Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:40, реферат
Особенности ведения бизнеса коренным образом зависят от культуры страны и отражаются на всех аспектах деловых взаимоотношений - от повседневных контактов до переговорного процесса и форм заключенных контрактов. В основе культурных различий, существующих между странами, лежат фундаментальные расхождения ценностных ориентаций.
Культурные различия и их роль в деловой коммуникации
Введение
Глобализация экономики, несомненно, стала общепринятым феноменом. В русле этого процесса оказалась и Россия. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно сталкивается с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений. А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.
Общепринято
выделение двух полярно противоположных
стилей менеджмента и, как следствие,
культур деловых
В
то же время, в русле западного
стиля в последнее время
Особенности
ведения бизнеса коренным образом
зависят от культуры страны и отражаются
на всех аспектах деловых взаимоотношений
- от повседневных контактов до переговорного
процесса и форм заключенных контрактов.
В основе культурных различий, существующих
между странами, лежат фундаментальные
расхождения ценностных ориентаций.
Еще в 70-х годах Дж. Хофстедом были проведены исследования в 66 странах мира, позволившие ему выделить несколько основополагающих аспектов, определяющих стиль и особенности ведения бизнеса представителями разных культур. Результатом этих исследований стала модель сравнительного анализа бизнес культур, основанная на четырех вариативных характеристиках. Эти «магические» характеристики:
1)
индекс индивидуализма/
2)
степень иерархической
3)
степень избежания
4)
мужской или женский стиль
деловых взаимоотношений,
1.
Индивидуализм / коллективизм. (И/К
индекс) Индекс индивидуализма/коллективизма
выражает отношение между индивидуумом
и обществом. Этот аспект описывает наиболее
точным образом степень интеграции личности
в коллективе, группе. Высокий индекс индивидуализма
означает концентрацию на собственном
эго и личных достижениях, низкое значение
индекса указывает на интеграцию, подчинение
индивидуума коллективу, преобладание
«мы» менталитета. Это отнюдь не означает,
что в странах с высоким индексом индивидуализма
отдельная личность плохо интегрирует
себя в группе, скорее в странах с выраженным
индивидуалистическим менталитетом, ярким
примером которых является США, наиболее
важны личная жизнь и инициатива. Индивидуализм
преобладает в обществах, где связи между
отдельными личностями слабы и каждый
отвечает только за себя или за наиболее
близких членов семьи. В обществах с преобладанием
менталитета коллективизма отношения
базируются на морали, чувстве долга, преобладании
интересов коллектива над личным и лояльности.
В таких культурах личность практически
с рождения интегрирована в устойчивые
группы, которые на протяжении всей жизни
человека продолжают его защищать в обмен
на лояльность данной группе. США высокий
индекс, Гватемала низкий.
2. Иерархическая дистанция (И/Д индекс) – это дистанция между членами общества, находящимися на разных ступенях иерархии. Индекс иерархической дистанции измеряет терпимость общества к социальному неравноправию, то есть неравному распределению власти между вышестоящими и нижестоящими членами социальной системы. Степень дистанцированности показывает отношение подчиненных к власти руководителей. Культуры с высоким индексом иерархичны, власть в некоторых может быть унаследована. В подобных культурах, например, в странах Латинской Америки, организация построена по принципу пирамиды и централизация власти необходима. Здесь ощущается значительная разница между членами общества, стоящими на разных социальных уровнях и разница в привилегиях, которая воспринимается членами общества как должное. В странах с низким индексом наблюдается обратная картина.
Малайзия 100 – Австрия 1.
3. Степень избежания неопределенности. (И/Р индекс) – это степень избежания риска или стремления к нему. Индекс отражает терпимость членов общества к неопределенности ситуации. Культуры с высоким индексом менее устойчивы к стрессу, более озабочены вопросами безопасности и следования установленным правилам, что приводит к затрудненному восприятию изменений и медленной адаптации к новым идеям. Культуры с низким индексом избежания неопределенности ассоциируются с большей подвижностью, готовностью к риску, инновационностью, склонны опираться на познание, а не на абсолютное знание.
Если
сравнить США, имеющие среднее значение
индекса 46, и Францию, имеющую индекс 86,
то такая значительная разница в избежании
неопределенности часто приводит к конфликтам,
особенно между менеджерами и их руководителями,
если они являются представителями разных
культур. Во французских, как и немецких
компаниях, высокое значение придается
соблюдению правил, написанию регулярных
письменных отчетов по всевозможным поводам,
вплоть до телефонных разговоров с партнерами.
Прописанные служебные обязанности, рабочие
процедуры, точные инструкции – вот типичные
черты деловой культуры этих стран. Греция
112 – Сингапур 8.
4. Мужской (жесткий) или женский (мягкий) тип поведения. (М/Ж индекс) Преобладание и поощрение среди членов общества состязательности, требовательности, стремления к достижениям, предпринимательству относятся к мужскому типу поведения. Общества с высоким индексом (по мужскому типу) характеризуются также стремлением к наживе и накоплению денег, отсутствием заботы об окружающих.
В противоположность этому в странах с превалирующим поведением по женскому типу преобладающими ценностями являются скромность и альтруизм, равноправие полов, акцент на служении людям. В странах с мужским типом ценится работа, позволяющая быть признанным, сделать карьеру, в странах с женским типом – работа в приятном коллективе, взаимопомощь.
В
некоторых обществах считается
позволительным для мужчин и женщин
принимать различные
Россия
никак не была связана с корпорацией
IBM. Поэтому она в число
Россия:
·
многонациональная культура;
·
один язык;
·
традиция верности;
·
склонность к благотворительности;
·
высокая способность к
·
храбрость, отсутствие страха перед
риском;
·
недоверчивость;
·
пренебрежение прошлым опытом;
Невербальные,
или неречевые, коммуникации, являясь
составляющей коммуникационной системы
языка, также специфичны для каждой
культуры. Действия, движения человека,
размещение предметов в пространстве
несут информацию сами по себе, без слов.
К невербальным аспектам коммуникаций
относится влияние контекста на сказанное
или написанное. В низкоконтекстуальной
(евро-американской, например) культуре
большая часть информации передается
явно, собственно словами. В высококонтекстуальной
культуре (японской, например) значение
сказанного определяется не столько словами,
сколько контекстом — жестами, ситуацией,
окружением. Например, в США точные письменные
формулировки в договоре сторон очень
важны, поскольку имеют правовое значение.
Поэтому к составлению договора привлекаются
юристы. В Японии, однако, точные словесные
формулировки менее важны, чем сами намерения
сторон договориться. Поэтому записанное
на бумаге значит меньше. Обескураживающим
результатом различия значения контекста
для американцев является то, что японцы
часто просят пересмотреть контракты
на основе намерений сторон. При этом намерения
японцами интерпретируются из контекста
дискуссии, а не из точных использованных
слов.
Рассмотрим
далее семь переменных невербального
языка и особенности их интерпретации
в разных культурах: время, пространство,
дружба, соглашение, вещи, символы и
этикет.
Время
Значение
времени варьирует среди
Временная перспектива. Американцы и канадцы склонны рассматривать время как неизбежное, линейное и фиксированное по природе. Это дорога, простирающаяся в будущее с отличными, отдельными секциями (часы, дни, недели и проч.). Время рассматривается как вполне физический объект — его можно планировать (составлять график), тратить, экономить, терять, покупать и т.д. Время рассматривается как разделенное на прошлое, настоящее и будущее. Существует сильная ориентация на настоящее и близкое будущее. Время делится и распределяется на конкретные задачи. Цель — тратить время подходящим образом, с тем, чтобы будущее стало лучше. Различные виды деятельности привлекательны не как самоцель, а как средства достижения целей. Американцы и канадцы верят, что человек делает лишь одну вещь в конкретный момент. Такой подход известен как монохромный взгляд на время.
Другие
культуры имеют иные временные перспективы.
Латиноамериканцы и арабы склонны
рассматривать время как менее
дискретное и в меньшей степени
как объект для планирования (составления
графика). Они рассматривают
Значения
использования времени. Большинство
мировых культур, в том числе
евроамериканская, отводят решению
проблемы время пропорционально
ее значению. Американцы, будучи хорошо
подготовленными к обсуждению и имея готовые
ответы, могут вызывать враждебное отношение
партнеров, стремясь сократить время обсуждения
и, тем самым, по мнению партнеров, принижая
значение дела. Японских и ближневосточных
управляющих нередко обескураживает настойчивость
американцев быстро и прямо продвигаться
в разрешении вопросов сделки. Греческие
менеджеры находят американскую привычку
установления временных границ для деловых
встреч вызывающей инсульт. То, что в одной
культуре считается бессмысленной тратой
времени (длительное ожидание аудиенции
в приемной, ожидание очереди), в другой
— естественным ходом событий. Так, например,
задержка деловой встречи в американской
культуре на 5 минут — событие, нарушение
норм делового поведения. А в арабских
странах и часовая задержка — не в счет,
важен сам факт встречи. Вот пример совета
американским менеджерам консультанта
по международному бизнесу: «Во многих
странах мы кажемся другим как вечно спешащие,
недружелюбные, заносчивые и не заслуживающие
доверия. Почти везде мы должны учиться
терпеливо ждать и никогда не давить на
соблюдение конечных сроков».
Пространство
То, как люди используют пространство и значение, которое они придают своему использованию пространства, формирует вторую форму невербальной коммуникации. В Америке — чем больше, тем лучше. Дома и квартиры американцев в глазах россиян впечатляюще пространны, как спортзалы, и пустынны.
Офисное пространство в американских корпорациях располагается в соответствии с рангом или престижем в большей степени, чем по необходимости. Президент имеет самый большой офис, вице-президент — поменьше и т.д. Факт, что работа более низкого эшелона может требовать большого пространства, редко играет ведущую роль в размещении офисов.
Информация о работе Культурные различия и их роль в деловой коммуникации