Культура. Закономерности развития культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 00:51, контрольная работа

Описание работы

Ответить на вопрос, по каким закономерностям развивается культура, нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере три альтернативных теории культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет культурологии…………………………………………………………5
2. Социокультурный процесс и его динамика……………………………………8
3. Закономерности развития культуры……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      3. Третичная формация является  отрицанием культуры вторичной.  Здесь в области культуры проявляет  себя диалектический закон отрицания, в соответствии с действием которого на более высокой фазе повторяются существенные моменты предыдущей ступени. Так, культура третичной формации, отрицая эксплуататорский характер вторичной культуры, должна будет воспроизвести социальную однородность общества, свободу и равенство, справедливость в культурных формах. Если общеформационные и общесоциологические закономерности культуры подчеркивают её непрерывный характер, обращают внимание на общие черты культуры разных формаций, то конкретно-формационные закономерности выявляют уникальность, непохожесть, неповторимость культур, их отличие друг от друга.

      3.4. Цивилизационные закономерности культуры

      Мы  живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для того, чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур. Далее, каждая из областей в свою очередь разделяется на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры.  Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:

− разделение культуры на относительно независимые области;

− специализация работников культуры за конкретными видами деятельности;

− закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических,

   политических, правовых мер;

− вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками

   культуры;

− односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления,

   развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение

   населением;

− сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и

   воспроизводство отчужденной культуры.[2]

      Следует отметить, что цивилизация − это исторически возникшее, а значит, и исторически преходящее состояние культуры. Истории известны формы культуры, в которых не действовал закон общественного разделения труда, следовательно, не действовали и цивилизационные закономерности в культурных формах. Для них характерен был культурный синкретизм, то есть целостность, сложность культурной жизни, её нерасчлененность на материальную и духовные сферы. В этих условиях сама духовная культура органически вписывалась в материальное производство, тесно была с ним связана и непосредственно определялась им. Такое состояние культуры характерно было для её ранних, неразвитых форм.

      3.5. Закономерности отдельных сфер, форм, видов культуры

      Наряду  с закономерностями, которые характеризуют культуру как целостное явление, мы можем говорить и о закономерностях отдельных сфер культуры: например, материальной культуры, или духовной культуры и т. д. Рассмотрим некоторые тенденции, проявляющие себя в области науки и искусства.

      В будущем, по предположению К. Маркса, все науки сольются в одну − науку о человеке, антропологию. На современном же этапе в области науки действуют две тенденции − интеграция и дифференциация знания. По подсчетам учёных, занимающихся изучением науки, сегодня функционирует около 2000 наук. Мы можем предполагать, что в будущем некоторые из них отомрут − например, с отпадением условий для вражды народов, войны перестанут сотрясать человечество, отпадет тогда необходимость наук о войне, возможно, появится много новых наук.

      В современных условиях происходит сближение  естественных и гуманитарных наук. Оно проявляется в том, что  возрастает точность общественных наук, они все чаще прибегают к использованию  математического аппарата. Усиливается  общность социальных функций, их универсализм − все они начинают служить человеку, обществу, способствовать преобразованию практики. Возрастает общность методологии и гуманитарных и социальных наук, естественных и общественных. Таким образом, в различных областях человеческого познания обнаруживаются тенденции к соответствию их друг другу, что находит своё отражение во взаимодействии, взаимовлиянии, взаимозависимости. Открытия, сделанные в одной науке, методики, разработанные в одной отрасли знания, быстро проникают в другие, оказывая стимулирующее влияние. Это приводит к неравномерности в развитии науки. Разные её области развиваются неодинаково. В определённые периоды происходит отрыв, преимущественное развитие одних областей и подтягивание других. Так, в современных условиях усиливается интерес к биологии, психологии, медицине, экологии, генетике, информатике.[3]

      В искусстве, как культурном явлении, действуют иные закономерности. В  отличие от науки, которая стремится  к рациональности, логичности, обоснованности, искусство воздействует на наши чувства, эмоции, переживания. Если наука мыслит терминами, понятиями, категориями, то язык искусства − эмоционально, художественно окрашенные образы.

      В современности стремительно изменяются способы коммуникации, общения людей. Долгое время эту функцию выполнял ритуал, на смену ему пришло слово и устная передача информации, воздействие на эмоции, чувства с помощью речи или пения. Но и они были потеснены с открытием письменности и текст стал вытеснять прежние формы. Буквально на наших глазах приходит новая революция − утверждается "экранная культура", когда образы искусства начинают передаваться с помощью экранов кино и телевизоров, мониторов компьютеров. Это приводит к возрастанию аудиовизуального выражения художественного образа, а, следовательно, и умения его сформировать и раскодировать. В то же время можно говорить об известных циклах в развитии искусства, в частности, живописи. Так, известный испанский философ Хуан Ортега-и-Гассет отмечает: "Закон, предрешивший великие перевороты в живописи, на удивление прост. Сначала изображались предметы, потом - ощущения и, наконец, идеи. Иными словами, внимание художника прежде всего сосредотачивалось на внешней реальности, затем  − на субъективном, а в итоге перешло на интерсубъективное. Три названных этапа − это три точки одной прямой. Но подобный путь прошла и западная философия, а такого рода овладения заставляют все с большим вниманием относиться к обнаруженной закономерности". Таким образом, в развитии искусства мы могли выделить три этапа: реализм, импрессионизм, абстракционизм.[2]

      Изучая  закономерности развития культуры, следует  отметить, что все они действуют  на конкретную культуру общества в  единстве, во взаимодействии, усиливая или ослабляя, определяя или дополняя те или иные черты, особенности отдельных  культурных форм, действуя в культуре, посредством культуры, для культуры, обеспечивая её сохранение, воспроизводство, преемственность. Не все законы, закономерности культуры открыты и сформулированы. Культура для культурологии ещё во многом остаётся "землей неведанной", тем больший интерес вызывает она у исследователей, тем большее внимание привлекает к себе.[] 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В заключение данной работы хотелось бы отметить, что культура − это духовный компонент человеческой деятельности, как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону − во всем разнообразии социально значимых проявлений.[2]

      Возрастание роли культуры в современном обществе определяется двумя видами факторов: внутренними и внешними. Рассмотрим их.

      Внутренние  факторы, определяющие возрастание  роли культуры, являются главными, основными, первичными. Именно они стремительно меняют культурный облик мира. К внутренним факторам относятся те из них, которые возникают в недрах самой культуры, общества, страны, государства. Среди этих факторов, к важнейшим относятся:

      1. Возрастание роли культуры как  интегративного, накапливающегося, сохраняющегося субстрата общественной жизни. Культура, по своей собственной природе, призвана сохранять, отсеивать, аккумулировать те социальные и антропологические явления, которые в полной мере отвечают потребностям сохранения и развития человека и общества. Культура не теряет ничего существенного, необходимого из того, что создало человечество, но сохраняет его, отбирает, передаёт по наследству. От поколения к поколению это "наследство" накапливается, растет, усложняется и, в свою очередь, начинает определять ход и развитие производительных сил общества и форм его осознания.

      2. Накопленное богатство общества, в силу его истинного характера  − общественного характера производства, требует к себе и соответствующего − общественного − внимания, заботы. В ставшей общественной системе состояние целого зависит от состояния её элементов. Сбой, катаклизм, социальная напряженность в оконечностях социального организма сказывается на всем целостном образовании. Понятия "центр − периферия" теряют своё былое значение. В этих условиях социальные, политические революции теряют свой статус локомотивов истории. Общество сливается с культурой, и социальное развитие превращается в процесс развития культуры, а, значит, социальные противоречия уступают своё место культурным противоречиям как источникам развития.

      3. Современное человечество решило  техническую, технологическую, экономическую,  политическую проблемы своего  существования. С технической,  технологической точек зрения  человечество достигло таких  высот, которые позволяют ему наладить массовый выпуск продуктов, предметов потребления, способных удовлетворить материальные и духовные запросы населения. За годы, века существования современной цивилизации человечество освоило опыт производства экономически целесообразных, выгодных товарных масс и научилось преодолевать стихию рынка. Для развитых стран, как показывает опыт послевоенного развития Европы и Северной Америки, оказалась преодоленной и проблема разрешения политических противоречий, достижения политической стабильности.

      Центр активности общества, ядро, от которого распространяются волны инноваций, духовных исканий, есть культура. Именно культура − уязвимая, но и наиболее важная часть социального целого, именно в область культуры перемещается узел противоречий, коллизий общества.[5]

      Возрастание роли культуры в обществе как определившаяся, долговременная тенденция в современных  условиях имеет свои формы проявления. В частности, стремительно растет интерес  общества к проблемам культуры, стремление познать их в более полном объеме, выявить сущностные их характеристики. В результате культурология, которая раньше интересовала лишь узкий круг специалистов, превращается в отрасль знания, которая стала изучаться в качестве самостоятельного направления базового высшего образования.

      В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни  общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а  потому человекотворческая функция  может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

      Культура  выступает уникальной характеристикой  человеческой жизнедеятельности и  потому необычайно разнообразна в своих  конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

      Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения  другим. Так, при рождении человек  застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.[2] 
 
 

 

      ЛИТЕРАТУРА 

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. − М.: Гардарики, 2006 − 298с. 

Информация о работе Культура. Закономерности развития культуры