Культурные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия.

Работа содержит 1 файл

Культурные ценности_3211.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Различные культуры обладают разной степенью нормативности.

    Нормативная «недостаточность» может привести к негативным явлениям – росту  преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. Но препятствием для социального прогресса может стать и нормативная «избыточность».

    Культурные  нормы унифицируют поведение  людей, обеспечивают единообразие и  согласованность их коллективных действий. Следование культурным нормам выступает  необходимым условием для организации совместной жизнедеятельности людей, поддержания общественного порядка.

    Культурные  нормы нередко представляют собой  процедурные правила, способы, программы  деятельности, нацеленные на получение  желаемого результата производственно—технические нормы, секреты профессионального мастерства, приемы деятельности).

    Культурные  нормы обычно подразделяются на общекультурные, групповые и ролевые.

    К общекультурным нормам относятся правила  поведения в публичных местах – на улице, в городском транспорте, магазине, театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности и др.

    Групповые нормы могут быть как образцами  поведения, характерными для некоторого класса, социального слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группы, сообщества или организации (нормы первой группы – правила светского этикета, дворянской чести, воинский устав и др.; нормы второго вида – нормы поведения в клубе, фирме и др.).

    Ролевые нормы определяют характер поведения находящегося в определенной социальной позиции (роль руководителя, покупателя, родителя и др.).

    Общество  осуществляет социальный контроль над  поведением людей, стимулируя нормативное  и пресекая отклоняющееся (девиантное) поведение.

    Главными  механизмами социального контроля выступают общественное мнение, административное управление.

    Контроль  над соблюдением норм и защита их от нарушений являются непременными условиями существования культуры. Общество заинтересовано в этом потому, что соблюдение социокультурных норм обеспечивает безопасность взаимодействия людей, тогда как отступления от норм чреваты непредсказуемыми последствиями. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Культура, как и общество, покоится на системе  ценностей.

    Ценности  — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей

    Если  верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

    Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут  выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.

    Итак, ценности принадлежат группе или  обществу, ценностные ориентации —  индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

    Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого  сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым  демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.

    Даже  простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой  или обществом. Культурные нормы  и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью  выражается так:  нормы — правила  поведения,  ценности — абстрактные  понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

    Ценности  имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать  личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

    Предписания — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или  группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

    Ценности  — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

    Таким образом, в обществе одни ценности могут  вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Разные  культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет. 
 

Список  используемой литературы

  1. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для  студентов гуманитарных вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995
  2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: 1994.
  3. Культурные ценности: Прошлое и современность: Сб. / Отв. Ред. А.С. Семенов. М., 1988.
  4. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. – СПб: Университетская книга. 1998.
  5. Горелов А. А. Культурология: Учебное пособие. -  М.: Юрайт. 2001
  6. Культурология: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование. 2005.
  7. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа. 2000.
  8. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. – М. 1999

Информация о работе Культурные ценности