Культурно-историческое рождение и развитие Царского села

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

). Дворцово-парковый ансамбль Царского Села создавался в течение более чем двух столетий. Это замечательный образец русского архитектурного и ландшафтного искусства. Свою историю Царское Село, как загородная резиденция, ведет еще с начала XVIII века. История Царского Села изучена по периодам правления членов Семьи династии Романовых.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….. 3

2. Рождение и развитие Царского села (1710-1796 гг.)……….4-19
3. История создания Царского села…………………………….19- 29

4. Физико-географическая характеристика…………………….
3.1 Рельеф и геологическое строение……………………….29
3.2 Климат……………………………………………………..29-30
3.3 Почвы, растительный и животный мир…………………30-31

5. Население……………………………………………………….31-35

5. Заключение……………………………………………………..36-39

6. Список использованной литературы…………………………40

Работа содержит 1 файл

Реферат правильный стр.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

   Через 12 лет от начала строительства  Большой Царско-сельской дворец  приобрел тот блистательный вид,  который запечатлен в авторских  чертежах Растрелли и в гравюрах XYIII века (впоследствии частично измененный). Отдельно стоящие дворцовые корпуса Растрелли слил в единый массив, надстроил стены, заново решил декоративную отделку фасадов. Вытянутые в длину фасады он расчленил мощными стволами высоких колонн, опирающихся на рустованные выступы стен  или монументальные фигуры атлантов; балюстраду кровли увенчал пышными резными статуями и вазами; плоскости стен разбил широкими оконными проемами и множеством лепных фигур и орнаментов причудливых очертаний, подчеркнув это художественное богатство контрастами цвета. Лазоревая окраска фасадов усилила впечатление объемности белоснежных колонн. Засверкавшие золотом лепные и резные украшения приобрели динамичность.

    Не менее великолепным, чем фасады, было внутреннее убранство дворца. Основой планировки его интерьеров явилась анфилада. От Парадной лестницы в южном крыле здания один за другим следовали роскошные двусветные залы с живописными плафонами "во весь потолок", зеркалами, вмонтированными в стены, множеством золоченых резных украшений, с узорными паркетами наборного дерева.

    Здесь находились Большой зал  (около 860 м2), предназначенный для проведения придворных празднеств; а также пять обширных антикамер, служивших местом ожидания придворными выхода императрицы.

    Интерьеры северной половины дворца, предназначенные для приема узкого круга придворных и знатных гостей, отличались еще большим разнообразием отделочных материалов и художественных коллекций. Свыше двухсот тридцати полотен покрывали стены Картинного зала и Малой картинной комнаты (впоследствии перестроенной). В Китайском зале, декорированном расписными обоями и скульптурными украшениями "в китайском вкусе", размещались сотни фарфоровых ваз и фигур китайского, японского и саксонского производства. Чудом декоративного искусства называли Янтарную комнату. Вмонтированные ее стены мозаичные панно из натурального янтаря представляли собой уникальную художественную ценность и независимо от изменения эстетических вкусов и стилей, отразившихся в отделке дворцовых залов различных исторических периодов, всегда вызывали изумление и глубокий интерес. Выполненные в 1709 году в Пруссии по проекту А. Шлютера, янтарные панно были преподнесены Петру I в качестве дипломатического подарка  Фридрихом Вильгельмом I, заинтересованным в укреплении связей с Россией - надежной для него опорой против шведской агрессии. "С великим бережением " янтарные панно переправились в Петербург. В 1740-х годах  использовали их для отделки кабинета в Третьем зимнем дворце. А в 1755 году по приказу Елизаветы Янтарный кабинет был разобран, и солдаты на руках перенесли драгоценные мозаики в Царское Село. Отделывая парадный зал, Растрелли поместил между янтарными панно зеркальные пилястры, увенчав их вместо капителей золочеными женскими головками, вырезанными  из дерева русскими мастерами. В пышные янтарные рамы, украшавшие четыре простенка, были вставлены аллегоричные мозаичные картины из разноцветных яшм. Каждый, кто побывал во дворце, не мог забыть о диковинной комнате из "солнечного камня".

    Парадную анфиладу завершал Висячий сад под открытым небом, соединявший залы с дворцовой церковью. В нем на фоне украшенных резьбой стен  стояли экзотические деревья в кадках, мраморный пол покрывали газоны и цветники.

 Висячий  сад располагался над галереей, соединяющей правый флигель с церковью. Сад занимал всю ширину дворца, из Картинного зала сюда проходили через гостиные. Вдоль сада шли три продольные дорожки, их пересекали три поперечные, образуя четыре прямоугольника. Дорожки были выстланы белыми и черными мраморными плитами, оттенявшими яркую зелень газонов. Вдоль дорожек стояли кадки с подстриженными декоративными деревьями, кустарниками, а летом сюда высаживали из оранжерей редкие цветы. Сад украшала декоративная скульптура, простенки между окнами украшала золоченая резьба - атланты, львиные маски и растительные орнаменты. Висячий сад просуществовал недолго, в 1774 году его уничтожили, так как даже свинцовые прокладки, примененные при его создании, не спасали своды от проникновения влаги. В 1780-х годах на месте Висячего сада по проекту архитектора Камерона были созданы новые комнаты дворца.

    Столь же великолепной, как и  парадные залы дворца, создал  Растрелли Дворцовую церковь.  Она была заложена 8 августа 1746 года в присутствии императрицы.  По первоначальному проекту предполагалось, что она будет одноглавой, но через два месяца после торжественной закладки Елизавета Петровна приказала "над церковью ……. купола не делать, но пять глав по пропорции", пятиглавой ее и выстроили.

    Через год, 1 октября 1747 года, был утвержден новый проект иконостаса, созданный Растрелли, существенно отличавшийся от первоначального. Церковь назвали Воскресенской, ее торжественное освещение состоялось 30 июля 1756 года. Убранство церкви отличалось нарядностью, красочностью - темно-голубые стены и иконостас, сверкающая золотом резьба и золоченые колонны, живописные иконы.

    На многоярусном иконостасе были  симметрично расположены большие  иконы, а между ярусами - малые.  Чередование икон больших и  малых размеров  в прямоугольных,  круглых, овальных и квадратных рамах создавало особый декоративный эффект.

    В 1920 году церковь сгорела почти  целиком, успели спасти только  иконы. Церковь воссоздал В.П.  Стасов, он сохранил все декоративное  убранство, заменив лишь золоченую  деревянную резьбу папье-маше, формы для которого выполнялись в полном соответствии с резьбой. В 1823 году плафон Д. Валериани повторил В.К. Шебуев.

    Диковинкой во дворце был Грот, устроенный Растрелли в 1750 году  в первом этаже правого флигеля. Грот украсили различные раковины – огромные "шумовые",витые, маленькие (белые, красные, желтые) и жемчужные. Когда увеличили Грот, привезли новые раковины из Ропши, где хранились раковины из Дербента и Баку, из Астрахани и Архангельска. Дополнили коллекцию "заморскими" раковинами, всего использовали их более тридцати двух тысяч. Но просуществовал Грот недолго, его уничтожили вместе с висячим садом.

    Все основные работы по созданию  интерьеров Большого Царскосельского  дворца Растрелли завершил к  1756 году, в дальнейшем выполнялись  только незначительные детали.

    Дворец - композиционный центр огромного  Царскосельского ансамбля.

    В новой части Царскосельского  парка (ныне Александровский парк) Растрелли построил павильон  Монбижу (фр. mon bijou - моя драгоценность,  мое сокровище), расположенный симметрично Эрмитажу. Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца, существовавшего в Царском Селе еще с 1715 года. В 30-х годах XVIII века Зверинец был совсем заброшен и превратился в настоящий лес, его просеки постепенно зарастали. В 40-х годах XVIII века часть этой территории превратили в новый регулярный сад.

    В 1750 - 1752 годах по проекту Растрелли  вокруг Зверинца каменную стену с бастионами по углам. И на месте пересечения двух просек возвели павильон Монбижу, который пользовался для отдыха и обедов после охоты, почему часто павильон называли Охотничьим. Здание разобрали в конце XVIII века, и в 30-х годах XIX столетия на его месте построили Арсенал по проекту архитектора А.А. Менеласа.

    Грот - павильон, характерный для  дворцовых парков середины XVIII века, построили справа от Эрмитажной аллеи, на берегу Большого пруда. Проект этого павильона Растрелли разработал летом 1749 года.

    Главный фасад павильона обращен  в сторону пруда, который в  то время имел правильную геометрическую  форму. Специально для Грота  сделали небольшой прямоугольный выступ, и павильон, окруженный водой, красиво в ней отражался. Расположение Грота позволило соорудить удобную пристань, о которой Растрелли писал: "С краю этого здания я устроил большую террасу с балюстрадой, имевшую с каждой из двух сторон мраморный сход, по которому императрица, выходя из названного Грота, могла спускаться к пруду и садиться в лодку для охоты на бекасов".

В годы царствования Елизаветы Петровны велись работы не только по строительству  дворца с его парадным двором и  циркумференциями, но и по строительству Старого и Нового садов, входивших в большой дворцово- парковый комплекс.

    Новый сад разместился с противоположной  стороны дворца по отношению  к уже существующему саду, который  тогда стали называть Старым. Это название сохранилось до  настоящего времени. Новый сад  был включен в последующем  в ансамбль Александровского парка.

    Автор проекта Старого сада  этого периода не известен. Над  практическим воплощением проекта  работали садовые мастера Яков  Рахлин и Корнелиус Шрейдер.

    В композиции сада было сохранено  принципиальное решение предыдущего периода, но в нее были привнесены элементы парадности, отвечавшие архитектуре зданий и назначению ансамбля того времени.

Планировка  Нижнего плодового сада была сохранена. Все три аллеи оформлены стриженными  зелеными стенами. Дуговая дорожка, пересекающая три радиальные, образовывала в центре у Нижнего сада полукруглую площадку, обрамленную зеленым амфитеатром, украшенным скульптурой. Восточной границей этого участка являлся Рыбный канал, за которым начиналась Эрмитажная роща.

Главным элементом убранства садов, господствующих тогда регулярных приемов, являлась стриженая растительность, которая своими геометрическими формами удачно подчеркивала причудливость барочных фасадов дворца и павильонов, представляла прекрасный фон для скульптуры, объединяя их в прекрасный ансамбль.

В результате многолетнего труда талантливых  русских и зарубежных мастеров в  конце 1756 года царско-сельская резиденция была отстроена. Отныне Царское Село стало местом официальных приемов русской знати и иностранных послов, которых приводили во дворец "для показания в покоях любопытства достойного украшения".

  Елизавета  до конца своих дней любила  Царское Село больше всех других  своих резиденций. В последний  раз Императрица Елизавета была  в своем  любимом Царском Селе 8 сентября 1761 года, когда перед отъездом приняла во дворце угощения от Царскосельского управителя Удалова. Во время обеда играли два музыканта на скрипках, и был произведен пушечный салют при " питии за здравие Ее Величества".

  Отец  и сыновья Удаловы управляли  вотчиной Цесаревны-Императрицы всю ее жизнь и вынесли на своих плечах все хлопоты по обращению небольшой малодоходной Сарской мызы в блистательную резиденцию  пышного двора. Оказав Удалову честь принять от него перед отъездом обед, Императрица как бы простилась со своими верными и честными слугами: 25 декабря того же года Государыни не стало. 

Новый этап в истории Царского Села наступил во второй половине XYIII века.

Царская резиденция значительно выросла  и приобрела тот художественный облик, который, в основном, сохранился до нашего времени. Это произошло при Екатерине II, и с тех пор дворец и парк стали называться Екатерининскими.

 Прежде  всего, изменение художественного  стиля проявилось в садово-парковом  искусстве. В парковых постройках, возведенных В. Нееловым и его  сыновьями - И. Нееловым и П. Нееловым, Посвятившими строительству Царскосельского ансамбля всю свою творческую жизнь, нашли отражение классические каноны. Украшением Екатерининского парка стал, сооруженный В. Нееловым, Мраморный мост. Не менее заметное место в старой части сада занимали и построенные в 1777 - 1780 годах по проекту И. Неелова в формах раннего классицизма Верхняя ванна ("Мыльня Их Высочеств") и Нижняя ванна ("Кавалерская"). Первая предназначалась для царской семьи, вторая - для придворных. Обеим постройкам архитектор придал черты парковых павильонов.

   В то же время в разных  концах Екатерининского  и  Нового сада возникали затейливые  сооружения экзотического вида, с чертами архитектурного стилизаторства. Так, построенная В.Нееловым беседка * Большой каприз*, возведенная на высокой насыпи на границе Екатерининского, открыла целую группу парковых сооружений в ложно китайском стиле: Скрипучая беседка, Китайский театр, Китайская деревня, серия Китайских мостов.

   Другие постройки В. Неелова  - Адмиралтейство, Эрмитажная кухня - стилизованы под английскую готику. В течение немногим более одного десятилетия пейзажный парк, созданный В. Нееловым, оказался насыщенным архитектурными памятниками, как правило связанными общностью темы. Победы русского оружия, одержанные во время войны с Турцией ( 1768-1774) , нашли отражение мемориальных сооружениях, созданных по проектам А. Ринальди ( Кагульсикй обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна) и Ю. Фельтена ( Башня-руина).

    Одновременно со строительством  парковых павильонов по приказу

Екатерины II осуществлялась новая перестройка  Большого (Екатерининского) дворца, который казался императрице недостаточно вместительным. В 1779-1792 годах с северной и южной сторон дворца по проектам Ю. Фельтена и В. Неелова возводятся четырехэтажные флигеля- Церковный и Зубовский. При этом пришлось сломать две Антикамеры и парадную лестницу Растрелли. Перенос главного входа в центр здания исказил не только внешний облик дворца, но и задуманную зодчим Золотую анфиладу. В 1789-1792 годах И. Неелов возводит обособленный  дворцовый флигель (*великокняжеский*), связанный с основным зданием перекинутой через дорогу аркой переходом. Неелов очень тактично включил в барочный дворцовый ансамбль новое здание, решенное в лаконичных формах классицизма. Простота архитектурного решения флигеля, позже отданного Царскосельскому Лицею, оттенялась пышностью дворца Растрелли.

Информация о работе Культурно-историческое рождение и развитие Царского села