Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:26, реферат
В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.
1. Мифология Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.3
2.Древнеримская архитектура---------------------------------------------------------------стр.7
3. Литература Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.9
4.Искусство Древнего Рима-----------------------------------------------------------------стр.13
5.Список литературы ------------------------------------------------------------------------стр.19
В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.10
Тот же принцип проявлялся
и в скульптуре. Пластичные формы
греческих атлетов всегда представлены
открыто. Образы, подобные молящемуся
римлянину, набросившему на голову край
одеяния, большей частью заключены
в себе, сосредоточены. Римские мастера
в скульптурных портретах концентрировали
внимание на личных, индивидуальных особенностях
человека. Система римских архитектурно-пластических
образов глубоко противоречива. Компактность
форм в них только кажущаяся, искусственная,
вызванная, видимо, подражанием классическим
образцам эллинов. Отношение римлян к
форме, объему, пространству совершенно
иное, нежели у греков, основанное на принципе
прорыва границ и рамок, на эксцентрической,
а не концентрической динамике художественного
мышления. В этом смысле римское искусство
- качественно новый этап эстетического
освоения человеком реальности. Тяготение
римских художников к классическим эллинским
формам, вызывающее ощущение двойственности
римских памятников, воспринимается сейчас
как проявление своего рода реакции на
заявлявшие о себе новшества. Осознавшаяся
римлянами утрата цельности художественных
форм нередко заставляла их создавать
постройки громадные по размерам, порой
грандиозные, чтобы хоть этим восполнить
противоречивость или ограниченность
образов.
Возможно, именно в связи с этим римские
храмы, форумы, а нередко и скульптурные
произведения значительно превосходили
размерами древнегреческие.
Важный фактор, воздействовавший
на характер древнеримского искусства,
- огромное пространство его поля действия.
Динамичность и постоянное расширение
территориальных рамок
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского
искусства, в котором римское начало играть
роль особенную - интерпретатора и хранителя
художественного наследия античной эпохи
при одновременном выявлении собственно
своих римских принципов. В римском горниле
сплавлялись различные художественные
ценности, чтобы в итоге появилась совершенно
новая, не исключавшая, однако, традиций
античности, средневековая эстетическая
практика. От пиренейских берегов Атлантического
океана до восточных границ
Сирии, от Британских островов до Африканского
континента племена и народы жили в сфере
влияния художественных систем, которые
диктовались столицей империи. Тесное
соприкосновение римского искусства с
местным приводило к появлению своеобразных
памятников. Скульптурные портреты Северной
Африки поражают по сравнению со столичными
экспрессивностью форм, некоторые британские
- особенной холодностью, почти чопорностью,
пальмирские - свойственной восточному
искусству затейливой орнаментикой декоративных
украшений одежд, головных уборов, драгоценностей.
И все же нельзя не отметить, что к середине
I тысячелетия н.э., в конце античности,
в
Средиземноморье дали о себе знать тенденции
к сближению различных эстетических принципов,
в значительной степени определившие
культурное развитие раннего средневековья.
Конец римского искусства формально и условно может быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.
Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.
Однако далеко не всегда
смена династий или императора влекла
за собой изменение
Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) - период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.
Расцвет римского искусства
приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого
этапа стилистические особенности
памятников позволяют различить: ранний
период - время Августа, первый период
- годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев,
второй - время Траяна, поздний период
- время позднего Адриана и последних Антонионов.
Времена Септимия Севера, как ранее
Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует
считать переходными. С конца правления
Септимия Севера начинается кризис римского
искусства.
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.
Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.12
Список литературы
1. Троянский И.М. История античной литературы/ Троянский И.М., 3-е издание,- Л.,
1957
2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.
3. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961.-520 с.
4. Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.
5. Герман Н. Ю.Очерки культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств/Н.А. Дмитриева.- М., 1992.-268 с.
7. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/Поль Гигро.- СПб.: "Алетейя", 1995.
8. Коптев А.В. Античное гражданское общество. Сборник статей./ А.В. Коптев под ред. Ю.К.Некрасова. -Вологда: Русь, 1997. С.11-30.
1 Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.
2 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/Поль Гигро.- СПб.: "Алетейя", 1995.
3 Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.
4 Герман Н. Ю.Очерки культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с
5 Коптев А.В. Античное гражданское общество. Сборник статей./ А.В. Коптев под ред. Ю.К.Некрасова. -Вологда: Русь, 1997. С.11-30.
6 Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961.-520 с.
7 Троянский И.М. История античной литературы/ Троянский И.М., 3-е издание,- Л.,1957
8 Герман Н. Ю.Очерки культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с.
9 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств/Н.А. Дмитриева.- М., 1992.-268 с.
10 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.
11 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.
12 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.