Культурные ценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия.

Работа содержит 1 файл

Культурные ценности_3211.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

    М. Рокич  предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения. И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

    В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает  направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех  или иных жизненных целей и  ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.

    М. Рокич приводит свою типологию:

  • Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
  • Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

    Инструментальные  ценности подразделяются на группы:

  • этические, ценности общения, ценности дела;
  • индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
  • самоутверждения, принятия других людей и т. д.

    Учеными предложено множество типологий  ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие  разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.).

3. Художественная культура  о роли ценностей  в жизни человека  и общества.

    Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается лишь организм. А в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества являются результатом усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.д.

    В истории формирования культуры имеется  ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и по горизонтали.

    Первое  направление наиболее отчетливо  проявляется в художественной культуре. Художественная культура — это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Вторая линия накопления культурных ценностей выражается в том, что в качестве ценностей наследуются не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Но понять художественную культуру определенной эпохи невозможно без тех знаний, которых достиг человек в области науки, философии, права, религии, морали.

    По  своему содержанию духовные ценности делятся на научные, нравственные и художественные.

    Роль  художественной культуры в духовном развитии человека огромна. Художественная культура (или искусство) воздействует на разум человека, на его внутренний мир. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества.

4. Регулятивы и нормы  (правила, принципы, способы и нормы  поведения человека).

    Для понимания природы действующих  в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

    Реально действующие в жизни людей  нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.

    1. Естественные нормы, существующие  в виде сформулированного знания  о нормальном, естественном состоянии  объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

    2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами.

    3. Правила поведения, базирующиеся  на естественных нормах или  складывающиеся в связи с их  действием. Сюда относится большинство социальных норм.

    4. Правила поведения, содержание  которых определяется не столько  естественной нормативностью, сколько  целями и задачами, стоящими перед  обществом, или потребностями  конкретной его сферы. Это некоторые  юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

    При обсуждении роли права в системе  социального нормативного регулирования  значение имеют нормы третьей  и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать  как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

    2. Данные нормы возникают в связи  с волевой, сознательной деятельностью  людей. Одни социальные нормы  создаются в процессе целевой  деятельности, другие возникают  в многократно повторяющихся  .актах поведения, не отделяются  от самого поведения и выступают  как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

    3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

    4. Они возникают в процессе исторического  развития (как его фактор и  результат) и функционирования  общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

    Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его  функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

    5. Эти нормы соответствуют типу  культуры и характеру социальной  организации общества. По мнению  М. Вебера, именно культура позволяет  людям придать смысл миру, создать  основу для суждения о взаимодействии людей  Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

    Характер  же организации общества в большей  мере влияет на значимость того или  иного вида норм в обществе, на связи  норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах — мораль и право.

    Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и  сознанием людей общие правила  регламентации формы их социального  взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

    Из  приведенного определения видно, что  в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются  как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

    Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила  поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

    Оценочная. Социальные нормы выступают в  общественной практике критериями отношения  к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения  конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

    Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

    Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

    Классифицировать  социальные нормы можно по различным  критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

    По  сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

    По  механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

    Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие  основные критерии сравнения: процесс  формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик. 
 

    5. Социокультурные нормы и их функции.

    Важным  средством регуляции поведения  людей выступают культурные нормы.

    Устанавливаемые государством нормы являются официальным  выражением культурных норм.

    Но  правовые нормы не исчерпывают всего  разнообразия действующих в обществе норм.

    Культурные  нормы возникают уже на самых  ранних этапах человеческой эволюции. С помощью знаковых систем культуры они передаются от поколения к  поколению и превращаются в «привычки» общества – обычаи, традиции.

Информация о работе Культурные ценности