Культурно-историческое рождение и развитие Царского села

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

). Дворцово-парковый ансамбль Царского Села создавался в течение более чем двух столетий. Это замечательный образец русского архитектурного и ландшафтного искусства. Свою историю Царское Село, как загородная резиденция, ведет еще с начала XVIII века. История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….. 3

2. Рождение и развитие Царского села (1710-1796 гг.)……….4-19
3. История создания Царского села…………………………….19- 29

4. Физико-географическая характеристика…………………….
3.1 Рельеф и геологическое строение……………………….29
3.2 Климат……………………………………………………..29-30
3.3 Почвы, растительный и животный мир…………………30-31

5. Население……………………………………………………….31-35

5. Заключение……………………………………………………..36-39

6. Список использованной литературы…………………………40

Работа содержит 1 файл

Реферат правильный стр.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

    Этой постройкой завершилось  формирование ансамбля Большого  Царскосельского дворца.

Ч. Камерон, прибывший в Россию из Англии в 1779 году, работал над отделкой помещений в результате реконструкции дворца. Одновременно с ним в Царском Селе работал другой выдающийся архитектор, выходец из Италии, Дж. Кваренги. В 80-е годы XYIII века им были поручены наиболее ответственные строительные работы в Царском Селе. Камероном во дворце были созданы два комплекса интерьеров: в южном крыле - парадные и личные комнаты Екатерины II , в северном - парадные и личные комнаты наследника, Павла Петровича, и его жены Марии Федоровны.

   Решенные Камероном дворцовые  интерьеры отличали простота  и ясность пропорций, спокойный  ритм, сдержанная цветовая гамма,  строгость декоративных элементов, почерпнутых в арсенале классического искусства.

Однако, полностью талант Камерона, не только как архитектора-декоратора, но и  как замечательного зодчего, раскрылся  в созданном им в 1780 - годах комплексе  сооружений, получивших название " Термы Камерона ". Он включал в себя Холодную баня с Агатовыми комнатами,  прогулочную галерею- колоннаду с монументальной лестницей и пандусом и висячий сад.

Работы  другого выдающегося мастера - Дж. Кваренги в Большом дворце были менее масштабны: он разработал проекты отделки двух комнат императрицы - Зеркального и Серебряного кабинетов, причем в   последнем измени отделку, созданную Камероном. Однако вклад Кваренги в строительство царскосельских ансамблей весьма значителен. Ему принадлежит проект одного из самых совершенных по композиционному замыслу парковых сооружений русского классицизма - Концертного зала, романтического павильона " Кухня - руина ".

Главным же произведением Кваренги в Царском  Селе  стал дворец, возведенный для  старшего внука Екатерины II - Александра и названный впоследствии Александровским (строительство начато в 1792 году). Строительство дворца велось по 1796 год. Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма возводился под надзором И.В. Неелова. После его смерти за строительством надзирал П.В. Неелов. Семья архитекторов Нееловых (отец и его два сына) проработали в Царском Селе в общей сложности более ста лет.

По приказу  Екатерины II за юго-западной границей Екатерининского парка был основан  новый уездный город София, слившийся в начале XIX  века с Царским Селом. Для упорядочения слободы был издан Указ Екатерины II от 1 января 1780 года в котором было предписано: " При селе Царском, по правую сторону Новой дороги Новгородской, а по левую к Порхову идущей, устроить город под названием " София" и вместе с тем учредить Софийский уезд". С учреждением города Софии там появилась своя администрация с городничим, магистратом, ратушей, не подведомственная Царско-сельской.

В Царском  Селе запретили строительство жилых  домов, а чиновников, купцов и духовенство расселяли в Софии. На территории будущего города до начала  массовой застройки стоял только каменный скотный двор  с двумя башнями, обращенный в сторону Екатерининского парка. Эти башни, как и двухэтажный дом между ними, сохранились до наших дней и являются самыми старыми постройками в Софии.

В конце XYIII века был учрежден герб нового города " На розовом поле - Орел двуголовный  в середине на голубом поле - белый  Крест, в правой лапе -якорь, утверждающий незыблемость правления основательницы города, в левой светильник, как символ мудрости и просвещения  Екатерины II. 

   Созданием нового города преследовалось  две цели: с одной стороны - переселить подальше от дворца жителей Царско-сельской слободы, другой - создать образцовый уездный город, планировка которого органично включалась бы в парковую композицию.

  Город  был разбит на отдельные правильные  квадраты с обширной площадью в центре. Здесь вначале была построена деревянная церковь Константина и Елены, замененная в 1788 году каменным Софийским собором. Собор во имя Святой Софии премудрости Божьей был заложен 30 июля 1782 года в присутствии Екатерины II своим наружным обликом и планировкой, великолепным внутренним убранством напоминал храм святой Софии в Константинополе. Строительство проводилась создателем Таврического дворца в Санкт-Петербурге зодчим И. Е.  Старовым по переработанному проекту архитектора Ч. Камерона. Полностью все работы были закончены весной 1788 года. Торжественное освещение собора состоялось 20 мая 1788 года.

В 1903 году ансамбль центральной площади в  Софии был дополнен постройкой соборной 2- х ярусной колокольни (архитектор Л. Бенуа).  По свидетельству С. Вильчковского в нижнем ярусе этой постройки была  устроена небольшая часовня в честь Святого Серафима Саровского.

 Из  всех загородных резиденций Екатерина  II  больше всего  любила Царское  Село. Начиная с 1763 года она,  за исключением 2-3 лет жила  в Царском Селе весну, проводила  почти все лето и уезжала  осенью, когда наступали холода. Здесь праздновала она почти всегда день свое рождения, отсюда 28-го июня 1763 года начался торжественный въезд в Петербург после Коронования в Москве; здесь получила Государыня известие о блистательной победе при Кагуле, здесь в 1770 году проходил знаменитый маскарад в честь прусского принца Генриха, сопровождавшийся иллюминацией на всем пути от Петербурга до Царского Села. Сюда императрица удалилась зимой 1768 года, чтобы привить себе оспу, подав пример населению всей Империи. Тут провела  она знаменательное лето 1776 года, когда, немедленно  по смерти своей первой супруги Царевича, она вместе с ним прожила в Царском  три месяца, сделав попытку сближения с сыном. Здесь у нее возникла мысль о новом браке Павла Петровича, который в это лето почти неотлучно находился при матери.

   Екатерина приезжала в Царское  Село с небольшой свитой, делила  время между занятиями государственными  делами и всевозможными развлечениями. Ежедневно совершала она прогулки пешком по парку, в сопровождении придворных кавалеров и фрейлин, которые иногда трубными сигналами  вызывались в Грот, где императрица, окончив свою утреннюю работу, любила завтракать в обществе веселой молодежи. Внуки и внучки сопровождали Государыню на прогулках, кончавшиеся обыкновенно у Катальной горы, где она отдыхала, смотря, как молодежь скатывалась с горы и веселилась на качелях и карусели. Императрица любила окружать себя молодежью и была необыкновенно милостива и обворожительна со всеми, кто имел счастье быть вблизи нее.  В ноябре 1796 года Екатерина II скончалась. Император Павел посчитал нужным вывозить из Царского Села картины, статуи, бронзу, антику, мебель   для украшения Михайловского дворца, Павловска и Гатчины.

   Повелено было сломать Китайскую  деревню и материалы использовать  для строительства Михайловского замка и Павловска. Отчего-то это Высочайшее повеление осталось неисполненным, успели снять только все наружные украшения и облицовку стен. Мраморная беседка на розовом поле была сломана и колонны пошли в дело для украшения тех же дворцов. Все неоконченные постройки в Царском селе остановились. Деревянный дворец Константина Петровича, стоявший по близости Малого Каприза, повелено было разобрать и перенести в Павловск. Собрание антиков, хранившееся в Гроте, было уничтожено. Статуя Вольтера, работы Гудона, была отправлена на чердак. Бронзовые вазы, украшавшие Пандус и лестницу Колоннады, были увезены.

   Царское Село “ детище Славной  Государыни, « было сразу заброшено,  чудный дворец оставлен пустым.

История создания Царского села

Более тысячи лет тому назад вся местность, где Петр Великий заложил новую русскую столицу, была заселена славянами и финскими племенами. Начальная летопись и древние скандинавские саги знают Неву, Ладогу, Ильмень, Лугу. Еще святая Ольга установила размеры дани и устроила административные центры в Приневской области.  Земли по берегам Луги, Наровы, Невы и ее притоков: Славянки, Ижоры, Мьи были в течение многих столетий во владении лиц из всех слоев новгородских граждан, владыки, князя, церквей и монастырей. Все время трехвековой борьбы Новгорода со шведами и с немецкими рыцарями, земли до Наровы не знали другой власти, кроме Новгородской. Территория, на которой в XVIII веке возникла пышная загородная резиденция Императорского Двора - Царское Село, входила издревле в состав внутренних Новгородских земель. Во второй четверти XIII века, с одной стороны немецкие рыцари, а с другой - шведы, пользуясь бедствиями Русской земли, решаются подчинить своей власти новгородских данников и захватить ключ к новгородской торговле - течение реки Невы.

                          

1.1. Петр Великий.

    Конец XVI и начало XVII веков ознаменовываются крупным успехом шведов. Впервые берега Невы и города Иван-Город, Копорье, Яма и Корела должны признать власть Шведского короля. Петр Великий повел решительную борьбу со Швецией и, едва заняв своими войсками течение Невы, основал на ее устье столицу. Война со Швецией еще далеко не была закончена, когда царь считал себя настолько крепким в возвращенном России крае, что вокруг своего "парадиза" стал строить "увеселительные замки", поощряя к тому же своих приближенных. Ораниенбаум, Царское Село, Петергоф, Екатерингоф возникли задолго до окончания Великой Северной войны. Спор со Швецией продолжался еще целое столетие. Петр Великий нашел край обезлюдевшим, запустевшим: многие деревни сохранили еще старые русские названия, но были заселены финнами и немцами колонистами. Заняв исток Невы, Петр назначает своего любимца Александра Даниловича Меншикова, Генеральным Губернатором Ингерманландии, Карелии и Эстлядии. Тогда Сарская мыза (старинное название этого места), была подарена А. Д. Меншикову. Но затем император, переменив решение, «отписал» мызу своей возлюбленной Марфе Скавронской. В ее распоряжение отдается старинная шведская мыза Саари-моис, то есть "мыза на возвышенном месте". Радостное событие отмечается, как и положено на Руси, с размахом. Впрочем, не всем было весело на этом празднике жизни. Среди разгоряченной вином толпы выделялась мрачная фигура Меншикова. Александр Данилович был лицом пострадавшим. Ведь отвоеванная в 1702 г. у шведов земля до этого момента принадлежала ему, и расставаться с ней совсем не хотелось. Был и еще один неприятный момент в широком жесте его величества. Теперь уже точно можно было сказать, что бывшая любовница Александра Даниловича Марфа Скавронская станет царицей. Предчувствия Меншикова сбылись. Венчание царя с будущей императрицей Екатериной I состоялось через два года. А Сарская мыза стала царской резиденцией. Впоследствии Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства оно превратилось в Царское Село. Датой основания Царского Села является 24 июня 1710 года, о чем говорится в письме: «Его Царское Величество соизволил отдать Катерине Алексеевне в Копорском уезде Сарскую и Славянскую мызы с принадлежащими к ним деревнями, со крестьяны и со всеми угодьи, и по получении сего те мызы со всеми принадлежащими к ним деревнями и прочим ей Катерине Алексеевне отдайте, и из окладных книг те мызы выпишите; а что в тех мызах в отдаче будет дворов и пашни, и лесу, и сенных покосов, и всяких угодий о том, обо всем ведомость пришлите". Загородные апартаменты Екатерины Алексеевны и Петра I в те времена представляли собой небольшое поместье с мельницей, огородом, служебными постройками и двухэтажным деревянным домом - "мызником", в котором, собственно, и располагались их величества. Однако не пристало царице в скромности жить…

1.2. Екатерина I

Как только Екатерина Алексеевна вступила во владение Сарской мызой, которая стала с 1725 годы официально именоваться Царским Селом, она деятельно принялась за ее улучшение. Еще при жизни Петра Великого Императрица Екатерина Алексеевна положила начало небольшому парку вокруг новых каменных палат и, назначив часть леса под зверинец, приказала огородить его тыном. Кроме ольховой рощи и елевых "першпектив", посаженных по границе парка, садовых дел мастеру Яну Розену было поручено развести вдоль нынешней Садовой улицы обширный плодовый сад, а у ограды зверинца устроить парники и оранжереи. Так зарождалась будущая роскошь.... По смерти Екатерины I, в силу ее духовного завещания, Царское Село перешло в собственность Цесаревны Елизаветы. Как ни старалась цесаревна возможно меньше тратиться на содержание Царско-сельских палат и усадьбы, все же ей приходилось                                                                                                          расходоваться на их ремонт. Плодовый сад, сенокосы, парники, оброк все шло на покрытие расходов. Каждый рубль был на счету у цесаревны. Она очень тщательно рассчитывала свои расходы и тратила их с большой осторожностью. Ей в течение 18 лет пришлось жить почти исключительно на доходы от своих вотчин. Единственная роскошь, которую она дозволила себе в Царском Селе за этот тяжелый период своей жизни, была постройка каменной Знаменской церкви, в которой она намеревалась поместить особо чтимую ею икону Знамения Божией Матери.  Поразителен контраст скромных расходов Цесаревны на любимую свою вотчину в эти трудные долгие годы с теми сказочными тратами, которые она допускала, став императрицей. Ничто не казалось ей достаточно великолепным для украшения. В Царском Селе возникает великолепное каменное здание с  мраморными колоннами, со светлыми залами, паркетными и мраморными полами, с блестящем куполом и монументальными лестницами, украшенными золочеными перилами, балюстрадами и статуями. Растрелли окружает весь зверинец каменной стеной и строит в нем охотничьи павильоны по углам (люстгаузы) и великолепный каменный Монбижу в центре; всё блещет позолотой , мрамором; художники расписывают стены, богатая резьба украшает двери и потолки. Императрица не любит большого количества прислуги во время стола - Растрелли проектирует Эрмитаж, где столы, блюда, тарелки невидимой рукой подаются в залу и прислуга не нужна. Вокруг дворца быстро увеличивается слобода - Царское Село с множеством жителей, так или иначе кормящихся дворцом. Тут живут рабочие, подрядчики, мастера, художники, архитекторы, придворные служители, войсковые команды, чиновники и лица царицыной свиты. За время тридцатичетырехлетнего царствования императрицы Екатерины II, Царское Село не только не пришло в упадок, но достигло высшей степени процветания. Чем лучше шли государственные дела, тем больше тратила Императрица на свою любимую резиденцию. К концу царствования Царское Село изменилось до неузнаваемости: выстроен Александровский дворец; Он был построен в конце XVIII века по проекту архитектора Дж. Кваренги. Екатерина II преподнесла дворец в дар своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) к его свадьбе с великой княжной Елизаветой Алексеевной. После смерти Александра I дворец до самой революции продолжал оставаться резиденцией императорской фамилии. С приходом советской власти Александровский дворец был открыт                       для посетителей как государственный музей. Но впоследствии отдельные его помещения принадлежали разнообразным организациям, не имевшим отношения к искусству. Только в 1990-е годы начались работы по реставрации Александровского дворца. Сейчас в частично сохранившихся исторических интерьерах и выставочных залах представлены предметы убранства, личные вещи императора Николая II, его супруги, их детей. Кроме того,  Большой дворец увеличен пристройкой Агатовых комнат, Камероновой галереи, Великокняжеского корпуса, надстройкой Церковного корпуса и возведением Зубовского; сады расширены и украшены множеством новых зданий и памятников в честь сподвижников императрицы; по другую сторону озера возник новый уездный город София. Город София и Софийский собор должны были славить победы России в русско-турецкой войне, подобно памятникам, установленным в Царскосельском парке. Особого упоминания заслуживают такие павильоны, как "Эрмитаж", "Шапель", "Арсенал". В Екатерининском парке находится знаменитая "Камеронова галерея", а в Александровском - необычная Китайская деревня.

Информация о работе Культурно-историческое рождение и развитие Царского села