Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:51, контрольная работа
Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных теории культуры.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет культурологии…………………………………………………………5
2. Социокультурный процесс и его динамика……………………………………8
3. Закономерности развития культуры……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………………..18
3.
Третичная формация является
отрицанием культуры вторичной.
3.4. Цивилизационные закономерности культуры
Мы живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для того, чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур. Далее, каждая из областей в свою очередь разделяется на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры. Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:
− разделение культуры на относительно независимые области;
− специализация работников культуры за конкретными видами деятельности;
− закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических,
политических, правовых мер;
− вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками
культуры;
− односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления,
развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение
населением;
− сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и
воспроизводство отчужденной культуры.[2]
Следует отметить, что цивилизация − это исторически возникшее, а значит, и исторически преходящее состояние культуры. Истории известны формы культуры, в которых не действовал закон общественного разделения труда, следовательно, не действовали и цивилизационные закономерности в культурных формах. Для них характерен был культурный синкретизм, то есть целостность, сложность культурной жизни, её нерасчлененность на материальную и духовные сферы. В этих условиях сама духовная культура органически вписывалась в материальное производство, тесно была с ним связана и непосредственно определялась им. Такое состояние культуры характерно было для её ранних, неразвитых форм.
3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры
Наряду с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры: например, материальной культуры, или духовной культуры и т. д. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.
В будущем, по предположению К. Маркса, все науки сольются в одну − науку о человеке, антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции − интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут − например, с отпадением условий для вражды народов, войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.
В современных условиях происходит сближение естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию математического аппарата. Усиливается общность социальных функций, их универсализм − все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных. Таким образом, в различных областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других. Так, в современных условиях усиливается интерес к биологии, психологии, медицине, экологии, генетике, информатике.[3]
В искусстве, как культурном явлении, действуют иные закономерности. В отличие от науки, которая стремится к рациональности, логичности, обоснованности, искусство воздействует на наши чувства, эмоции, переживания. Если наука мыслит терминами, понятиями, категориями, то язык искусства − эмоционально, художественно окрашенные образы.
В современности стремительно изменяются способы коммуникации, общения людей. Долгое время эту функцию выполнял ритуал, на смену ему пришло слово и устная передача информации, воздействие на эмоции, чувства с помощью речи или пения. Но и они были потеснены с открытием письменности и текст стал вытеснять прежние формы. Буквально на наших глазах приходит новая революция − утверждается "экранная культура", когда образы искусства начинают передаваться с помощью экранов кино и телевизоров, мониторов компьютеров. Это приводит к возрастанию аудиовизуального выражения художественного образа, а, следовательно, и умения его сформировать и раскодировать. В то же время можно говорить об известных циклах в развитии искусства, в частности, живописи. Так, известный испанский философ Хуан Ортега-и-Гассет отмечает: "Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом - ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем − на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа − это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности". Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.[2]
Изучая
закономерности развития культуры, следует
отметить, что все они действуют
на конкретную культуру общества в
единстве, во взаимодействии, усиливая
или ослабляя, определяя или дополняя
те или иные черты, особенности отдельных
культурных форм, действуя в культуре,
посредством культуры, для культуры, обеспечивая
её сохранение, воспроизводство, преемственность.
Не все законы, закономерности культуры
открыты и сформулированы. Культура для
культурологии ещё во многом остаётся
"землей неведанной", тем больший
интерес вызывает она у исследователей,
тем большее внимание привлекает к себе.[]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура − это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону − во всем разнообразии социально значимых проявлений.[2]
Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними. Рассмотрим их.
Внутренние факторы, определяющие возрастание роли культуры, являются главными, основными, первичными. Именно они стремительно меняют культурный облик мира. К внутренним факторам относятся те из них, которые возникают в недрах самой культуры, общества, страны, государства. Среди этих факторов, к важнейшим относятся:
1. Возрастание роли культуры как интегративного, накапливающегося, сохраняющегося субстрата общественной жизни. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это "наследство" накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных сил общества и форм его осознания.
2.
Накопленное богатство
3.
Современное человечество
Центр активности общества, ядро, от которого распространяются волны инноваций, духовных исканий, есть культура. Именно культура − уязвимая, но и наиболее важная часть социального целого, именно в область культуры перемещается узел противоречий, коллизий общества.[5]
Возрастание роли культуры в обществе как определившаяся, долговременная тенденция в современных условиях имеет свои формы проявления. В частности, стремительно растет интерес общества к проблемам культуры, стремление познать их в более полном объеме, выявить сущностные их характеристики. В результате культурология, которая раньше интересовала лишь узкий круг специалистов, превращается в отрасль знания, которая стала изучаться в качестве самостоятельного направления базового высшего образования.
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.
Механизмы
социализации, происходящие в культуре,
обеспечивают самовозобновляемость общества,
духовное замещение одного поколения
другим. Так, при рождении человек
застает определенный мир, не им созданный,
но являющийся главной основой его будущей
жизнедеятельности. С помощью понятий,
книг, средств информации человек учится
жить, строить отношения с другими людьми,
пользоваться материально-вещественными
предметами, которые его окружают, наблюдая
за поведением других (образцами, принятыми
в обществе), и осуществляет собственную
практическую деятельность, вырабатывая
свой собственный опыт и делая собственным
достоянием культуру семьи, общества,
человечества.[2]
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков
Ю.Г. Социология: учебник для студентов
вузов / Ю.Г. Волков. − М.: Гардарики, 2006
− 298с.
Информация о работе Культура. Закономерности развития культуры