Философская
история. Этот вид подразумевает обращение
к философской истории, когда исследователь
при изложении материала руководствуется
общими философскими принципами. Философская
история, или философия истории, «означает
не что иное, как мыслящее рассмотрение
ее» - Гегель.
Гегель определяет,
что философия истории ищет некие
общие принципы в истории, которые
в свою очередь присущи всей мировой
истории. Среди таких принципов главенствующее
место занимает разум. Под разумом немецким
мыслителем понимаются закономерности
развития исторического процесса. По его
мнению, все действительное разумно и
все разумное действительно. Разумно то,
что необходимо и закономерно, а то, что
необходимо и закономерно, в то же время
действительно.
Кроме того, по мнению
Гегеля, философия истории наиболее
точно отражает стремление народов
и государств к свободе, принося всевозможные
жертвы. Одновременно философия истории
позволяет рассматривать средства достижения
свободы. Стремясь к осуществлению этой
цели, данная наука изучает действительные
истории людей, действия которых порождают
потребности, страсти и интересы, которые
играют доминирующую роль.
Гегелем также выделяется
задача философии истории, которая
заключается в выяснении того
материала, в котором осуществляется разумная
цель. В качестве такого материала выступает
сам субъект со своими потребностями,
который живет в том или ином государстве,
потому государство также должно находиться
в поле зрения философии истории, даже
не смотря на то, что подробное изложение
государства должно даваться в философии
права.
В 19 веке философия
истории получает полное научное
гражданство. В России огромный вклад
в развитие философии истории посредством
различного рода научных трудов, внесли
такие крупные философы и историки, как
Н.И. Кареев, В.М. Хвостов, В.И. Герье, Л.В.
Карсавин, С.Л. Франк. По мнению Х. Раппорта,
философия истории находилась в центре
внимания всех великих мыслителей - Вико,
Гердера, Канта, Маркса и многих других,
рефлексировавших над судьбами человечества,
над перспективами его развития.
Так, Раппортом выделялось
два значения философии истории
– теоретическое и практическое. С позиции
теоретического аспекта, философия истории
удовлетворяет в должной степени позиции
людей в теоретическом осознании исторического
процесса путем предоставления необходимого
условия научности всякой истории. Говоря
о практическом значении философии истории,
необходимо отметить, что оно заключается
в непосредственном практическом влиянии
на жизнь людей, на принятие ими тех или
иных политических решений. Все люди нуждаются
в реализации потребности знать к чему
идет человечество, ответ на этот и многие
другие вопросы как раз и дает философия
истории.
Таким образом, одни
онтологи большую часть своего внимания
уделяют бытию исторического процесса,
а другие гносеологи - теоретической реконструкции
исторического прошлого. При этом гносеологию
и онтологию нельзя рассматривать в отрыве
друг от друга. Теория познания без объекта
познания перестает быть теорией, так
как без исследования практической деятельности
людей, без анализа общественных отношений,
без выяснения смысла и цели человеческого
общества она не может претендовать на
научную теорию, то есть без объекта познания,
нет теории познания. Поэтому предметом
философии истории являются как гносеологические,
тек и онтологические проблемы. Она их
рассматривает в единстве, во взаимной
связи, хотя может с целью более глубокого
их изучения анализировать их отдельно
друг от друга.
Взаимосвязанные
научные дисциплины, изучающие культуру
как целостное образование, но различающиеся
методологией, спецификой эмпирической
базы, оформлением и уровнем обобщений
исследования. Культурология — область
знания, возникшая на стыке философии
культурологии. Необходимость теоретического
осмысления многообразного фактического
материала, полученного в эмпирических
исследованиях конкретных культурных
форм — одна из причин возникновения культурологии.
В отличие от философии культурологии,
обладающей определенным категориальным
оформлением в рамках преемственности
традиции философского дискурса, оформление
результатов культурологических исследований
многообразно и многовариативно.
Философия истории
исследует имманентную логику развития
человеческого общества, единство и
многообразие исторического процесса,
проблемы социального детерминизма
и социального прогресса. Она
дает теоретическую реконструкцию
исторического прошлого, устанавливает
истинность исторических фактов и событий.
Философия истории
не может развиваться без использования
достижений исторической науки. Она
не может делать научные обобщения
без знания конкретных фактов и конкретной
действительности. Поэтому она постоянно
должна обращаться к результатам
исторической науки. Но и историческая
наука нуждается в философии
истории, так как благодаря ней
получает мощный методологический инструмент
познания и изучения исторического прошлого.
Формирование философии
истории процесс трудный и
сложный, в ходе которого проявлялись
различные позиции ученых. Одни отвергали
её, обвиняя в спекулятивности
и схоластике, другие защищали. Определенный
скептицизм сохранился и в настоящее
время, но он пройдет, ибо нельзя игнорировать
тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом
прочтении своей истории, своего социума.
Список
использованной литературы
- Гуревич
П. С. Культурология: Учебное пособие. М.,
2007;
- Канке В.А.
«Основные философские направления и
концепции науки. Итоги ХХ столетия». -
М.:Логос, 2008;
- Краткая философская
энциклопедия. - М.: Прогресс - Энциклопедия,
2007;
- Культурология.
ХХ век: Словарь. СПб.,2005;
- Культурология:
Учебник./ Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С. Кагана.
- М.: Высшее образование, 2005;
- Миронова
Я. Ясперс // Современная западная философия:
словарь. - М., 2007;
- Радугин
А. А. Культурология: Учебное пособие М.,
2007;
- Радугин
А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб.
пособие М., 2005;
- Спиркин А.Г.
«Основы философии» М.:Политиздат,2008;
- Философия:
курс лекций. - М.: Юристъ, 2005;
- Философия
истории. / Сост. Ю. А. Кимелев. - М.: Аспект
Пресс, 2007;
- Ясперс К.
Смысл и назначение истории. М.: Алейтея,
2009.
Антропология
– наука о происхождении и эволюции человека,
образовании человеческих рас и о нормальных
вариациях физического строения человека.
Гносеология
– раздел философии, изучающий взаимоотношение
субъекта и объекта в процессе познавательной
деятельности, отношение знания к действительности,
возможности познания мира человеком,
критерии истинности и достоверности
знания.
Европоцентризм
– историко-культурная и геополитическая
концепция, постулирующая и обосновывающая
особые статус и значение западноевропейских
ценностей в мировом цивилизованном и
культурном процессах.
Рефлексия
- принцип философского мышления, направленный
на осмысление и обоснование собственных
предпосылок, требующий обращения сознания
на себя.
Скептицизм
– философское направление, выдвигающее
сомнение в качестве принципа мышления,
особенно сомнение в надёжности истины.
Социология
– это наука об обществе,
системах, составляющих его, закономерностях
его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Схоластика
– систематическая средневековая философия, сконцентрированная
вокруг университетов и представляющая собой
синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Формация
– определенная ступень, стадия в развитии
чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь
(напр. общества), присущие данной ступени,
стадии развития
Этнография
– часть исторической
науки, изучающая
народы-этносы и другие этнические образования,
их происхождение (этногенез), состав,
расселение, культурно-бытовые особенности,
а также их материальную и духовную культуру.
Этнология
- наука, изучающая процессы формирования
и развития различных этнических групп, их идентичность, формы
их культурной самоорганизации, закономерности
их коллективного поведения и взаимодействия,
взаимосвязи личности и социальной среды.