Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:21, практическая работа
Сегодня культурная политика является неотъемлемой частью нашей жизни, особенно это касается перспективной молодежи, ну и конечно, общества в целом.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теория культурной политики…….…………………………… …4
1.1 Культурная политика ……………………………………………….4
1.2 Задачи культурной политики………………………………………..7
1.3 Уровни культурной политики………………………………………12
Глава П. Разработка проекта «Север» ..………23
2.1 Цели и задачи…………………………………………………………...18
2.2 Основные принципы…………………………………………………..19
3. Заключение…………………………………………………….………21
4. Библиография……………………………………………………………22
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Филиал Государственного образовательного учреждения
Московский Государственный Университет Культуры и Искусств
в г.Норильске
Кафедра социально-культурной деятельности
Контрольная работа по курсу
Культурная политика:
Культурный проект «Север»
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теория культурной политики…….…………………………… …4
1.1 Культурная политика ……………………………………………….4
1.2 Задачи культурной политики………………………………………..7
1.3 Уровни культурной политики………………………………………12
Глава П. Разработка проекта «Север» ..………23
2.1 Цели и задачи…………………………………………………………..
2.2 Основные принципы…………………………………………………..
3. Заключение……………………………………………………
4. Библиография………………………………………………
Сегодня культурная политика является неотъемлемой частью нашей жизни, особенно это касается перспективной молодежи, ну и конечно, общества в целом.
Государственная культурная политика должна всегда опираться на общество, которое в свою очередь является и объектом и субъектом культурной политики.
Я разработала проект, который похож на другие, но так же имеет свои отличительные особенности.
Это театральный проект, который занимается не только театральной деятельностью, но и воспитанием человека как личности, гражданина своей страны и профессионала в своем деле.
В первой части контрольной работы рассказывается о культурной политики в целом, а во втором говорится непосредственно о разработке проекта, о его задачах и принципах.
Глава I. Теория культурной политики
Культурная политика - направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и мало скоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п.
Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:
- систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);
- систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);
- систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская работа как общего, так и специализированного профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);
- популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;
- международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.
Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.
Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).
Представляется принципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.
Проблема культуры и ее развития в социальной философии является в определенном смысле уникальной. Пожалуй, никакая другая категория социальной философии не отличается таким богатством и разнообразием теоретических представлений, как культура. Только в отечественной литературе, при сопоставлении различных дефиниций культуры, Л.Е. Кертману удалось насчитать свыше 400 определений. Причем с годами это разнообразие лишь возрастает, что еще раз заставляет признать исключительную сложность и многогранность феномена культуры.
Этот уникальный феномен принадлежит к классу явлений, сущность которых трудно выразить в каких-то застывших, неизменных формах. Культура не есть некоторое предметное 'это' с жестко установленными границами, культура - это постоянный процесс самообновления, она 'постоянно создается и утрачивается'. Это то, что органично вплетено во все стороны и грани общественной жизни, но, прежде всего, раскрывает сущность самого человека, выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Именно человек является центром, душой культуры и вне его бытия она попросту не существует.
Таким образом, единый культурный процесс отражает все изменения, когда-либо происшедшие в характере взаимосвязи культурных элементов. Здесь важно подчеркнуть, что в единый культурный процесс входят, создавая общую систему, подпроцессы, каждый из которых характеризуется собственными закономерностями и в то же время взаимодействует с другими подпроцессами и воздействует на них. В этой связи, А.Я. Флиер выделил несколько самостоятельных процессов: 'Культурогенез - порождение новых культурных феноменов. Функционирование и изменчивость уже имеющихся культурных форм. Диффузия - территориальное распространение форм, порожденных в определенном месте.Образование культурных систем и конфигураций, т.е. локальных культур тех или иных сообществ...' Независимо от масштаба и направленности происходящих изменений в культуре, все они оказываются функционально связаны с повышением уровня социокультурной интегрированности людей, с организацией, регуляцией и коммуникацией их сообществ, т.е. со всем тем, что ведет к самосозиданию, саморазвитию человека. Но было бы неправильно рассматривать любой акт общественной жизни уже как само культурное развитие. Общественная жизнь сложна и многопланова. В ходе этой жизни сталкивается множество самых разных интересов, потребностей, задач, которые отражаются в многообразии мотиваций, ценностных ориентаций человеческой жизнедеятельности. Но в богатом спектре этих мотиваций, рожденных определенными жизненными обстоятельствами, существуют и такие, которые сдерживают, ограничивают развитие человека, а то и прямо препятствуют ему. Отсюда следует, что в обществе действуют как культурно-стимулирующие, так и антикультурно-тормозящие силы, а культурные процессы являются результатом противоборства этих разнонаправленных сил, имеют внутренне противоречивый характер. Культурные процессы - это процессы преодоления антикультурных тенденций, сдерживающих, ограничивающих развитие человека в обществе, победа тенденций его совершенствования и развития. Возникают вопросы, как сохранить положительную направленность культурных процессов, т.е. направленность на развитие существующих культурных систем? Какая модель взаимодействия субъектов культуры окажется наиболее эффективной? Найти правильные ответы - это задача культурной политики. Известные факты отечественной и мировой истории определенно свидетельствуют о том, что от силы и содержания культурной политики зачастую зависит направление развития - прогресс или регресс. Таким образом, политика в сфере культуры может быть определена как 'совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества, структурной реформе всей системы институтов культуры, оптимизации сочетания государственных и общественных компонентов в социокультурной жизни, научному и образовательному обеспечению последующего регулирования социокультурных процессов и т.д., а в целом - как сознательную корректировку общего содержания культуры' . Но лишь как корректировку! Мы не должны забывать, что культурные процессы подчиняются глубинным законам самоорганизации. Как видимая часть айсберга культура лишь отчасти доступна оценочному анализу, она имеет тенденцию развиваться вопреки существующим внешним преградам. Поэтому управленческое воздействие на культуру со стороны государства может пониматься как включение внешнего воздействия в процесс самоорганизации системы - но не для подчинения развития этой системы, а для повышения ее внутренней активности, раскрытия заложенного в логике ее собственного развития творческого потенциала. 'Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергетических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончалось'. Только в этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство. Итак, мы видим, что культурная политика представляет собой сложную динамическую систему взаимодействия государственной власти, общества и культуры (как объекта этой политики). Отношения между этими элементами системы должны строиться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых - необходимое условие для успешного культурного развития и обретения нового типа государственной культурной политики, который будет соответствовать состоянию современного общества и ожиданиям людей.
'Задачами культурной политики являются:
-разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего,
-разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом,
-оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи,
-государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ,
-обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев,
-сохранение национальной специфики культуры и искусства,
-создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства'. Важно отметить еще одно обстоятельство, имеющее существенное значение при рассмотрении политики в области культуры. А.Я. Флиер справедливо определил два уровня культурно-управленческой деятельности: собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами. Однако такое разделение скрывает опасность отрыва практики управленческой деятельности в сфере культуры от теоретического осмысления реального состояния, стратегических целей и актуальных задач культурного процесса. Допустить такой разрыв было бы и методологически неверно и губительно с точки зрения реального культурного процесса, вектор которого, при таком подходе, будет все больше расходиться с теоретическими ожиданиями и официальными декларациями. Только единство 'оперативных действий' и напряженного теоретического поиска оптимальных путей и моделей культурного развития способно создать продуктивные возможности функционирования культурного процесса и обеспечить стратегию саморазвития культуры. Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики. В каждом конкретном регионе государственная культурная политика трансформируется в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Примером такого явления служит русская культура, которая развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры. Следовательно, рассмотрение государственного влияния не может быть успешным без учета специфики отдельного региона. Знание и понимание региональных особенностей развития культуры является первоосновой для создания перспективной региональной культурной политики, которая учитывала бы культурные интересы различных субъектов этой политики как основы для взаимопонимания. При этом необходимо, чтобы государство и регионы выступали не как оппоненты, а как партнеры, имеющие общую цель - создание условий для положительной направленности культурных процессов, направленности на развитие творческой жизнедеятельности человека. Ведь это процесс, который требует от человека определенного поиска, усилий, развития способности преодолевать препятствия, находить оптимальную линию деятельности из множества вариантов и т.д., что является непременным условием развития самого человека. И чем богаче поле проявления человеческих способностей, чем больше человек отдается этому созидания, тем выше шансы его собственного развития.