Культурный человек Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 08:26, реферат

Описание работы

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.

Содержание

1. Мифология Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.3
2.Древнеримская архитектура---------------------------------------------------------------стр.7
3. Литература Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.9
4.Искусство Древнего Рима-----------------------------------------------------------------стр.13
5.Список литературы ------------------------------------------------------------------------стр.19

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 57.41 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

В Г. ПЕТРОЗАВОДСКЕ

 

Отделение высшего  профессионального образования

Культурология

Контрольная работа

Культурный человек  Древнего Рима

                                                                Выполнила студентка 1 курса (2011 год обучения)

                                                             Специальности  080105.65 «Финансы и  кредит»,

                                                               обучающаяся по заочной форме, на базе среднего

                                   профессионального образования

                             Панова Надежда Николаевна 

                 «__» _______________  

          Научный руководитель: к.и.н, доцент кафедры  

 гуманитарных дисциплин   Карельского филиала 

          СЗАГС в  г.Петрозаводске 

                      Пулькин Максим Викторович

             «___»_______________

             Дата сдачи _________________________________

             Оценка____________________________________

             Подпись руководителя_______________________

  

   

 

Петрозаводск

2011

Содержание

 

1. Мифология Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.3

2.Древнеримская архитектура---------------------------------------------------------------стр.7

3. Литература Древнего Рима----------------------------------------------------------------стр.9

4.Искусство Древнего Рима-----------------------------------------------------------------стр.13

5.Список литературы ------------------------------------------------------------------------стр.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мифология и  религия Древнего Рима.

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с  его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана  с развитием многих направлений  искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями  людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.1

На начальном этапе  верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и  сказания навеки закреплен обряд основания Рима.

Позднее традиционные верования  заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии  отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных  повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся  его скот, древний римлянин не испытывал  желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые  своими тайнами будоражили воображение  других индоевропейских народов. С  него достаточно было тайн, заключенных  в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских  писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.2

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в  самых мельчайших, проявлениях подчинялась  власти и находилась под опекой различных  богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все  более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние  касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и 
Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности  божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли - богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог»

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает  настоящее имя бога или что  он может различить - бог это или  богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер  Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или  женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.3

Римлянин все время  пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном  танце, порчи музыкального инструмента  во время жертвоприношения, чтобы  один и тот же обряд повторяли  заново. Бывали случаи, когда раз  тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы  не опустить какого-либо выражения  или не произнести его в несоответствующем месте.Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно  производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое  значение в общественной и частной  жизни. Перед каждым важным делом  сначала узнавали волю богов, проявляющуюся  в различных знамениях, наблюдать  и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое- либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.4

Чужие боги легко приживались  в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных  в свою столицу, чтобы заслужить  их расположения и уберечься от их гнева.

На дальнейшее развитие римской  мифологии оказали влияние три  фактора: демократизация общества, обусловленная  победой плебса, победоносная римская  агрессия и знакомство с более  развитыми культурами и религиями, с которыми римляне вступили в  сложные взаимоотношения. 
Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, а должность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческой касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала сама гражданская община.

Идеологическим же обоснованием сплоченность гражданского общества стало  почитание предков и богов. Причем отношение с богами в новом  обществе подверглись столь же предельной рационализации, как и отношения  людей между собой. Традиции, у  истоков которых стояли боги, были важнейшим ориентиром, обеспечивающим стабильность жизни. Таким образом, право коллектива получило как бы божественное освящение. Вот почему римская имперская власть, возникшая  для поддержания порядка в  среде римского общества, сразу же приступила к самообожествлению. Культ императора должен был олицетворять единство римских граждан, рассеянных по громадной державе, одновременно выступая ориентиром для не имевших гражданства провинциалов. По сути это был культ не личности, а такого же символического знака общественной потребности, каковыми были все языческие боги. Античное христианство сумело заместить этот культ потому, что не было связано с различием между гражданами и негражданами. Это произошло тогда, когда в правах были уравнены все жители империи.

Появление раннего христианства было обусловлено тем, что Рим  постепенно захлестывала волна всевозможных сектантских учений, философских  школ, мистических культов, идущих с  Востока. И тенденция установления единобожия была очень сильна. На единую, общую для всей империи религию  надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. 
Однако было уже поздно, и даже установление единой религии не спасло бы раздираемое противоречиями государство.5

2. Древнеримская архитектура.

Что же касается римской  архитектуры, то и здесь не обошлось без заимствований.. Также как и в религиозных верованиях, заимствования проходили в несколько этапов и использовался опыт нескольких народов.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли  их в этом искусстве. Они стали  лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

Потому не удивительно, что  в римском искусстве периода  расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой  и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим  идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская  архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне  ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как  архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические  государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось, прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

В республиканский период сложились основные типы римской  архитектуры.

Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Обращают внимание грандиозные  сооружения — древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так называемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая  к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Информация о работе Культурный человек Древнего Рима