Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:37, контрольная работа
Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения. Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………...2
Раннее средневековье, V-XI в.в………………………………………………...3
Высокое (классическое) средневековье, XII-XIV в.в…………………………10
Позднее средневековье, XV-XVI в.в…………………………………………...12
Заключение ……………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………..16
Горожанин в большей степени был подчинен порядку, созданному им самим, чем к природным ритмам. Он более четко отделял себя от природы и относился к ней как к внешнему объекту. Город становился носителем нового отношения к времени: время движется не по кругу, а по прямой, и причем довольно быстро. В XIII веке на городских башнях устанавливаются механические часы. Они служат не только предметом гордости горожан, но и удовлетворяют неслыханную прежде потребность - знать точное время суток. Время становится мерой труда.
Жизнь средневекового горожанина регламентировалась во всех проявлениях. Цеховые (цехи - объединения ремесленников по профессиям) уложения регулировали не только производственные вопросы, в них входили указания о порядке крещения, проведения свадеб, видах одежды и т.д. Цех был той формой, в которой проходила вся жизнь ремесленников, а также их семей. Именно в цеховой среде вырабатывалось принципиально новое отношение к труду. Ремесленник рассматривал труд как источник не только существования, но и морального удовлетворения. Создавая яркое, неповторимое изделие, мастер одновременно утверждался в мысли о собственной значимости и неповторимости. Таким образом, в городах рождалась необычная для средневековья мысль, что человек - не только часть какого-то сообщества, но и индивидуальность, ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющимся в повседневном труде.
В средневековом обществе город противостоял всем: феодалам, стремившимся поживиться за его счет; церкви, если она вмешивалась в его внутренние дела. В ходе многовековой борьбы за самоуправление в городах выковывались представления о свободе и равноправии.
Свободный, осознавший свою индивидуальность горожанин средневековой Европы становился носителем новой системы ценностей. Именно в городе формируется в дальнейшем культура Возрождения.
Образование в средневековой Европе выступало прежде всего как образование религиозное. В период раннего средневековья школы имелись только в монастырях. Монастыри сыграли важную роль в сохранении образованности в период культурного упадка. При организации церковных школ были использованы некоторые знания античности. Система "семи свободных искусств" делилась на две части: тривиум и квадривиум. Тривиум включал в себя грамматику, диалектику, риторику, квадривиум - арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Грамматика считалась "матерью всех наук", диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. "Математические дисциплины" - арифметика, музыка, геометрия, астрономия - мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии.
Высокое (классическое) средневековье, XI-XIV в.в.
С XI века начинается устойчивый подъем средневековых школ. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов возникают светские городские школы (частные и муниципальные), не подвластные прямому диктату церкви. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры, происходившие из разных слоев. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV веке появились школы с преподаванием на национальных языках.
В XIII веке в Европе возникают университеты: Парижский - во Франции, Оксфордский и Кембриджский - в Англии, Палермский и другие - в Италии. В конце XV века насчитывалось уже 65 университетов. Университеты обладали юридической, административной, финансовой автономией, которые даровались ему специальными документами государя или папы. Средневековый университет имел несколько факультетов; младшим факультетом, обязательным для всех студентов, был артистический, на котором в полном объеме изучали семь свободных искусств. Другие факультеты - юридический, медицинский, богословский. Занятия в университетах обычно проходили в форме лекций: профессора и магистры читали и комментировали труды авторитетных церковных и античных авторов. Устраивались публичные диспуты на темы богословского и философского характера. Преподавание велось на латинском языке.
Университеты стали центрами развития философии и науки. Они заменили бывшие церковные высшие теологические школы, но и в университетах ведущую роль играла христианская теология. Средневековая университетская наука получила название схоластики (от латинского слова "школа''). Схоластическое знание - это, по сути, умозрительное знание. Наиболее ярко схоластика отразилась в средневековом богословии и философии. Через всю средневековую философию проходит полемика реалистов и номиналистов об универсалиях (понятиях). Начало полемики связано с постановкой вопроса о Троице: как Бог может быть единым в грех лицах? В дальнейшем споры вылились в дискуссию над философской проблемой соотношения общего и единичного. Реалисты утверждали, что существуют прежде всего общие понятия, а единичные вещи производны от них. Номиналисты настаивали на том, что единичные вещи реально существуют и на их основе образуются общие понятия. Номиналисты внесли значительный вклад в развитие схоластической логики.
С XI века в результате крестовых походов Европа начинает знакомиться с культурой арабского Востока и Византии. Как в свое время арабы переводили греческие, индийские и другие трактаты, так в Европе теперь начинают переводить арабские рукописи. Другой канал проникновения восточной "учености" в Европу - Испания, которая в течение нескольких столетий была арабской провинцией. Благодаря культурным контактам в Европе вводится арабская система исчисления (до этого европейцы пользовались неудобными римскими цифрами, которые значительно усложняли математические операции). Через арабское посредничество Европа познакомилась с наследием великого греческого философа Аристотеля, при этом на латынь переводились арабские версии его сочинений. Только с XIII века труды Аристотеля стали переводить непосредственно с греческого языка. На латинский язык переводились труды греческих и арабских ученых: Архимеда, Гиппократа, Авиценны и др. Знакомство с этими трудами способствовало распространению в XIII веке вольнодумства и рационализма в европейской науке.
Важное место в научной культуре средневековой Европы занимала алхимия. Алхимики, занятые поисками «философского камня», способного превратить недрагоценные металлы в золото или серебро, попутно сделали ряд важнейших открытий. Были изучены свойства разнообразных веществ, способы воздействия на них, осуществлено получение различных сплавов и химических соединений. Таким образом, алхимия являлась предшественницей современной химии. Вместе с тем она представляла собой специфический феномен средневековой культуры, сочетающий магическое и мифологическое видение мира с трезвым практицизмом, рациональной логикой и экспериментальным подходом.
Позднее средневековье, XV-XVI в.в.
Рост городов, торговли приводит уже в период позднего средневековья к расширению и наполнению практического, опытного знания. Были изобретены часы, налажено производство бумаги, открыто книгопечатание, появились зеркало, очки. Значительно обогатились географические знания. В XIV-XV веках были составлены многочисленные описания новых земель, карты, атласы.
В средневековой культуре Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль искусства. Это было вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией. Христианство отвергало творимые искусством чувственные, "телесные" формы, способные возбуждать "греховные желания". Но в средневековом обществе грамотность была уделом немногих, и сделать догматы религии доступными и понятными людям могло только изобразительное искусство, придав им чувственно-наглядный характер. Поэтому искусство занимает исключительное положение в средневековой культуре, так как было обращено ко всем слоям общества; архитектура и скульптура наряду с устным словом стали "проповедью в камне" для неграмотных.
Для того, чтобы изображения воспринимались, как воплощение божественного, необходимо было сделать их иными, чем привычные всем земные явления, оторвать их от привычного окружения, исключить из земных переживаний. Искусство перестает быть подражанием природе, реальному миру - появляются изображения странных, почти бестелесных, застывших фигур, но поражающих духовной силой "святой скорби", "очищающего страдания".
Центральным и синтезирующим видом искусства средневековой Европы выступала архитектура, которая объединяла все другие виды и жанры, подчиняла их своему замыслу, художественному образу. Именно разграничение архитектурных стилей служит основой периодизации средневекового искусства. Выделяют два его главных периода: романский и готический. Романский стиль характеризует искусство и архитектуру Западной Европы в X-XII веках. Термин "романский" был введен в XIX веке на основании сходства сооружений данного периода с древнеримской архитектурой. Основные постройки романской эпохи - это замок-крепость и храм-крепость. Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость Бога. Романское искусство пронизано духом воинственности и постоянной самозащиты, так как принадлежит эпохе феодальной раздробленности. Набеги и сражения составляли стихию жизни. Замки чаще всею были расположены на возвышенностях, окружены рвами с башнями.
Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор - главное городское и монастырское сооружение. Грандиозные размеры соборов внушали мысль о слабости человека. Снаружи и внутри романский собор суров и массивен. Подобно замку-крепости он увенчан несколькими башнями. Совокупность простых, геометрически четких частей здания с ярко выраженной их целесообразностью, обилие гладких поверхностей массивных стен придают храму благородство, монументальность и величие. В Западной Европе в отличие от Византии и Руси в оформлении соборов большое значение имели скульптура и рельефы. В изображениях различных существ (кентавры, львы, полуящерицы-полуптицы, всякого рода химеры) на капителях и у подножий колонн, на окнах, в рельефах стен отчетливо выявляются "варварские" основы европейского средневекового искусства. Это нашло отражение и в понимании человеческого образа. В приземистых фигурах романских святых, апостолов прослеживается их характерная мужиковатость, явно простонародное происхождение.
Переход от романского стиля к готическому связан с ростом и расцветом городов Западной Европы. В этом стиле стали создаваться религиозные и светские здания, скульптура, книжные иллюстрации и другие произведения изобразительного искусства. Термин "готика"" возник в Италии в период Возрождения. Первоначально этим термином именовали все средневековое искусство, считая его порождением варваров-готов. Позднее готическим стало называться искусство периода высокого (классического) и частично позднего средневековья - конец XII-XV века. Главный феномен готики, воплощение всего нового в художественной и общественной жизни этой эпохи - городской кафедральный собор. Он символизировал вольность, силу и богатство города.
Готический собор имеет совершенно иной облик, чем романский. Он необозрим, часто асимметричен, устремлен ввысь; его стен как бы нет; фасады заполнены ажурными всевозможными формами: колоннами, башнями, галереями, арками, шпилями, скульпторами, резным орнаментом. Этот кажущийся невероятным облик готического строения стал возможен благодаря новым конструктивным принципам. В основе воздушности, сказочности готического собора - каркасная система постройки. Готические соборы заполнены массой скульптур, расположение рельефов и скульптур подчиняется церковным канонам. Но, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, художники раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и своем месте в мире. В готическом искусстве отразились жестокость и тяготы жизни в эпоху войн, крестовых походов, эпидемий. Образ страдающего, оскорбленного человека - затаенный нерв готического искусства. Большое распространение получили сюжеты мученичества: истязание Христа, распятие, оплакивание, страдания Иова, избиение младенцев. Однако готике доступно не только экспрессивное, подчеркнутое изображение страданий, но и выражение тонких душевных движений, передача самых различных чувств и состояний человека, высокая одухотворенность образов.
Заключение.
Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.
Все классы средневекового общества признавали духовное родство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующим классом светских феодалов в эпоху средневековья являлось рыцарство. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы, в ее недрах возник новый литературный жанр – рыцарский роман. Большое место занимала любовная лирика.
При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусство Средневековья имеет и некоторые общие черты: религиозный характер, т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства; ведущее место отводилось архитектуре. Народность, т.к. творцом и зрителем являлся сам народ; эмоциональное начало глубокий психологизм, задачей которого была передача накала религиозного чувства и драматизма отдельных сюжетов.
Наряду с господством христианской морали и всеобъемлющей властью церкви, которая проявлялась во всех сферах жизни средневекового общества, в том числе и искусстве и культуре, тем не менее, эта эпоха явилась самобытным и интересным этапом в развитии европейской культуры и цивилизации.
Список литературы.
15