Культурология и философия истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 14:23, реферат

Описание работы

Философско-исторический анализ человеческого общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи и этапы. Периодизация исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей, особенно с начала Нового времени. Наибольший след в философии истории оставили итальянский ученый Вико, французский мыслитель Кондорсе, а также Гегель и Маркс.

Одной из важнейших задач философии истории является исследование и раскрытие движущих сил истории, детерминизма общественных процессов и явлений. История представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором воедино связаны географические, материальные, духовные, социальные, политические и другие факторы.

Содержание

Введение 3

1. Понятие культурологии как науки и учебной дисциплины 4

2. История и философия истории 13

Заключение 20

Список использованной литературы: 22

Словарь ключевых понятий по теме 23

Работа содержит 1 файл

контр. культурология.docx

— 52.81 Кб (Скачать)

     Философская история. Этот вид подразумевает обращение к философской истории, когда исследователь при изложении материала руководствуется общими философскими принципами. Философская история, или философия истории, «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» - Гегель.

     Гегель определяет, что философия истории ищет некие  общие принципы в истории, которые  в свою очередь присущи всей мировой  истории. Среди таких принципов главенствующее место занимает разум. Под разумом немецким мыслителем понимаются закономерности развития исторического процесса. По его мнению, все действительное разумно и все разумное действительно. Разумно то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то же время действительно.

     Кроме того, по мнению Гегеля, философия истории наиболее точно отражает стремление народов  и государств к свободе, принося всевозможные жертвы. Одновременно философия истории позволяет рассматривать средства достижения свободы. Стремясь к осуществлению этой цели, данная наука изучает действительные истории людей, действия которых порождают потребности, страсти и интересы, которые играют доминирующую роль.

     Гегелем также выделяется задача философии истории, которая  заключается в выяснении того материала, в котором осуществляется разумная цель. В качестве такого материала выступает сам субъект со своими потребностями, который живет в том или ином государстве, потому государство также должно находиться в поле зрения философии истории, даже не смотря на то, что подробное изложение государства должно даваться в философии права.

     В 19 веке философия  истории получает полное научное  гражданство. В России огромный вклад в развитие философии истории посредством различного рода научных трудов, внесли такие крупные философы и историки, как Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И. Герье, Л.В. Карсавин, С.Л. Франк. По мнению Х. Раппорта, философия истории находилась в центре внимания всех великих мыслителей - Вико, Гердера, Канта, Маркса и многих других, рефлексировавших над судьбами человечества, над перспективами его развития.

     Так, Раппортом выделялось два значения философии истории – теоретическое и практическое. С позиции теоретического аспекта, философия истории удовлетворяет в должной степени позиции людей в теоретическом осознании исторического процесса путем предоставления необходимого условия научности всякой истории. Говоря о практическом значении философии истории, необходимо отметить, что оно заключается в непосредственном практическом влиянии на жизнь людей, на принятие ими тех или иных политических решений. Все люди нуждаются в реализации потребности знать к чему идет человечество, ответ на этот и многие другие вопросы как раз и дает философия истории.

     Таким образом, одни онтологи большую часть своего внимания уделяют бытию исторического процесса, а другие гносеологи - теоретической реконструкции исторического прошлого. При этом гносеологию и онтологию нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Теория познания без объекта познания перестает быть теорией, так как без исследования практической деятельности людей, без анализа общественных отношений, без выяснения смысла и цели человеческого общества она не может претендовать на научную теорию, то есть без объекта познания, нет теории познания. Поэтому предметом философии истории являются как гносеологические, тек и онтологические проблемы. Она их рассматривает в единстве, во взаимной связи, хотя может с целью более глубокого их изучения анализировать их отдельно друг от друга.

 

    Заключение 

     Взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся  методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений  исследования. Культурология — область знания, возникшая на стыке философии культурологии. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения культурологии. В отличие от философии культурологии, обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

     Философия истории  исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и  многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. Она  дает теоретическую реконструкцию  исторического прошлого, устанавливает  истинность исторических фактов и событий.

     Философия истории  не может развиваться без использования  достижений исторической науки. Она  не может делать научные обобщения  без знания конкретных фактов и конкретной действительности. Поэтому она постоянно  должна обращаться к результатам  исторической науки. Но и историческая наука нуждается в философии  истории, так как благодаря ней получает мощный методологический инструмент познания и изучения исторического прошлого.

     Формирование философии  истории процесс трудный и  сложный, в ходе которого проявлялись  различные позиции ученых. Одни отвергали  её, обвиняя в спекулятивности  и схоластике, другие защищали. Определенный скептицизм сохранился и в настоящее  время, но он пройдет, ибо нельзя игнорировать тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом прочтении своей истории, своего социума.

 

     

     Список  использованной литературы 

  1. Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 2007;
  2. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия». - М.:Логос, 2008;
  3. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс - Энциклопедия, 2007;
  4. Культурология. ХХ век: Словарь. СПб.,2005;
  5. Культурология: Учебник./ Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005;
  6. Миронова Я. Ясперс // Современная западная философия: словарь. - М., 2007;
  7. Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие М., 2007;
  8. Радугин А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие М., 2005;
  9. Спиркин А.Г. «Основы философии» М.:Политиздат,2008;
  10. Философия: курс лекций. - М.: Юристъ, 2005;
  11. Философия истории. / Сост. Ю. А. Кимелев. - М.: Аспект Пресс, 2007;
  12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Алейтея, 2009.

 

    Словарь ключевых понятий  по теме 

     Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

     Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

     Европоцентризм – историко-культурная и геополитическая концепция, постулирующая и обосновывающая особые статус и значение западноевропейских ценностей в мировом цивилизованном и культурном процессах.

     Рефлексия - принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

     Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

     Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

     Схоластика – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

     Формация – определенная ступень, стадия в развитии чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь (напр. общества), присущие данной ступени, стадии развития

     Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

     Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Информация о работе Культурология и философия истории