Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:18, реферат

Описание работы

Японцы... Об этом соседнем народе наша страна с начала нынешнего века знала больше плохого, чем хорошего. Тому были свои причины. Да и то плохое, что мы привыкли слышать о японцах, в целом соответствует действительности и нуждается скорее в объяснении, чем в опровержении. Однако если отрицательные черты японской натуры известны нам процентов на девяносто, то положительные лишь процентов на десять.

Работа содержит 1 файл

Культура Японии Традиционное и новаторское в ее проявлении.docx

— 59.74 Кб (Скачать)

    Любопытны предпочтения традиционных японцев  к цвету вещей. Яркому, цветущему предпочитается темное, скрытое (как острым вещам – тупые, бурным переменам – спокойствие, шумным сборищам – уединение). У основоположника даосизма Лао-Цзы изначальна Тьма, через которую пробивается свет. Тьма – это глубочайший смысл, запрятанный Божественный Свет, который дано увидеть только мудрецам. Изначальная Тьма внушала даосам не ужас, а надежду, так как в ней брезжил Свет.

    В быту японцы предпочитали темную посуду, полумрак в доме, темную одежду, даже темный мармелад. Дзэнчичироо Танизаки в эссе “Похвала тени” поясняет: “Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего блестящего, но мы действительно отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени, - безразлично, будет ли это натуральный камень, или же из искусственного материала сделанный сосуд.Впрочем, выражение “лоск времени” звучит несколько сильно – правильнее было бы сказать “засаленность руками”....мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков.”. Танизаки называет этот цвет “цветом давности”. Он пишет, что прелесть темной – коричневой или черной – традиционной лакированной посуды 
“немыслима без одного привходящего условия: темноты”. Поскольку традиционный дом в Японии покрывался огромной крышей, чтобы защитить жилище от палящих лучей солнца и от сильных потоков дождя, - внутри дома царил полумрак. “Мы предпочитаем неяркий свет, цвет сумерек всяким украшениям – на него никогда не устанешь любоваться”. Тень вносила настроение таинственности, будила фантазию. “Мы, люди Востока, - пишет он далее,- создавая “тень”, творим красоту в местах самых прозаических”.
 

  1. Новаторство в культуре Японии.

    Арт-хаус и аниме, рок-музыка и уличная мода, технологический бум и фэшн-индустрия – всеми самыми прогрессивными течениями обросла культура Японии в 20 веке. Открытая новшествам и способная их создавать, японская нация наконец-то показала всей планете свой творческий потенциал.

    Культура  Японии в 20 веке пополнилась многочисленными  новыми направлениями, которые в  сумме с модернизацией традиционных древних искусств, стали результатом  культурных вливаний с Запада. Начало века было омрачено для страны военными действиями в Китае, Корее и следом за тем участием во Второй мировой войне, в ходе которой произошли трагические ядерные бомбежки Хиросимы и Нагасаки. Это смутное время было нелегким для народа, как и послевоенный период ослабленной экономики, однако подарило японцам возможность нового старта, полного обновления производственной базы и мощного скачка технологий, направленных на скорейшее восстановление страны из руин.

    Уставшая  от войн и изоляции, Япония открылась  западному миру, с энтузиазмом  перенимая новаторские течения  в науке, промышленности и, конечно  же, культуру. Действуя с максимальной эффективностью, японцы каждую сферу  жизни старались привести к благополучному состоянию, развивая производство автомобилей, компьютеров, изобретая новые технологии в науке, внося коррективы в социальную жизнь. Отсюда пошла и нынешняя японская система образования, дающая множество  книжных знаний, вкупе с занятиями  спортом, боевыми искусствами и  прочими дополнительными кружками, и азартным стремлением детей  и их родителей к поступлению  в лучшую школу, лучший вуз, трудоустройству  в лучшую компанию. Так произошло  и с культурой – произведения литературы, кино и анимации стали  не просто подражанием европейскому образцу, а самобытными творческими  шедеврами.

    Фотография  и кинематограф уже были знакомы  японцам давно, но культура Японии в 20 веке, обогащенная новыми знаниями и достойным оборудованием позволила  этим искусствам задышать глубже и  свободнее. Первые ленты страна увидела  в 1896 году, а спустя три года японцы сами начали производить фильмы, открыв в 1903 году первый кинотеатр, а в 1908-ом первую киностудию. Из театра в кино перекочевала игровая манера, костюмы  и декорации, и даже, подобно традиционному  театру Кабуки, женские роли исполнялись  онагата – переодетыми мужчинами. Также во времена немого кино на сеансах присутствовал бэнси – исполнитель, комментировавший происходящее на экране. Вскоре режиссер Макино Сёдзо начал реформировать японский кинематограф в сторону реализма, вытесняя театральные штучки из фильмов при поддержке молодых коллег. 1930-е годы ознаменовались триумфом звукового кино и зарождением системы продюсеров, подобно существовавшей в Голливуде. Вскоре грянула война, а послевоенное кинопроизводство было уже насыщено документалистикой, посвященной сражениям на земле и на море. К середине столетия в стране насчитывалось шесть крупных кинокомпаний: «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо». Также в это время начал творить свои картины всемирно известный Акира Куросава. Сформированные в культуре Японии в 20 веке черты кино – лаконизм, созерцательность, простота – продолжают жить в фильмах последних лет, таких как «Расёмон» (1950) и «Сны» (1990) Акиры Куросавы, «Фейерверк» (1997) и «Куклы» (2002) Такеши Китано, работах Кохэя Огури и Такаси Миикэ.

    В 1950-х годах как отдельный жанр начала развиваться японская анимация, создатели которой обогатили  культуру Японии в 20 веке феноменом  аниме, получившим сумасшедшую популярность во всем мире. Некоторые доморощенные аниматоры создавали мультипликацию и в довоенное время, но в связи с увеличением необходимой технической базы для создания конкурентных мультфильмов одиночное производство стало невозможным и на арену вышли анимационные студии. Первой из них стала Toei Animation, положившая начало аниме в виде профессиональной многоэтапной деятельности. Их цветной полнометражный фильм «Хакудзяден» вышел в 1956 году, а в 1963 году Осаму Тэдзука начал выпускать сериал «Tetsuwan Atomu» (Astro Boy) по одноименной манге на научно-фантастическую тематику. Первые японские мультипликаторы подражали западным коллегам, в частности Диснею, что сделало глаза героев аниме такими неправдоподобно большими. С годами в аниме возрастало качество прорисовки картинки, появлялись новые студии и жанры. Мода на роботов породила жанр меха, а выход первого фильма «Звездные войны» увеличил популярность космических саг. В современном аниме активно используется компьютерная графика, нестандартные ходы и эротические сцены, героями становятся люди, роботы и животные, а также всевозможные сочетания разных существ. Акихабара, квартал в Токио, знаменитый магазинами с мангой, аниме, фигурками героев регулярно привлекает толпы отаку, пришедшие за фанатскими сокровищами.

    Эта массовая популярность коснулась и  внешнего вида молодых (и не очень) японцев. На тротуарах Акихабары, фестивалях аниме и просто на улицах городов процветает косплей – переодевание в любимого персонажа с копированием его поведения, жестов, высказываний. Косплей стал неотъемлемой частью японской уличной моды, которую во всех красках можно увидеть в еще одном токийском районе Харадзюку. Молодежь, которая собирается здесь причисляет себя к разным субкультурам, часто западного происхождения. Сторонники готического движения облачаются в черные платья, кожаные куртки и кружевные жабо, любители хип-хопа и р’н’б выкрашивают волосы в белый цвет и загорают в солярии до неестественного японской расе загорелого оттенка, а парни и девушки в стиле «фрутс» надевают несколько слоев одежды самых ярких цветов со множеством аксессуаров.

    Не  менее разнообразна и музыкальная  составляющая культуры Японии в 20 веке. Классические инструменты вроде  сямисэна и сякухати отошли на задний план, дав место электро-гитарам и синтезаторам. Японский рок (j-rock) и популярная музыка (j-pop) сначала покорили сердца японцев, а сейчас постепенно завоевывают мировое признание в Америке, странах Европы и СНГ.

    Еще один вид искусства, которым пополнилась  культура Японии в 20 веке, получивший известность  за рубежом это литература. Самым  известным японским писателем прошлого столетия является, пожалуй, Юкио Мисима. Его произведения совершили переворот в сознании читателей своей откровенностью и драматизмом, а печальное самоубийство в 1970 году до сих пор так и не имеет логического объяснения. Другой выдающийся автор романов и повестей Кэндзабуро Оэ – обладатель Нобелевской премии «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод». Значительное внимание широких масс населения в 1990-х годах привлек к себе японский автор Харуки Мураками. Его трилогия, включающая всемирно известную «Охоту на овец» отмечена литературными премиями, а рассказ «Тони Такия» положен в основу арт-хаусного фильма «Тони Такитани» (2004).

    Традиционное  трудолюбие японцев, их высокий эстетизм и склонность к эмпатии делают японскую культуру такой привлекательной для людей всех возрастов и национальностей. Одно из первых мест на мировой арене и благородное стремление к первенству побуждают Японию создавать все больше нового и прекрасного. 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Ошеломляющий  экономический рост Японии и культурно  родственных ей стран позволяет  характеризовать наступающий XXI в. «веком Тихого океана», когда во всю силу проявится животворность азиатских обществ. Одной из причин такого быстрого роста является характерное для азиатских культур групповое сознание, готовность людей к самопожертвованию во имя блага группы, к которой они принадлежат, отнесение на второй план личных интересов. Именно эти черты могут дать в следующем веке азиатским народам большие преимущества перед народами западных стран, где люди стремятся, прежде всего, получить еще большие права, а чувство обязанностей перед обществом как целым все больше исчезает. Известный религиозный и политический деятель Д. Икэда солидарен с точкой зрения ряда ученых о наступлении в XXI в. эпохи Азии и Тихого океана, где «Япония должна взять на себя руководящую роль в процессе постепенного перехода от западной цивилизации к новой, тихоокеанской».

    XXI век мыслится как век победы культуры над политиков, силы Человеческого духа над силой оружия, что предполагает диалог между разными культурами. Ведь культура по самой своей сути вписана в мирную деятельность людей, а конструктивный обмен культурными ценностями требует прежде всего, чтобы люди были взаимно терпимы к культурным особенностям. Они должны быть всегда готовы считаться с точкой зрения других, всегда быть способными видеть не только с одной, узкой перспективы, а с возможно наибольшего числа точек зрения. Подчеркивая культурное равноправие, историческую миссию других культур, Икэда обращает внимание на то, что «культурно-историческое значение века Азии и Тихого океана состоит в том, что контроль властью и оружием будем заменен контролем культурой и человечностью». Однако возникает вопрос: какая культура будет доминировать в наступающем веке и осуществлять контроль? Логика событий и подтекст размышлений Д. Икэды не вызывают сомнений, что в качестве таковой выступит японская культура, впитавшая в себя, как мы уже видели выше, принципы синтоизма, конфуцианства и буддизма.

    Япония  уже сейчас готовится осуществить  свою экспансию тихим, мирным путем  при помощи культуры как наиболее действенного средства. Ведь самый  изощренный и опасный контроль - это контроль в виде культуры, ибо  в данном случае Япония начнет навязывать свое мировоззрение, свои культурные и  идеологические ценности.  
 

Список  литературы.

  1. Берндт, Юрген «Лики Японии» М., Наука, 1988
  2. Васильев Л. С. «История религий Востока» М., Наука, 1983
  3. Н. Коновалова. Взаимоотношение понятий "устойчивое" и "изменяемое" в японской культуре. В сб.: Современные проблемы исследования культуры (вып. 2), МГУКИ, М., 2001
  4. Овчинников В.В. «Ветка сакуры» М., Советский писатель, 1988
  5. Пронников В.А., Ладанов И.Д. «Японцы». – М.: Изд-во Наука, 1985.
  6. Судзуки Д., Кацуки С. «Дзэн-Буддизм»  Бишкек, 1993.
  7. Цветов В. Я. «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»  М., Политиздат, 1986

Информация о работе Культура Японии