Культурные нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Культурные нормы — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы их восприятия складывались тысячелетиями, передаваясь из поколения в поколение.

Содержание

Что такое культурные нормы?.............................................................................2
В чем состоит функция трансляции культуры, как она осуществляется?......2
Охарактеризуйте специфику философского подхода к культуре?..................2
В чем состоят основные идеи теории культуры А. Тойнби?...........................2
Что такое эстетика?..............................................................................................5
Кто автор книги «Первобытная культура»? Какой культурологический подход он представляет (диффузионизм, функционализм, структурализм)?.5
Каковы взгляды П.Я. Чаадаева на развитие русской культуры?...................5
Что такое «палеолитические Венеры»?............................................................6
В чем реализовывался принцип агонистики в древнегреческой культуре?.6
Назовите драматургов Древней Греции?…………………………………….8
Охарактеризуйте византийский канон иконописи…………………………..9
В чем состоит гуманизм эпохи Возрождения?.............................................10
Каков вклад М. В. Ломоносова в русскую культуру?..................................10
Охарактеризуйте художественный стиль символизм…………………..…11
Что такое популярная культура?....................................................................12

Список используемой литературы……………………………………………………....13

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    В местах проведения игр строились  прекрасные архитектурные сооружения. Например, в Олимпии был возведен уникальный архитектурный ансамбль, включающий 5 стадионов, ипподром, храмы  Зевса, Геры, Леонида, гимнасия и палестра, павильон "Эхо", хранилища эталонов, олимпийского огня, мастерская Фидия, зал собраний и много других сооружений. Участники соревнований делали заявку на участие в агонах за год. За последние 30 дней до начала игр полагалось упражняться только в Элидских гимнасиях под наблюдением требовательных элланодиков. Они давали разрешение о готовности участника к играм. В играх не имели право участвовать рабы, "варвары", святотатцы, убийцы, злостные неплательщики налогов и те, кто находился под судом. А также атлеты государств, ведущих войну. Программа игр состояла из 2-х частей - священнодействия (1 день) и состязания (4 дня). Поэты читали зрителям свои произведения, художники выставляли свои картины, скульпторы - скульптуры, представители государств оглашали договоры, законы и важные документы. Во время состязаний на стадионе находились "номофилаки", следившие за строгим соблюдением правил, и палочники. За подкуп судей, запугивание соперника, недозволенные приемы и т.п. провинившихся наказывали на месте. Программа Олимпийских игр постоянно расширялась - от 1 упражнения в беге на 1 стадий (175-192 м) до 20 видов состязаний в дальнейшем (прыжки в длину с отягощением, метание диска, копья, соревнование колесниц, бег с военным снаряжением, борьба и т.п.). С 632 г. до н.э. в древнегреческих агонах стали принимать участие и дети, по облегченным видам программы (например, беговые дистанции были уменьшены вдвое). Перед открытием Игр все участники торжественно произносили клятву: "Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками". Роль физической культуры в Элладе была настолько велика, что физически слабого считали бескультурным и про таких говорили: "не умеет ни читать, ни плавать". Позднее, с приходом римлян в Элладу в олимпийских агоназ стали принимать участие атлеты со всей Римской Империи: Северной Африки, Западной Европы, Ближнего Востока. Победитель, одержавший трижды победу, назывался Олимпионик и получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, т.е. 292 раза. В 394 г. н.э. император Феодосий I специальным декретом упразднил древнегреческие агоны, а Феодосий II приказал разрушить все сооружения 

10.

  • Агато́н (иногда Агафо́н) (446—400 год до н. э.) — афинский трагик, младший современник Еврипида, пытавшийся реформировать трагедию.
  • Антифан (около 408 — 334 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, один из наиболее значительных, наряду с Алексидом и Эвбулом, представителей аттической «средней» комедии.
  • Аристофа́н (др.-греч. ριστοφάνης) (444 до н. э. — между 387 и 380 гг., Афины) — древнегреческий комедиограф, «отец комедии».
  • Гермипп — афинский комедиограф времен Пелопонесской войны.
  • Евполид (Eupolis; 446 до н. э. — 411 до н. э.) — древнегреческий (древнеаттический) драматург, автор комедий в древнеаттическом стиле, современник Кратина и Аристофана.
  • Еврипи́д (также Эврипи́д, др.-греч. Εριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.
  • Иофон (Иофонт) Афинский — греческий трагик конца V века до н. э., законный сын трагика Софокла и Никостраты.
  • Каллий — афинский драматург IV век до н. э., сын ремесленника Лизимаха. Автор 6 комических пьес, сохранившихся в виде фрагментов. Каллию также приписывают авторство учения о форме трагического стиля, написанное в стихотворной форме, однако, некоторые учёные склонны считать, что комик и трагик — это разные драматурги.
  • Кратет Афинский (Κράτης) — древнегреческий актёр и драматург (поэт-комедиограф). Афинянин.
  • Крати́н (др.-греч. Κρατνος; 520 до н. э. — 423 до н. э..) — древнегреческий, афинский комик, сын Каллимеда.
  • Критий (греч. Κριτίας) 460-403 до н.э. — значительнейший из так называемых Тридцати тиранов в Афинах.
  • Ксенокл (греч. Ξενοκλής) — афинский трагик.
  • Менандр (греч. Μένανδρος; 342 до н. э.—291 до н. э.) — греческий комедиограф.
  • Пратин — греческий трагик из Флиунта (Пелопоннес), возродил сатировскую драму и около 515 г. до н. э. ввёл её заново в Афинах.
  • Софо́кл (Σοφοκλής, (406 до н. э.), — афинский драматург, трагик.
  • Теоде́кт (др.-греч. Θεοδέκτης) -умер в 334 г. до н. э. — ученик Исократа и Платона, родом из Ликии, оратор и трагический поэт. В 352 до н. э. был приглашён царицей Артемисией произнести надгробную речь над могилой её мужа Мавзола. На устроенной им для себя гробнице близ Афин Теодект поместил хвастливую надпись, что в 13 всемирных состязаниях он победил 8 раз.
  • Феспис из Икарии (VI в. до н. э.) — древнегреческий поэт, основатель архаической, доэсхиловской греческой трагедии, в которой один актёр на сцене, меняя маску и костюм, последовательно изображал разных персонажей перед хором, заполнявшим своими песнями-плясками перерывы между его появлениями (впоследствии Эсхил и Софокл ввели в пьесы двух и трёх актёров).
  • Эпихарм (др.-греч. Επίχαρμος) — древнегреческий — философ-досократик,
  • поэт и комедиограф.
  • Эсхи́л (др.-греч. Ασχύλος, 525 г. до н. э. — 456 г. до н. э.) — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.

    11.

    Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Церковь "художествовала, направляя своим духовным опытом руки иконописцев" (П.Флоренский). Византийский иконографический канон регламентировал:

  • круг композиций и сюжетов священного писания
  • изображение пропорций фигур
  • общий тип и общее выражение лица святых
  • тип внешности отдельных святых и их позы
  • палитру цветов
  • технику живописи.

    Соблюдение  всех канонических правил неминуемо  приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода "иконоборчества" вопрос создания художественных средств для воплощения "святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты. 
 

    12.

      Гуманизм — демократическая,  этическая жизненная позиция,  утверждающая, что человеческие  существа имеют право и обязанность  определять смысл и форму своей  жизни. Гуманизм призывает к  построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.Гуманизм - ценностная основа культуры возрождения.Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального - к буржуазному.

    Наступает период первоначального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

    13.

    Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург.

    С этого времени началась его блестящая  академическая деятельность. В1745 году он становится профессором химии. Научные  открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.

    В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург  вместе с одной «На взятие Хотина»  в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского  стихотворства»(1739) Ломоносов смело  распространил тонический принцип на все русское стихосложение. Ломоносов призывал и двустопные и трехстопные стихи. Он блестяще показал выразительные возможности ямба, и умело применил сочетание мужских и женских рифм, тогда как Тредиаковский настаивал на употреблении одних женских рифм. Не отергал Ломоносов и дактилические рифмы. Он хотел дать простор русскому стиху.

    Той же заботой о свободе выражения  отмечена и последующая реформа  Ломоносова в области литературного  языка. В 1757 году, уже в России, зрелый ученый пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Ломоносов в качестве основы литературного языка. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы, и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль.

    Реформы Ломоносова в сферах литературного  языка и стихосложения соответствовали  культурным потребностям нации. Для  выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкое художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для после петровской эпохи, в кторую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

    14.

    Символизм

    Символизм является направлением в изобразительном  искусстве и литературе Европы, сформировавшимся на перекрестье 19-20 веков. Он считается альтернативой натурализму и реализму, в его основе лежит антиматериалистический образу мышления и своеобразный подход к искусству. Его концепцию можно охарактеризовать как приверженность к отображению иной, настоящей действительности, существующей за миром реальных, видимых вещей. Мастера символизма понимали наш мир, как неяркое отражение истинного положения дел. Они считали, что все события произошли по причинам, не воспринимаемым обычным сознанием, и через творческий процесс пытались достичь момента прозрения и постигнуть высшую истину. Идея выражалась в форме чувств и зрительных образов, становилась воплощением сверхчувственной реальности в нашем иллюзорном мире. Художников-символистов вдохновляли вечные темы: смерть, грех, страдания, любовь и эротика. Использовались аллегории, библейские и мифологические сюжеты.

    Все представители символизма стремились найти собственный изобразительный  язык. Некоторые из них в картинах старались акцентировать внимание ценителей живописи на экзотических, декоративных деталях, другие мастера ставили во главу угла простоту изображений, перемежение чётких контуров с размытыми очертаниями. Многообразие стилей в символизме способствовало формированию новых тенденций и течений 20-го века. Вот наиболее известные мастера символизма: Пьер Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Фелисьен Ропс, Одилон Редон, Данте Габриэль, Эдвард Бёрн-Джонс, Россетти, Уильям Холмен Хант, Джон Эверетт Миллес, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов.

    15.

    Популярная  культура-область культуры, доступная для понимания представителей всех социальных слоев и групп и получившая широкое распространение, в том числе в молодежной среде. Популярной культуре присуща опора на общепринятое в социальном и эстетическом смысле, она  апеллирует к обыденному сознанию, для ее усвоения не требуется специальных знаний и навыков.Существенной чертой популярной культуры является ее ориентация на сопровождение досуговой деятельности, ее основная функция - развлекательная.Развитие популярной культуры связанно с городской культурой. Расцветом популярной культуры становится эпоха Нового времени, когда она находит своего покровителя в лице мало просвещенной мелкой буржуазии. Образцы популярной культуры сформировались XVIII-XIXвв., попадая в контекст современной информационной среды, претерпевают существенные модификации. В результате появляются жанры, производные от существовавших ранее и ставшие своеобразной классикой этого направления и бытующие параллельно с ним.

    Предмет культуры, получающий популярность -широкое  распространение в массах- может оставаться при этом элитарным, включая в свою структуру, как уровни, общедоступные для понимания, так и воспринимаемые только специалистами.Популярная культура применяется к культурным явлениям, которые отрицают, отменяют эти ограничения доступа.

    Выделяют 5влиятельных факторов:

  • - воздействие технологических новшеств на культурное развитие;
  • - условия социального доступа,
  • - уровень культурной компетентности (грамотности), необходимый для понимания того или иного текста или культурного явления;
  • - экспрессивный потенциал, то есть пригодность той или иной культурной формы для целей индивидуального самовыражения и самовоплощения;
  • - наконец, возможности репрезентации и выражения воображаемого, предоставляемые конкретными культурными средствами и формами.
 
 
 
 

Список литературы

1.Арнольд Тойнби «Постижение Истории». М.: «Прогресс», 1990.

2.Александр Мень. История религии. Учебник. Том 2

3.Ермичев Л.А. Ладья у подножия креста. О проблеме разума у П.Я. Чаадаева // Вопросы философии. – 2000. – № 12.

4.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура., М., 1992 год.

5.Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.

6.Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1994.

7.Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967;

8.Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1989 г.

9.Костина А.В. Массовая культура: теория и практика. М., 1999 

Информация о работе Культурные нормы