Культурный человек Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:26, реферат

Описание работы

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.

Содержание

1. Мифология Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.3
2.Древнеримская архитектура---------------------------------------------------------------стр.7
3. Литература Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.9
4.Искусство Древнего Рима-----------------------------------------------------------------стр.13
5.Список литературы ------------------------------------------------------------------------стр.19

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства  с иллюзорной трактовкой объемов  и форм - фреска, мозаика, станковая  живопись, слабо распространенные у  греков. Архитектура достигла небывалых  успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание  взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенона не исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре в Афинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах.10

Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы  греческих атлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину, набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены  в себе, сосредоточены. Римские мастера  в скульптурных портретах концентрировали  внимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римское искусство - качественно новый этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам, вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов. 
Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения значительно превосходили размерами древнегреческие.

Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, - огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянное расширение территориальных рамок древнеримского искусства со включением в его сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетских и других форм, с особенным значением греческих, -- не может быть объяснено только свойствами римского художественного потенциала. 
Это процесс, связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское начало играть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного наследия античной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римских принципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности, чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традиций античности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских берегов Атлантического океана до восточных границ 
Сирии, от Британских островов до Африканского континента племена и народы жили в сфере влияния художественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесное соприкосновение римского искусства с местным приводило к появлению своеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают по сравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские - особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские - свойственной восточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд, головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что к середине I тысячелетия н.э., в конце античности, в 
Средиземноморье дали о себе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, в значительной степени определившие культурное развитие раннего средневековья.

Конец римского искусства  формально и условно может  быть определен падением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусство оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII до VI в.в. до н.э., Рим был небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских и греческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскими именами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнего Рима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем его истории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом, историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий.

Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собой изменение художественного  стиля. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы  его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально- экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами.11

Если наметить основные этапы  истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить  так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) и республиканская эпохи (V в. до н.э.-I в. до н.э.) - период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто в противоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниями формировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостатка вещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периода в древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно. В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не только с развитым художественным творчеством этруссков и греков, но, очевидно, и с достаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностью италиков.

Расцвет римского искусства  приходится на I -II вв. н.э. В рамках этого  этапа стилистические особенности  памятников позволяют различить: ранний период - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана и последних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее 
Помпея и Цезаря, при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших  дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание к нему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многое поколения находили нечто созвучное  своим чувствам и задачам, хотя специфика  римского искусства, его своеобразие  оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавших богатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, период "антикварный", сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Троянский И.М. История античной литературы/ Троянский И.М., 3-е издание,- Л.,

1957

2. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.

3. Искусство. Книга для  чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961.-520 с.

4. Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.

5. Герман Н. Ю.Очерки  культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с.

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств/Н.А. Дмитриева.- М., 1992.-268 с.

7. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/Поль Гигро.- СПб.: "Алетейя", 1995.

8. Коптев А.В. Античное гражданское общество. Сборник статей./ А.В. Коптев под ред. Ю.К.Некрасова. -Вологда: Русь, 1997. С.11-30.

 

1 Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.

2 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян/Поль Гигро.- СПб.: "Алетейя", 1995.

3 Парандовский Я. Мифология/ Яков Парандовский.- М., 1971.- 272 с.

4 Герман Н. Ю.Очерки культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с

5 Коптев А.В. Античное гражданское общество. Сборник статей./ А.В. Коптев под ред. Ю.К.Некрасова. -Вологда: Русь, 1997. С.11-30.

6 Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961.-520 с.

7 Троянский И.М. История античной литературы/ Троянский И.М., 3-е издание,- Л.,1957

8 Герман Н. Ю.Очерки культуры Древнего Рима/ Н.Ю. Герман.- М., 1990.- 173 с.

9 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств/Н.А. Дмитриева.- М., 1992.-268 с.

10 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.

11 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.

12 Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998.-536 с.


Информация о работе Культурный человек Древнего Рима