Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:25, доклад
Более операциональное и более научное определение росийского общества как многоэтничного или многокультурного, вместо политически и эмоционально нагруженной формулы «многонациональности». Хотя последняя формула закреплена в тексте Конституции и представляет собой один из молельных образов многих спецов по так называемому национальному вопросу, современный академический подход представляется более важным, чем умственная привычка и оглядки доморощенной политкорректности, в которую вынуждены играть политики и часть ученых
Еще более
сложен вопрос признания казачества
в качестве одной из российских национальностей.
Горизонтальная двойная идентичность
переписью и наукой пока не признана:
здесь только взаимоисключающий
принцип – или русский, или казак; или
казак? или калмык. В этой ситуации наша
позиция была не признавать казаков в
качестве отдельной этнической общности.
Но политическая мобилизация со стороны
казачьих лидеров и их структур по вопросу
участия в переписи может дать в качестве
своего результата наличие в первичных
материалах большой группы населения,
которая назовет себя казаками. Переписывать
их в русских или в калмыков по косвенным
данным о владении языками не представляется
возможным по ряду причин. Видимо, часть
мужиков, в отличии от большинства их жен,
станут новым (старым) народом, но что будет
дальше, сказать трудно.
В итоге общество научится более спокойно воспринимать этническую мозаику, в том числе ее сложность и динамичность, и, самое главное – не будет связывать с этим фундаментальные вопросы организации гражданской жизни и политического управления.
Перспективы
этнической динамики
В последнее
и ближайшее десятилетие
Три важнейших
фактора определяют этнический состав
населения России: естественное движение
населения, миграции и смена идентичностей.
Роль двух последних будет возрастать,
первого — снижаться. Но он сохраняет
свою значимость, хотя только по темпам
рождаемости и по уровню смертности прогноз
в данной сфере делать противопоказано,
как и в отношении общей численности населения.
И все же, о чем свидетельствует перепись
и некоторые другие данные?
Как вам
известно, первые данные об общей численности
населения уже посрамили прогнозы
о вымирании России, они посрамят и прогнозы
о вымирании русских или малочисленных
народов Севера и Сибири. Общая численность
населения объявлена Госкомстатом в 145,1
миллионов человек. Это на два миллиона
больше, чем гласила текущая статистика,
и на три миллиона меньше, чем было в 1989
г. Недоучет населения объявлен в 7%. Это
много для всеобщей переписи, но в реальности,
возможно еще больше. Но даже если взять
самую минимальную цифру незарегистрированных
(их называют нелегальными) иммигрантов
в три миллиона, тогда наличное население
страны будет таким же, как в 1989 г., а в реальности,
возможно, больше. Будь перепись обязательной,
как во всех других странах население
России вполне могло бы выйти на численность
в 150 миллионов человек. Это – расплата
за нашу некомпетентность и мигрантофобию.
По прогнозам,
доля русских в России останется
на уровне 80-83%, благодаря миграционной
составляющей и благодаря сохраняющейся
престижности русскости в нашей
стране, когда потомки смешанных
браков, хотя и не в прежних объемах,
но предпочитают выбирать русскую идентификацию.
Последний фактор сохранит свою значимость
в определении численности русских и на
будущее, как, кстати, и для ряда других
крупных нерусских народов на территории
соответствующих республик. Русские будут
пополнять свои ряды и за счет более инклюзивного
понимания самой русскости, независимо
от звучания фамилии или фенотипа.
Страна
вернется, должна вернуться к ситуации,
которая была в предыдущие эпохи,
когда русскими считались все
православные или великороссы, малороссы
и белорусы. Но вернуться должна не сама
формула, а ее принцип, что русские фамилии
могут оканчиваться на «ян» или на «ко»,
а внешний облик вообще не имеет отношения
к этнической идентификации. Вернется
формула П. Струве – «русский — это тот,
кто участвует в русской культуре». У А.С.
Пушкина были обидные клички за его «эфиопскую
внешность», но только в те времена никому
не приходило в голову не считать его русским
человеком. Узко этническая нагрузка понятия
«русский» пришла в Россию уже после революции
1917 г., когда начали конструироваться социалистические
нации, и без русской нации эта номенклатура
была бы неполной. Тем не менее, еще в переписи
1926 г., когда в стране впервые всеобщей
переписной процедурой поделили население
на категории под названием «национальности»,
в инструкции переписчикам было записано
уточнять у опрашиваемого, если он называет
себя русским, не является он малороссом
или белорусом.
Сегодня
эти три формы идентичности сильно
разошлись, но в самой России миллионы
украинцев, белорусов, евреев, армян и
многих других, а также миллионы потомков
смешанных семей, являются и считают себя
русскими, хотя внятно заявлять это пока
не научились, будучи обременены бытовой
стереотипизацией, процедурой фиксации
этнической идентификации (перепись 2002
г. упустила шанс исправить формулировку
вопроса) и этнонационалистичным обществознанием.
На все эти три фактора можно сравнительно
легко оказать воздействие: сначала умными
и незашоренными научными трудами, корректными
текстами законов и официальных документов,
затем эти мысли подберет журналистика,
а в грамотном обществе и народ уже на
следующий день говорит языком газет и
телепередач. Именно расширение понятия
русскости, зауженного в сравнительно
недавние времена, и ассимиляция в пользу
русских, существующая в стране уже веками,
будут основным компенсаторным механизмами
сравнительно более низкой рождаемости
среди культурно доминирующей этнической
общности России.
Представляется
существенным пространственное изменение
в процессе размещения этой части населения
в соотношении с другими группами. Недавняя
динамика населения показывает (данные
переписи это подтвердят), что число и
доля русских и других так называемых
«нетитульных» народов сокращается в
большинстве этно-территориальных автономий,
особенно в республиках Северного Кавказа.
Этот процесс вызван не экономикой и даже
не проблемой безопасности (не берем в
расчет Чечню), а политикой и морально-психологическим
климатом.. Ситуация может стать еще хуже,
если молодые парни из Ингушетии, Дагестана,
Кабарды или Адыгеи будут унижаться и
подвергаться насилию в других регионах
страны и в результате воздерживаться
от миграции и даже контактов в собственной
стране, ограничивая жизненное пространство
«своей» республикой. Растущие в результате
более высокой рождаемости регионы страны
окажутся этнически гомогенными изолятами
с избытком трудовой силы и с завышенными
социальными ожиданиями образованного
населения. Уже сейчас многие родители
в этих республиках боятся посылать своих
детей учиться в вузы остальной России.
Это более чем тревожная тенденция.
Некоторые
ученые-демографы говорят о
Естественный
прирост населения между двумя
переписями произошел только в очень
малом числе регионов и среди небольшого
числа этнических групп. Только дагестанцы,
чеченцы и ингуши, и еще, возможно, две-три
группы северокавказских народов имели
естественный прирост за счет сравнительно
высокой рождаемости. Возможно, она была
выше, ибо общие данные о численности населения
республик ухудшает отъезд русских: тысяча
родившихся ингушей и тысяча уехавших
русских дают нулевой рост населения.
Более высокая рождаемость среди североокавказцев
и некоторых других нерусских народов
будет сохраняться, и состав первой десятки
самых многочисленных народов изменится
под влиянием этого фактора. В середину
десятки поднимутся чеченцы, что означает
необходимость более внимательного и
конструктивного отношения всего российского
общества к трагической ситуации в Чечне.
В первую десятку могут войти казахи, узбеки.
Для некоторых других групп (азербайджанцы и казахи) продвижение в первую десятку произойдет за счет состоявшейся недавней иммиграции представителей репродуктивных возрастов и выигрыша от этого в сфере рождаемости. В целом будут расти численно и увеличивать свою долю в населении России представители народов так называемой исламской традиции. Первую десятку могут покинуть удмурты, немцы, башкиры, но во второй они останутся. При должном ответе на эти изменения, в том числе и через демобилизацию и разгосударствление этничности, эти тенденции не сулят особых коллизий для российского народа как единого гражданского и социокультурного сообщества.
Миграционный вызов
В течение 90-х годов произошло увеличение миграционного прироста населения России. Прирост населения достиг максимума в 1994 г. (810 тыс. человек), но затем снижался. В 2000 г. он упал до 214 тыс. человек. Миграционный прирост населения России был обеспечен за счет бывших республик СССР, в обмене с которыми она увеличила свое население на 4,5 млн. человек, тогда как в обмене с другими странами Россия потеряла 1 млн. человек. Однако увеличение миграционного прироста России происходило в условиях сокращения миграционного движения – как въезда в Россию, так, в особенности, выезда из нее. Именно за счет более быстрого сокращения выезда из России в бывшие союзные республики (а не за счет увеличения выезда из них в Россию) и образовался значительный миграционный прирост 90-х годов. К концу десятилетия возможности поддержания миграционного притока за счет сокращения выезда были исчерпаны. Следует сделать вывод, что Россия упустила уникальный шанс забрать качественное и культурно близкое население из числа бывших соотечественников. Более того, делаются попытки вытолкнуть уже состоявшихся мигрантов из других регионов некогда единой страны или ограничить этот приток. Достаточно привести пример несостоятельной политики в отношении месхетинских турок в Краснодарском крае, которая, к великому сожалению, была поддержана специальным (а, по сути, — нереализуемым и провокационным) постановлением Совета Федерации по данному вопросу.
Современные
миграционные тенденции свидетельствуют
о быстром сокращении притока
населения, тогда как страна нуждается
в его весьма значительном росте. По
оценкам Ж.А. Зайончковской и А.Г. Вишневского,
потребности в миграционном приросте
колеблются от 35 до 120 млн. человек в предстоящие
50 лет (от 700 тыс. до 2,3 млн. в год). На этом
фоне даже ежегодная нетто-миграция порядка
700 тыс. человек в год в ближайшие 25 лет,
а тем более нетто-миграция, превышающая
1 млн. человек в год, кажется очень большой,
а потому и маловероятной. Столько много
народа в Россию не въедет и в этом не будет
такой нужды, если лучше посчитать нынешнее
население. Тем не менее, Россия не сможет
избежать приема крупных иммиграционных
потоков.
Их неизбежность
диктуется внутренней демографической
ситуацией в стране. Сокращение численности
населения ставит Россию перед очень
жестким выбором. Она должна будет
либо смириться с быстрой потерей своего
места в мировой демографической иерархии
и непрерывным ухудшением и без того не
лучшего соотношения население/территория
со всеми вытекающими отсюда последствиями,
либо открыть двери иммиграции.
Прогнозируя
будущее развитие событий, нельзя не учитывать
демографическую ситуацию за пределами
России, в частности, перенаселенность
сопредельных стран — ее южных соседей
и растущую мобильность их населения.
Отсюда неизбежно будет нарастать миграционное
давление. Оно найдет свое проявление
в нелегальной миграции, сдерживать которую
станет все труднее и на которую придется
отвечать расширением легальных возможностей
иммиграции.
За счет
иммиграционного притока
В целом
отношение к миграции должно включать
несколько важных принципов и
учитывать ряд моментов на будущее,
кроме ныне возобладавшего антимиграционисткого
курса с целью через конструирование ложной
угрозы национальной безопасности обеспечить
на предстоящие два года консолидацию
электората и «основного населения» вокруг
фигуры президента. Во-первых, нынешнее
унижение, прямое и косвенное насилие
в отношении мигрантов очень скоро
отзовутся реваншем их подросших детей,
которые, будучи коренными москвичами
или краснодарцами, не дадут себя в обиду.
Во-вторых, экономические потери и ухудшение
многих сфер жизни в связи с уходом или
сокращением числа мигрантов не могут
быть компенсированы никаким душевным
спокойствием. В-третьих, общество и его
правоохранительные структуры не готовы
к тому, что могут возникнуть массовые
проявления насилия и даже волнения. В
итоге, общество не консолидируется, а,
наоборот может произойти его глубокий
раскол.
Миграция сулит благо для России, но превращать отношение к ней в элемент политических технологий крайне опасно. При адекватной академической экспертизе, прежде всего о пользе миграции для населения, и при более квалифицированном и ответственном правлении Россия в XXI в. может стать страной массовой иммиграции, какой была Америка в XIX и XX в. и какой была Россия в XVIII в. при Екатерине Великой.
Информация о работе Культурная мозайка и этническая политика в России