Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:29, курсовая работа
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основания изучения здорового образа жизни в социальной медицине.
1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни……………………………4 1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства………………………………………………………………………..8Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ.
2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья…………………………………………………………………………12
2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе…………………………………………………………16 2.3. Православие. Буддизм. Ислам……………………………………………17
Выводы…………………………………………………………………………20 Литература………………………………………………………………………22
Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ.
2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья.
В жизнедеятельности
человека не может быть ни
одного обстоятельства, ни одного
показателя, который не сказывался
бы на той или иной стороне
здоровья. Вот почему сам перечень
таких аспектов
Помимо общепризнанных физического, психического,
социального компонентов следует учитывать
сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический,
информационный и многие другие субстраты.
При этом в оценке здоровья исключительно
важное значение имеют морально волевые
и ценностно-мотивационные характеристики.
Нельзя недооценивать и личностно-психологический,
свойственный лишь человеку компонент
(в виде внушения и самовнушения). Участие
религиозных организаций в общественной
жизни имеет давние исторические традиции.
Духовная и материальная помощь нуждающимся
– органическая часть религиозно-нравственной
культуры всех существовавших цивилизаций,
важная часть идеологии и практики различных
конфессий.
Социальные функции религии (религиозных
организаций):
- морально-психологическая поддержка страждущих,
- успокоение отчаявшихся,
- смягчение социальной напряженности,
- улаживание этнических и национальных конфликтов,
- нейтрализация общественных язв и неурядиц,
- миротворческая,
- воспитание морально-нравственных качеств в обществе,
- материальная поддержка (милосердие,
благотворительность и т.д.) Религия –
система нравственных предпочтений, норм
и заповедей, тесно связана с вероучением,
догматикой и опирающаяся на идею Бога.
По своему содержанию всякая религиозная
мораль – выражение интересов общества,
ее действительной основой являются социально-исторические
условия. Религия возникла с момента объединения
людей в племена, общности, когда стояла
необходимость объединения с целью борьбы
с бедствиями, врагами.
Объединяющая роль религии, основанная
на вере в Бога, управляет судьбами людей
и требует исполнения заповедей. В средние
века роль церкви усиливается, тем самым
она берет на себя попечительство и поддержку
страждущих. Наряду с культурой, наукой,
образованием, религиозные моральные
ценности являются необходимым компонентом,
фактором духовного обогащения, развития
человека, развития его морально-нравственных
качеств, а также основанием оказания
помощи. Роль религии в обществе – невидимое
воспитание в каждом человеке морально-этических
норм, правил поведения в повседневности,
сочувствия, великодушия, сострадания,
человеколюбия. Издавна церковь создавала
приходские попечительства – форма организации
благотворительной деятельности в России,
соединяющая конфессиональные и светские
начала.
Устраивались богадельни, «убогие дома»,
«скудельницы», ремесленные школы, больницы,
школы. Из церковной казны выделялись
деньги на нужды обездоленных, устраивались
приюты. В последнее время российские
конфессиональные организации активизировали
свою социальную активность. Для координации
деятельность Православной церкви при
Московском патриархе создан специальный
отдел по церковной благотворительности
и соц. служению.
В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести
и религиозных объединениях». Основная
проблема на сегодня – налаживание сотрудничества
светских и религиозных организаций, координация
их деятельности, совершенствование правовой
базы. Включение церкви в социальную систему
осуществляется в основном через политико-идеологическую
сферу, где складывается особый тип взаимоотношения
церкви и государства. Государство оказывает
церкви всемерную поддержку для внедрения
религиозной идеологии в массы и тем самым
способствует упрочению ее положения
в обществе. Церковь же в интересах государства
навязывает народным массам определенные
стандарты поведения и мышления, стремится
затормозить процесс становления классового
сознания трудящихся, приглушить их недовольство
против угнетателей. Здоровый индивидуум
и здоровое общество – это синонимы . Поэтому
важно с детства привить человеку привычку
к здоровому образу жизни, который напрямую
связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем
нравственным.
Так что же такое "здоровый образ жизни"?
На наш взгляд, здоровый образ жизни –
это индивидуальная система разумного
поведения человека на фундаменте культурно-исторических,
нравственно-религиозных и национальных
традиций, присущих нашей православной
цивилизации: оптимальный двигательный
режим, закаливание, рациональное питание,
рациональный режим жизни, отсутствие
болезней и вредных привычек, что обеспечивает
человеку физическое, душевное, духовное
и социальное благополучие (здоровье)
в реальной окружающей среде (природной,
техногенной и социальной) и активное
долголетие . При переходе людей к здоровому
образу жизни происходит следующее:
- изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
- исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
- хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;
- увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
- половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.
Для перехода к здоровому
образу жизни полезно переориентирование
сознания и психики человека с болезни
на здоровье, ибо болезнь это итог не столько
физической, сколько духовной несостоятельности
человека. С точки зрения современной
науки существуют несколько основных
условий правильного, здорового образа
жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная
зрелость личности (духовность) – высший
уровень развития и саморегуляции зрелой
личности, когда основными ориентирами
ее жизнедеятельности становятся непреходящие
человеческие ценности, базирующиеся
на христианской этике и мировосприятии.
Имеется в виду человеческая жизнь на
путях добра и справедливости в непрестанном
противодействии Злу, в том числе и внутри
душевно-духовного мира самого человека,
где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение
Добра и Зла. Индифферентное или скептическое
отношение современного общества секулярного
гуманизма и массовой культуры к традиционным
духовно-нравственным, культурно-историческим,
религиозным ценностям и социальным нормам
привело к тому, что современные люди -
атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную
с социальной ответственностью, системой
нравственных координат, утратили живое
чувство Добра и Зла. Взаимодействие традиционных
религий и медицины в формировании здорового
образа жизни необходимо обеспечивать
с учетом следующих принципиальных положений:
1. Одной из причин глубокого
кризиса современного
2. Здоровье человека, его телесно-духовная
ценность является тем краеугольным камнем,
на котором строятся совместные усилия
медицинских, образовательных, спортивных
учреждений и религиозных объединений
по формированию ценностного отношения
к здоровью.
3. Насущными задачами
в деле налаживания
4. Особая необходимость
диалога между медициной и
религией вызвана
5. Для поддержания здоровья
личности и народа в
6. Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования
безопасности от использования оккультных,
зависимых состояний, недопущения использования
лечебных практик без соответствующего
медицинского сопровождения.
7. При оказании религиозно-
2.2 Роль религиозных организаций
в охране здоровья в
Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:
1. Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фактор ухудшающий состояние здоровья нации;
2. Употребление ПАВ неприемлемо,
причем это утверждается не только современными
священнослужителями (как в случае с абортом),
но также подробно рассматривается в древнейших
религиозных книгах с позиции максимального
ограничения.
Религиозные организации также играют
огромную роль, предлагая современной
медицине эффективный альтернативный
путь преодоления патологической зависимости
от вредных привычек;
3. Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных заболеваний. У мусульман, например, личная гигиена сакрализована, что имело определенные исторические предпосылки: бытовые условия кочевых племен в засушливой климатической зоне затрудняли поддержание чистоты тела при сопутствующем риске развития инфекционных заболеваний. Считается, что применение омовения в качестве религиозного ритуала повышало распространенность основ гигиены за счет предубеждений веры.
4. Любая религия расставляет
приоритеты в значении пищи для жизни
человека, строго определяя качественный
и количественный состав продуктового
рациона. Источником этих приоритетов
является культурно-историческая основа
конкретного этноса и степень богатства
природных ресурсов в коренной для данной
религии местности.
5. Нематериальная сущность религиозной
веры предполагает также утверждение
определенных психологических установок
(т.н. «духовной позиции»). Определяются
границы и способы развития умственной
работоспособности и методы адаптации
и реабилитации при неврозах и т.д.
С другой стороны, несмотря на некоторые
схожие черты, все религии имеют определенные
различия. В условиях этнического и национального
разнообразия населения России представляется
необходимым особо отметить три наиболее
распространенных религиозных течения:
православное христианство, мусульманство
(ислам) и буддизм.
2.3. Православие.
Православие рассматривает
человека в триединстве: Дух,
душа и тело. А медицина исключает
Дух, избирая объектом
Православие же считает, что очень много
зависит от Духа человека, выстраивая
такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом
ни в коей мере церковь не призывает забыть
о теле. Наоборот - грех не заботиться о
нем, ведь тело - сосуд Духа. Среди грехов
- болезней, разрушающих как личность,
так и род, и народ, Православная Церковь
называет семь смертных грехов: чревоугодие,
пьянство, распутство, жадность, гнев,
гордыня, уныние. Существенно снижают
сопротивляемость организма болезням:
грубость, себялюбие, повышенная тревожность,
суетность, тщеславие.
Напротив, полезны для здоровья переживания
таких благородных чувств, как: приветливость,
бескорыстие, беспристрастие, терпение,
благожелательность, стойкость, правдивость,
совестливость, сострадание, ясность ума,
детская способность взрослого человека
удивляться (эмоция, свойственная только
человеку). Одно из непременных условий
жизни православных людей - соблюдение
постов. Пост - это не только запреты на
определенные продукты питания, но и большая
духовная работа. Это особые периоды, когда
Господь показывает человеку, как мало
ему надо, освобождает ему время для раздумий
о божественном. А результаты поста в чисто
телесном плане - чистка организма, укрепление
здоровья.
В связи с низкими демографическими и
социально-экономическими показателями
жизни горожан и необходимостью активизации
использования духовных начал в решении
данных проблем, Православная епархия
России предлагает проведение ряда мероприятий:
- организацию часовен и молельных комнат в лечебно-профилактических учреждениях;
- содействие медицинскому персоналу православного вероисповедования в консолидации по духовному окормлению пациентов и их родственников;
- систематические выступления перед медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений по проблемам духовного окормления;
- организацию при лечебно-профилактических учреждениях обществ православных врачей и сестер милосердия.
Буддизм За свою 2500-летнюю историю
буддизм направлял свою энергию внутрь
в стремлении научить ум понимать психическое
состояние счастья, опознавать и обезвреживать
источники негативных эмоций и культивировать
такие эмоциональные состояния, как сочувствие,
для улучшения жизни человека и общества.
Уже в течение нескольких десятков лет
в США проводятся научные исследования
кратковременного воздействия медитации
на нервную систему. Обнаружилось, что
медитация сокращает показатели стресса,
например, ускоренное сердцебиение и потоотделение.
Эти исследования стали основой для тренингов
на расслабление.
Однако буддийская практика делает упор
на необратимые изменения в психической
активности, а не только на кратковременные
результаты. И учёных всё больше интригует
тот нервный и физический стимул для долговременных
изменений, который достигается годами
интенсивной практики. Отличительной
чертой буддизма с позиции здравоохранения
является духовная направленность жизнедеятельности
на обретение гармонии с окружающим миром.
Единение с природой прослеживается в
традиционной медицине тибетских монахов,
вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование
предпочтительно к внешнему.
Ислам Каждая религия по-своему
воспитывает своих приверженцев.
Респондентов спросили, чему, по их мнению,
учит, как воспитывает людей ислам. На
этот вопрос попробовали ответить 53% опрошенных.
При этом 25% высказали позитивно окрашенные
суждения, 24% - негативно окрашенные, а
12% - нейтральные, неопределенные или двойственные.
По мнению опрошенных, отметивших положительные
воспитательные свойства ислама, эта религия
прививает своим приверженцам нравственные
ценности, учит "доброте, чистоте, верности,
трудолюбию, дружбе", "мужеству",
"миролюбию, человеколюбию", "честности,
справедливости", "уважению старших",
"соблюдению традиций", "миру, согласию",
"хорошему поведению молодежи". Кроме
того, ислам учит вести "здоровый образ
жизни", запрещает "гулять", "пить
и курить".
Иными словами, респонденты, позитивно
оценивающие воспитательную роль ислама,
говорили о законах общежития, которые
предписывает соблюдать эта религия. В
исламе большое значение уделяется чистоте
и гигиене человека. Символично, что каждая
книга по мусульманскому праву, как правило,
начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).
Неотъемлемой частью мусульманской культуры
являются горячие бани. Эти гигиенические
сооружения появились в Мавароуннахре
и Туркестане на основе имеющихся местных
бань только с внедрением ислама.
Привнесенная с Ближнего Востока конструкция
получила здесь дальнейшее развитие. В
Ташкенте открыта и изучена археологами
баня конца XV-XVI веков. Этнические, национальные
и религиозные особенности в формировании
здорового образа жизни