятными и востребованными.

    Отличие нравственной культуры личности от  культуры  общества  состоит  и  в том, что антикультурные,  безнравственные позиции,  поведение и проступки имеют место  прежде  всего у отдельного  человека.  Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или  поддаваясь  влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Мораль.

    Слово " нравственность " означает в  современном языке примерно то же самое,  что и мораль. Ведь этимологически термин "мораль" восходит к латинскому слову "mos" (множественное число "moris"), обозначающему "нрав", "moralis" – "нравственный". Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

    Мораль  возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных  сферах их жизни. Мораль считается одним  из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального  бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений  и интересов личности и общества.

    Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.                 

    Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно.  Существует  несколько десятков определенной морали, но чаще  всего  под  моралью  понимают  один  из основных способов нормативной регуляции  действий  человека  в  обществе,  а также особую форму общественного  сознания  и  вид  общественных  отношений.

    Мораль  по большому счету это  система  ценностей  характерная  определенному  человеку  и  обществу  в  определенный  момент  времени.  Мораль,  регулируя  человеческие отношения, опирается  не на силу государственной  власти,  а  на силу сознания, на убеждение. Термин «Мораль»  -  используют  как  отдельное нравственное практическое наставление,  нравоучение.  (Мораль  сей басни такова…)  Слова  «моральный»  и  «моральность»  применяют  скорее  как качественное определение поступка, в контексте  пристойно и достойно ли  это.

Информация о работе Культурология и культура. Культура и жизнь общества. Социокультураная динамика